Как научиться брать на себя ответственность

Когда Кэмерон начал учиться брать на себя ответствен­ность за соблюдение порядка в комнате, ему недоставало многого. Так:

• Он не чувствовал потребности в чистоте и порядке. Ее ощущала мать

• У него не было стимула убираться в комнате. Стимул был у матери

• Он никогда не планировал уборку и не выделял для этого время. Это делала мать

• У него отсутствовало умение организовать себя. Та­ким умением обладала его мать

И как же Кэмерон научился брать ответственность на се­бя? Начался процесс постепенного перехода перечисленных качеств из окружающей его среды внутрьнего самого. Сначала эти качества были присущи маме и отсутствовали у Кэмерона. Границы осуществили их перераспределение. В результатемама больше не ощущала ни потребности,ни сти­мула, не уделяла этому занятию время и не прилагала ника­ких усилий. Вместо нее все это стал делать Кэмерон. Границы способствовали началу усвоения ребенком того.что раньше находилось за пределами его личности. В целомпринципдействия границ сводится к следующему: то, что было внеш­ним, становится внутренним.

В нашей книге речь пойдет о процессе, в результате кото­рого ребенок усваивает то, что ранее у него отсутствовало. Займите твердую позицию по выработке ясных границ в от­ношениях с детьми, и дети получат великолепную возмож­ность иметь стимул, потребность, умение и стремление жить наполненной любовью, ответственной, праведной и счастли­вой жизнью в Боге и окружающих их людях. Это и станет су­тью их характера.

В следующей главе мы подробноостановимся на типе ха­рактера, который мы хотели быразвить в своем ребенке.

Что такое характер?

Представив будущую семейную жизнь сына, Элисон по­няла: крайне важно еще в детстве выработать у него чув­ство ответственности. Она перестала сама улаживать сиюми­нутные проблемы мальчика и стала задумываться о развитии его характера. Каким человеком она хочет воспитать своего сына?

Конечно же, мы хотим, чтобы наши дети были ответ­ственными людьми. Однако зачастую мы не имеем четкого представления о том, какой характер воспитываем в своем чаде. В общении с ребенком мы нередко стараемся решить проблемы текущего дня или даже часа! Задумайся мы о том, какого человека создаем в данный момент, мы сразу стали бы относиться к происходящему по-другому. Очень важно по­нять: если мы настаиваем, чтобы ребенок делал уроки, то де­ло совсем не в том, будет решена данная задачка или нет.

Речь идет о том, счастливой или несчастной будет его се­мейная жизнь, станет он преуспевающим в жизни человеком или неудачником. Поэтому мы приглашаем вас принять уча­стие в коротком путешествии на «машине времени». Его цель — заглянуть в будущее и посмотреть, каким будет ваш ребе­нок через двадцать лет. В данной главе мы подробно остано­вимся на тех качествах, которые считаем исключительно важными в жизни взрослого человека, — качествах, основ­ную роль в развитии которых играют границы.

Любовь

Из трех величайших добродетелей — веры, надежды и любви, по признанию апостолаПавла, любовь — самая боль­шая (см. 1 Коринфянам 13:13).Большинство родителей ска­жут, что хотели бы видеть своихдетей любящими людьми, которые понимают, что они — не«пуп земли». Прежде чем совершить какой-то поступок,они думают о том, как его по­следствия скажутся на окружающих. Используя термин из психологии, можно сказать, чтоони не «эгоцентричны». Они несчитают, что их персона —• единственное, что имеет значе­ние в этой жизни.Им не кажется,что окружающие существу­ют только для того. чтобы исполнять их требования и пота­катьих прихотям.

Далеко не редкость, что у самых любящих родителей вы­растают наиболее эгоистичные дети. Как же так? Мы все не раз слышали такие слова: «Но ты же знаешь Сыозен. Она ду­мает только о себе». Чаще всего такая Сыозен — из хорошей семьи. Но родители не сформировали у нее границы, кото­рые заставили бы девушку уважать чувства других. Отсутствие границ привело к эгоцентризму, лишившемуихдочь способности любить.

Отсутствие в детстве границ является причиной неосо­знанных, совершаемых под влиянием момента поступков, возникновения наркотической зависимости и полной безот­ветственности. Все это препятствует развитию способности любить.

