Ребенок не рождается с готовыми границами

Граница — «линия, ограничивающая пределы чьей-либо

собственности», показывающая, где кончается частная соб-

ственность одного человека и начинается частная собствен­ность другого. Если мы знаем, где проходят границы данного человека, то нам хорошо видно, что находится в его ведении


Дети: границы, границы...

и за что он несет ответственность (имеются вввду его чув­ства, поступки и взгляды). Нам нередко приходилось сталки­ваться с супругами, которые бесконечно выясняли отноше­ния друг с другом и искали виновного, но при этом никто из двоих не желал брать на себя ответственность за происходя­щее. Мы должны определиться в своих отношениях с другим человеком, уточнить, что именно мы от него ожидаем. И по­сле этого можно требовать определенной ответственности от каждого за свою часть отношений. Если все члены семьи от­вечают за свою долю собственности, то отношения между до­мочадцами складываются великолепно: люди добиваются поставленных перед собой целей.

То же относится и к отношениям с ребенком. Ребенок должен знать, где проходят границы его собственности, т.е. за что он должен отвечать и за что не должен. Если он знает, что существование в этом мире требует, чтобы он отвечал за себя и свои поступки, то он научится жить в соответствии с этими требованиями, и его жизнь сложится удачно.

А вот если в детстве у ребенкане сложилось четкого представления о том, где проходят его границы (за что он не­сет ответственность) и где проходят границы других (за что они несут ответственность), у него не разовьется умение вла­деть собой, без которого он не сможет счастливо идти по жизни. Расплывчатое представление о допустимых границах приведет к тому, что такой человек станет требовать полного подчинения себе окружающих и совершенно не будет кон­тролировать себя. Дети как раз и являются такими людьми, не способными контролировать себя и пытающимися подчи­нить себе окружающих. Они не хотят согласовывать свои действия с требованиями мамы и папы; они желают, чтобы мама и папа изменили свои требования в угодуим!

Вы, вероятно, уже догадались, почему процесс воспита­ния настолько труден. Дети не рождаются с готовыми грани­цами. Они их усваивают благодаря общению и дисциплине.

Чтобы дети поняли, кто они такие и за что отвечают, родите­ли должны установить четкие границы в отношениях с ними и строить эти отношения таким образом, чтобы помочь де­тям осознать собственные границы.

При наличии ясно различимых границ у детей развива­ются следующие качества:

• Четкое ощущение того, кто они такие

• Представление о том, за что они отвечают

• Способность самим делать выбор

• Понимание того, что если сделан правильный выбор, то все сложится хорошо, а если неправильный, то им придется страдать

• Возможность познатьистинную любовь — любовь, основанную на свободе

Сущность границ — самообладание, ответственность, свобода и любовь. Это основные составляющие духовной жизни. Весь вопрос в том, как этого добиться.

Тройная роль родителей

Процесс воспитания можно рассматривать с различных точек зрения. Кто-то видит в родителе тренера, кто-то надзи­рателя, кто-то друга, а кто-то Бога. На самом деле родителям приходится играть каждую из этих ролей.

С нашей точки зрения, в их обязанности входит выпол­нение трех основных функций:

• Опека

• Руководство

• Источник существования

Опека

\

Опека — юридическая ответственность за ребенка, вклю­чающая обеспечение его защиты и сохранности.Почему ро­дители должны обеспечивать защиту и сохранность ребенка?

Библия говорит, что ребенок до определенного срока «подчинен попечителям и домоправителям» (Галатам 4:2). Дети не обладают достаточной мудростью, чтобы защищать­ся и охранять себя.Они не могут отличить правильноеот не­правильного, опасное от безопасного, хорошееот плохого, жизнь от смерти. Они не думают, к чему могутпривести их действия, и стремятся лишь к удовлетворениюсиюминутныхпотребностей. Поэтому исследующие и определяющие пре­делы своего пространства дети подвергаются опасности.

Мудрость приходит лишь с опытом — аименно его ре­бенку недостает.

