Искусство проводить границы действия
Обучение искусству проводить границы действия требует определенного времени. Чтобы получить чистое золото, надо промыть много песка. Чтобы сформировать границы действия, надо немало поработать над границами реакции.
Вы должны обучить ребенка этому искусству, которое в соединении с его склонностью протестовать сделает из него владеющую собой ценностно ориентированную личность. Ниже мы перечисляем основные способы овладения этим нелегким искусством. Вы не сможете обучитьим ребенка, если сами не умеете ими пользоваться. Поэтому если вы еще не овладели данным искусством сполна, то поставьте в известность об этом своего ребенка и вместе начинайте решать эту сложную задачу.
Важную роль в данном процессе играет время. Не приступайте к работе, пока находитесь в состоянии войны. Дождитесь, когда ребенок будет готов к обучению, перед этим неоднократно испытав ваши границы на прочность.
• Пауза вместо реакции. Когда реакция ребенка выражается в виде мгновенного протеста, заставьте его несколько раз повторить то действие, которое он должен совершить. Требуйте от него выполнения этого действия каждый раз до тех пор, пока он не перестанет поддаваться первой реакции. Если ребенок со злостью хлопает дверью, то вы должны проследить за тем, чтобы он раз двадцать закрыл ее осторожно, даже если очень сердит.
• Наблюдение. Помогите ребенку научиться наблюдать за собой со стороны. Совместно с ним проанализируйте произошедший инцидент, чтобы он увидел другие возможные варианты поведения, отличные от вспышек раздражения.
Перспектива. Ребенок нуждается в том, чтобы вы вмешались в его гнев или ярость. Ему кажется: то, что он чувствует, — истина в последней инстанции. Помогите ему относиться к чувствам, как к непостоянным ощущениям: со временем они исчезнут. Они не отражают объективную реальность. Кроме этих чувств есть еще и другие. Решение проблемы. Помогите ребенку увидеть альтернативные варианты решения проблемы или удовлетворения своих потребностей. «Если Бобби не хочет играть с тобой, то почему бы тебе не поиграть с Билли?»
Реальность. Помогите ребенку находить компромисс и не воспринимать результаты исключительно как черное или белое. Он должен знать, что его потребности не могут удовлетворяться идеально, но если они удовлетворяются неплохо, то это уже хорошо. Ребенок может не получить главную роль в школьном самодеятельном спектакле, но и его роль вполне хороша.
Инициатива. Ребенок должен понять: пока он не станет действовать обдуманно, а будет все время демонстрировать свою реакцию на возникшую проблему, проблема не решится. Послушайте, о чем люди говорят между собой — изо дня в день об одном и том же. Хватит говорить о своих проблемах, решайте их. Другие люди. Если вы уже сделали все возможное и не знаете, как быть дальше, то попросите совета у тех, кому вы доверяете. Не будьте родителем, играющим роль Одинокого странника.
Заключение
Родителям постоянно приходится за все переживать. Переживать,если у ребенка никогда не было вспышек раздражения и если их было слишком много, переживать, когда ребенок надолго задержался в реактивной фазе.Любя и твердо стоя на своем, вы сможете помочь ребенку довести границыреакции до зрелых границ действия, покоящихся на фундаменте любви и реальности. Помогите ему научиться самому управлять своей жизнью, своим характером и поведением:
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей» (Псалом 1:1).
Что действительно мешает развитию искренности и самодисциплины вашего ребенка — это передаваемые через третьих лиц сплетни. В следующей главе вы узнаете о том, как помочь ребенку обеспечить неприкосновенность своих границ в отношениях с другими людьми.
Я становлюсь счастливее, испытывая благодарность
Но уСузи это есть!
—Мне скучно-
— Мне надоела эта игрушка. Я хочу другую.
— Это нечестно. Джою почему-то можно!
Знакомые жалобы? Мы имеем дело с завистью. Если у вас есть ребенок, то вы наверняка знаете, что это такое. Зависть — самое низменное чувство. В какой-то степени она присуща всем человеческим существам. Но, как вы, вероятно, заметили, степень зависти разных людей неодинакова, не у каждого в жизни она играет определяющую роль. Обратите внимание на поведение знакомых вам взрослых людей. Можно ли определить, какую роль сыграла зависть в жизни самых несчастных из них? Завистливые люди
• Постоянно стремятся все к большему и большему материальному благополучию
• Вечно недовольны своим супругом и постоянно ждут от него чего-тоеще
• Неспособны испытывать удовлетворение и радоваться тому, что имеют
• Считают, что должны быть «не хуже других»
• Слишком высоко ценят положение в обществе, власть, престижную должность и деньги
• Недовольны своей должностью или продвижением по служебной лестнице
• Критикуют людей, имеющих власть и положение, людей талантливых и богатых
• Завидуют тем, кто занимает более высокое положение
• Полагают, что имеют право на особое отношение к себе, так как они «не такие, как все»
• Думают что они не подлежат критике, и не считают нужным реагировать на чьи-либо замечания
Самое печальное во всем этом то, что завистливые люди постоянно ощущают пустоту. Им никогда не бывает до конца хорошо, их ничтотолком не устраивает. Чего бы они ни достигли илини получили, им всегда чего-то не хватает. Никогда в своей жизни они не испытывают удовлетворения.