Рассказывает доктор Клауд

Джордж уныло сидел напротив меня. Его жена Джэнет, которую он очень любил, 'ушла от негопотому, что он поте­рял очередную работу. Будучидовольно одаренным челове­ком. Джордж, казалось бы, имел всенеобходимое для успеш­ной жизни. Но он терял одну хорошую работу за другой из-за своей безответственности и неумения доводить начатое дело до конца. Начальство ценило способности Джорджа, но счи­тало неприемлемым его отношение к работе. После несколь­ких скандалов на почве его бесконечных увольнений Джэнет решила, что с нее довольно.

— Я ее очень люблю, — сказал мне Джордж. — Неужели она этого не видит?

— Я верю, что вы ее любите, — ответил я. ~ Но как раз не думаю, что она видит вашу любовь. Она видит лишь послед­ствия вашего поведения, сказывающиеся на ней и детях, и постоянно задает себе вопрос: «Как он может любить нас и при этом обращаться с нами подобным образом?». Невоз­можно любить человека, ничего ему при этом не давая. Любовь, не дающая плодов, — это не любовь. Ваша жена не чувствует себя любимой из-за тех неприятностей, с которы­ми сталкивается из-за вас.

Если бы Джорджу представилась возможность вернуть Джэнет, то его очередное пустое обещание уже не помогло бы. Джорджу необходимо сформировать границы, которые позволят ему взять себя в руки и развить чувство ответствен ности. Джэнет сможет поверить лишь делам, а не разговорам о любви.

Пока Джордж рос, от него никто не требовал демон­стрировать плоды своей любви. Его родители были замеча­тельными, трудолюбивыми людьми. Людям их поколения выпали нелегкие испытания — война, тяжелые экономиче­ские кризисы. Им приходилось очень много трудиться, что­бы выжить. Они не хотели, чтобы их сын столкнулся с таки­ми же трудностями. Они ограждали его от любых неприят­ностей и не приучали к труду. Даже если они и давали маль­чику элементарнейшие поручения, требующие минималь­ной ответственности, а он их не выполнял, то они его не на­казывали, считая: уж лучше пусть у ребенка вырабатывается положительная самооценка, чем чувство вины, которое са­ми они постоянно испытывали в детстве. Соответственно, ребенок не ощущал негативного отношения со стороны лю­бящих людей даже тогда, когда не выполнял своих обязан­ностей.

Но семейная жизнь — совсем другое. Теперь Джордж на­ходился в таких отношениях, при которыхлюбимая супруга предъявляла ему определенные требования — иначе семья просто развалилась бы. Чтобы стать истинно любящим чело­веком, чья любовь действительно меняет жизнь близких, Джорджу не хватало ответственности. В конечном счете лю­бовь такова, каковы ее результаты.

Любящие люди уважают границы других. Вам доводи­лось иметь дело с человеком, не способным слышать ваше «нет»? Что вы при этом испытывали? Вам казалось, что ваша личность подавляется, что вами управляют. Вы ощущали обиду, а об уважении и любви не шло и речи. Человек, пода­вляющий личность другого, переступает запретную черту и вторгается в чужое пространство. Любящие люди так не по­ступают, сколько бы они ни рассуждали о том, как дорог им другой человек. Способная любить личность умеет сдерживать свои по­рывы. Многие алкоголики, к примеру, очень любят свои се­мьи. Их пьянство причиняет домашним огромные неприят­ности, а сами они испытывают при этом колоссальное чув­ство вины. Но все равно продолжают пить. И хотя, подобно Джорджу, они любят, последствияих неспособности сказать пьянству «нет» в конечном счете разрушают дорогие им от­ношения. Убивают любовь и другие отклонения в поведении человека, совершающего поступки под влиянием импульсов, такие, как необузданная сексуальная страсть, бездумная тра­та денег, несдержанность в еде,употребление наркотиков и неконтролируемые приступыгнева. Отсутствие границ не позволяет человеку преодолеть всебе эти пороки.

Ответственность

Еще один показатель зрелости характера — ответствен­ность. Безответственность Джорджа стоила ему семьи и рабо­ты. Она внесла в его жизнь хаос и нестабильность.

Что же это такое — ответственность?На ум приходит сразу несколько понятий: долг, обязанность, надежность, уверенность в том, что на человека всегда можно положить­ся, способность довести начатое дело до конца.

В действительности смысл этого слова гораздо шире. Ответственно относиться к себе — значит быть хозяином своей жизни. Быть хозяином жизни означает управлять и распоряжаться ею, постоянно помня: за все свои поступки ты отвечаешь перед Богом и окружающими людьми. Являю­щийся хозяином своей жизни человек понимает: все то, из чего состоитего жизнь, на самом деле принадлежитему и только ему И никто не может прожить эту жизнь за него.

«Ибо всемнам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Коринфянам 5:10).Он по-требуетот нас отчитаться за все свои таланты, способности, отношения, время и действия. Готовый «явиться пред суди­лище» знает: его жизнь полностью доверена ему, и он один отвечает за все, что с ней сделает.

В книге «Барьеры» мы подробно описали, что находится в пределах наших владений, что именно очерчивают прове­денные границы и что они защищают. Истинно ответствен­ные люди являются настоящими хозяевами своих:

• Чувств

• Отношения к происходящему

• Поступков

• Принятых решений

• Границ дозволенного

• Желаний

• Мыслей

• Жизненных ценностей

• Способностей

• Любви

Быть хозяином этого иозначает быть по-настоящему от­ветственной личностью, скоторой каждый хотел бы иметь дело. Такой человек скажет:«Мои чувства — это мое дело. Мое отношение к происходящему — это мое дело».

Человеку не хватало ответственности еще во времена Адама и Евы. Помните, как Адам не стал отвечать за свой вы­бор? Когда Бог спросил его о случившемся, он во всем обви­нилЕву: «Жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», — сказал он, впутывая в это дело не только Еву, но и Самого Бога. Получается, что Бог и Ева виноваты в том, что он сделал неверный выбор! А Ева обвинила змея в том. что он обманул ее. С тех пор человечество и страдает из-за отсут­ствия хозяйского подхода к собственной жизни. А если мы не считаем себя хозяевами своей жизни, то и не управляем ею.

Недавно я консультировал супружескую пару, чья семей-иая жизнь дала трещину. Каждому из них я задал вопросы от­носительно их поведения.

— Почему в ваших отношениях с мужем возникло отчуж­дение? — спросил я ужены.

— Потому что он кричит на меня, — прозвучал ответ.

— Почему вы кричите на жену? — задал я вопрос мужу

— Потому что она демонстрирует свое отчуждение, — от­ветил он.

Тогда со своимследующим вопросом я обратился уже к обоим:

— По-вашему, как долго всеэто может продолжаться? Оба ответили, чтоничего немогут с собой поделать. Каждый считал, что проблемывозникли по вине другого. Если оба супруга не признают своей ответственности за соб­ственное поведение, то изменений в семейной жизни ждать не Приходится. Они очень напомнили мне Адама и Еву.

Ваша задача — внушать своему ребенку: то, что находит­ся в пределах его владений — чувства, отношение к происходящему, поступки, — это его проблема, а не чья-то еще. Ребенок, говорящий: «Сестра заставила меня сделать это», станет взрослым человеком, который вечно будет сваливать свою вину на другого. По-настоящему ответственный взрос­лый человек скажет: «Я сам себя заставил сделать это, и я за это отвечаю». Только при таком условии появится надежда, что человек станет хозяином своей судьбы.

Свобода

Приходилось ли вам когда-нибудь иметь дело с «жерт­вой»? Жертвам всегда кажется, что они оказались в данных обстоятельствах потому, что у них не было другого выхода. В их жизни все происходит как-то случайно, и они при этом неустанно твердят: «От судьбы не уйдешь».

Одна женщина жаловалась мне на свою коллегу, которая постоянно отвлекала ее, мешала работать. Она считала, что в ее неспособности выполнить работу в срок виновата сослу­живица-

— А зачем вы вступаете с ней в разговор? — спросил я.

— Что вы имеете в виду?

— Когда она к вам подходит и начинает отвлекать от ра­боты, зачем вы разговариваете с ней?

— А куда же мне деваться? Она подходит и стоит рядом.

— А разве нельзя сказать,что у вас срочная работа, что вам некогда, что в данный момент вы неможете отвлекать­ся?

Взгляд женщины стал пустым. Такие понятия, как стрем­ление найти выходиз создавшейся ситуации и быть хозяи­ном своего поведения, оказались чуждыми для нее.Она счи­тала: если с ней что-то произошло, значит, так было суждено. От нее ничего не зависело. Когда ясказал, что у человека всегда есть выбор, она удивленно посмотрела на меня. Я предложил ей на выбор пять или шесть выходов из ее ситуа­ции: поговорить обо всем напрямую с болтушкой-сотрудни" цей, обсудить проблему с начальником, попросить перевести ее в другой отдел и т.д. Подобный способ мышления был для нее абсолютно новым; она даже не догадывалась, что может свободно выбирать, как строить отношения с окружающими, даи жизнь в целом.