Если мы вернемся к детям, то для них зависть — это непрекращающееся «хочу еще». В определенных пределах это нормально, и проблема исчезнет сама собой, если ребенок будет расти со сформированными границами.Цель данной главы — научить вас тому, как трансформировать нормальную детскую зависть в умение жить в согласии с людьми, быть благодарным и довольнымтем, чтоимеешь.
Принимать как должное или выражать благодарность
Трудно выделить какую-то одну черту характера, которая причиняет человеку больше несчастий,чем любая другая. Но нетрудно составить список самых худших! Вне всякого сомнения, одно из трех-четырех наиболее пагубных качеств — уверенность в обладании особыми правами. Человеку кажется, что все ему чем-то обязаны, что окружающие должны относитьсяк нему как-топо-особому простопотому, что он живет на свете.
Обладающие подобным качеством люди думают, что им положены какие-то специальные привилегии и почести, что им должно принадлежать все, что есть у других, что все обязаны их уважать, любить и т.п. И, когда они не получают желаемого, им начинает казаться, что с ними «плохо» обращаются. Они постоянно выражают протест, разыгрывая роль жертвы, с которой плохо обращается другой человек, организация, Бог — кто угодно. Они живут с ощущением, что все им должны, и все время от кого-то чего-то требуют.
Став взрослыми, такие люди считают, что их обязаны продвигать по службе, повышать им зарплату и предоставлять дополнительные льготы, которых на самом деле они не заслужили. В браке они подвергают критике мужей (жен) за то, что те делают для них слишком мало или вообще не делают того, что, на их взгляд, делать необходимо. В конце концов начальство и супруги устают от их жалоб и обвинений — а затем и от них самих.
Дети прежде всего считают, что у них есть право всеми командовать. Они желают иметь все, что хотят и когда хотят, и если не получают желаемого, то начинают протестовать. В самом начале своей жизни младенцы действительно нуждаются в повышенном внимании и постоянной заботе. Получая все это и становясь чуть постарше, они уже не пытаются приспосабливаться к требованиям действительности и начинают «качать права» как в собственной семье, так и на детской площадке, и в школе. Таким образом закладывается отрицательная черта характера.
Затем дети начинаютдумать, что имеют правони о чем не переживать, ничего не делать,не считаться справилами играницами.
Позжеим уже кажется, что они вправе обладать тем же, чем обладают другие. Мы все слышим подобные слова: «Но ведьСузи пойдет в кино -— значит, и мне можно» или «Но ведь Сузи купили эту игрушку — почему же мне нельзя?». Над детьми постоянно довлеет «неоспоримый» довод: «Если у кого-то это есть, то это должно быть и у меня». Типичная картина: маленькая девочка на улице самозабвенно играет с куклой. Совершенно очевидно, что малышка вполне счастлива. Но вдруг мимо нее проходит другая девочка с куклой на руках. В мгновение ока играющая девочка теряет всякий интерес к собственной кукле, ей срочно нужна точно такая же, как у проходящей мимо. Дети завидуют всему, что есть у других, и все свое им уже кажется плохим. И если они не могут получить желаемого, то начинают протестовать. Они не сомневаются, что у них есть на это право.
Чувством, противоположным зависти и наделенности особыми правами, является благодарность. Благодарность испытывает человек, живущий с ощущением, что получает от жизни очень немало — и не потому, что заслуживает этого, а по чьей-то милости. В основе благодарности лежит любовь и способность дорожить тем, что получаешь. Более того, человека не покидает мысль: «Как же мне повезло, что у меня это есть». Это резко контрастирует с мыслью завистливого и наделяющего себя особыми правами: «Меня обманули, дав мне так мало». Благодарный человек всегда счастлив и переполнен радостью; завистливый же постоянно несчастен и переполнен злобой. Вряд ли можно чувствовать себя хуже, чем отношения; вряд ли можно чувствовать себя лучше,чем рядом с благодарным и признательным.
Эти два состояния — зависти и благодарности — имеют очень отдаленное отношение к тому, что на самом деле получает от жизни каждый человек, и самое прямое— к характеру человека. Если вы даете что-то человеку завистливому, считающему, что все ему должны, то это не приносит пользы ни ему, ни вам. Он убежден, что вы просто-напросто выполнили свой долг перед ним. Если вы даете что-то человеку благодарному, то его не покидает ощущение, что ему повезло и что вы замечательный человек.
Родители должны помочь детям избавиться от ощущения своей исключительности и от чувства зависти и помочь им развивать в себе способность быть благодарными людьми.