Такой же жертвой был и Джо. В компании, где он рабо­тал, на него наваливали огромное количество работы. Он ед­ва с ней справлялся, постоянно находясь при этом в пода­вленном состоянии.

— И что вы намереваетесь с этим делать? — спросил я его.

— Что значит «делать»?

— Я уточню. Что вы намереваетесь делать с тем, что вас принуждают выполнять работу, которую вы выполнять не обязаны?

Он смотрел наменя молча. Потребовалось немало време­ни, чтобы он понял: давно пора разослать свои анкетные дан­ные в другие фирмы, а не играть роль жертвы, которая «па­шет» на свою компанию по 12 часов в сутки без всякого по­ощрения.

Выросшие с правильно сформированными границами дети знают, что они не только несут ответственность за свою жизнь, но и наделены свободой выбирать, как ее прожить, естественно, отвечая за свой выбор. Для ответственного взрослого человека граница его возможностей проходит по небесам.

Мы живем в обществе, состоящем из «жертв». Современ­ные люди ведут себя так, будто у них нет выбора, будто все в их жизни делается кем-то другим. А если и не делается, то са­ми они уж тем более не могут ничего предпринять, чтобы что-то изменить. Если вы научите детей управлять своей жиз­нью, то преподнесете им роскошный подарок на будущее: на своем жизненном пути они оставят далеко позади всех остальных, так как будут просто обречены на успех! Они обойдут других уже на старте!

Инициатива

Джери рассказывала мне о своих отношениях с Дэйвом. Ей нравилось его чувство юмора, чуткое отношение к ней, умение сопереживать. Но ей казалось абсолютно неприемле­мой его безынициативность. Например, они с Дэйвом реша­ли чем-то заняться, допустим, ходить в тренажерный зал. Но, когда подходило время претворения задуманного в жизнь, Дэйв ничего не предпринимал до тех пор, пока Джери не на­поминала ему об этом. У нее было такое ощущение, что она постоянно «подталкивает его сзади».

Я знаю. что точно такое же чувство было и у начальника Дэйва. Дэйв почти всегда выполнял в срок все, что от него требовалось, но для этого его постоянно приходилось «под­талкивать». Налицо было явное отсутствие его личной актив­ности.

Нормальная составляющая поведения человека — ини­циативность. Быть созданным по образу Божьему означает быть созданным со способностью делать что-то по собствен­ной инициативе. Чаще всего человек безынициативный — это человек с отсутствующими границами. Поведение Дэйва не было направлено на достижение какой-либо конкретной цели именно потому, что не ограничивалось никакими рам­ками.

В ребенке надо развивать инициативность ~ важнейший аспект формирования правильных границ поведения. На па­мять приходит такой случай. Несколько лет назад я был в го­стях у одной моей хорошей знакомой — матери десятилетне­го сына. Пока мы с ней беседовали, мальчик несколько раз подходил к матери и говорил, что ему скучно. Ему хотелось, чтобы мама организовала его досуг. Мама же понимала, что мальчик способен сам справиться с подобной задачей. По­этому она сказала: «Сынок, ты сам должен придумать, чем тебе заняться. Это твое дело». Вскоре после этого ребенок по­звонил своему приятелю, и они ушли гулять. Таким образом мать воспитывала ответственность в своем сыне за организа­цию его дня.

Недавно я снова встретился с этой женщиной.Она с гор­достью начала рассказывать мне об успехах сына — студента последнего курса института. Его достижения оказались про­сто выдающимися. Про себя я подумал, что иначе и быть не может, ведь этот мальчик с самого детства был приучен отве­чать засебя.

Известная писательница, автор детективных романов Маргарет Миллар написала так: «Жизнь — это то, что проис­ходит с нами помимо нашей волио. Однако для многих жизнь — это то, чем управляют они сами, проявляя усердие и прилежание. Они используют данныеим таланты, приумножают их и постоянно увеличивают долю активного участия в соб­ственной жизни. Они берут на себя ответственность «за орга­низацию своего времени» и за достижение целей. Те же, кто этого не делает, — люди, от которых в детстве не требовали проявлять инициативу и стремиться к достижению постав­ленных задач и целей. За них все делал кто-то другой, да еще и оберегал их от последствий собственных действий.

Наши рекомендации