Опека над ребенком заключается в создании безопасной для него среды обитания, пока он будет учиться жить и наби­раться мудрости. Предоставь вы ему чуть меньше необходи­мой для приобретения опыта свободы — и он навсегда оста­нется ребенком, чуть больше свободы — и над ним нависнет опасность причинить вред самому себе. Поэтому основная задача воспитания — установить равновесие между свободой и ограничениями. Родители обязаны оберегать ребенка от опасностей, защищать от вредных воздействий и способство­вать поддержанию его жизни.

Шаги, направленныена защиту жизни ребенка, в сочета­нии с соответствующимиграницами и ограничениями убере­гут его от следующих видовопасности:

1. Опасность, исходящая от самого ребенка

2. Опасность, исходящая от внешнего мира

3. Неадекватная степень свободы, которую он не в со­стоянии выдержать

4. Неправомочные или злостные действия, поступки или взгляды {например, неоднократно совершаемые преступления или употребление наркотиков)

5. Регрессивная тенденция ребенка оставаться зависи­мым существом и не стремиться к взрослению

Выступающие в роли опекунов родители обеспечивают безопасность, рост и здоровье ребенка. Формирование гра­ниц в значительной степени требуется именно для выполне­ния данной функции. Установление конкретных пределов свободы как раз и служит целям зашиты ребенка. В процессе их усвоения ребенок набирается мудрости и постепенно учится заботиться о себе без посторонней помощи.

Руководство

Руководитель следитза тем, чтобы все было в порядке:

чтобы задачи выполнялись, требования соблюдались, ожида­ния оправдывались. Дети не рождаются дисциплинирован­ными — это качество приобретается в процессе воспитания. Руководитель следит за тем, чтобы ребенок своевременно ре­шал стоящие передним задачи, способствующие его росту.

Наделенные руководящими полномочиями люди рас­полагают определенным набором средств, необходимых для контроля, обучения, установления причинно-следственных связей, корректировки, наказания, обеспечения порядка и выработки навыков.Они осуществляют надзор за выполне­нием ежедневной напряженной работы, направленной на до­стижение поставленных целей.

Решив противостоять стремлению Кэмерона уйти от личной ответственности, Элисон взяла на себя руководство данным процессом. Нетрудно догадаться, что Кэмерон вос­принял мамино решение без особого энтузиазма! Элисон пришлось поставить перед собой конкретные задачи, задействовать все имеющиеся в ее распоряжении средства и уста­новить причинно-следственные связи. Только так сын мог научиться быть дисциплинированным, без чего невозможно поддерживать нормальные отношения с любым другим чело­веком. Короче говоря, ей пришлось управлять его незрелос­тью. Так, она установила для мальчика временные рамки, в пределах которых он должен был научиться раскладывать по местам свои вещи и убираться в комнате. Мать поставила сы­на в известность о том, что произойдет, если он не будет это­го делать, и строго следила за соблюдением установленных правил. Мальчик лишился очень многого и узнал цену своей лени.

Границы играют важнейшую роль в руководстве любым процессом. Введение определенных ограничений и соблюде­ние требования, чтобы ребенок сам отвечал за себя (воспри­нимал проблему как свою собственную и стремился к ее ре­шению), и является правильным пониманиемграниц. Позжемы остановимся на этом подробнее.

Источник существования

Ребенок приходит в мир без необходимых внутренних резервов. Он не знает, как добывать пищу, где искать укрытия от жары или холода, где брать деньги на жизнь, а также как удовлетворять нематериальные потребности. Он нуждается в любви, духовном росте, мудрости, поддержке и знаниях — но все это находится вне пределов его досягаемости.

Родители — источник всего положительного для детей. Они являются мостом между ребенком и внешним миром, содержащим необходимые для поддержания жизни ресурсы. В процессе предоставления и использования ресурсов грани­цы играют немаловажную роль. Дети должны узнать, как по­лучить необходимое икак ответственно распорядиться тем, что им дано, чтобы постепенно самим научиться находить

способы удовлетворения своих потребностей. В самом нача­ле жизни ребенка родители являются источником его суще­ствования; но со временем они предоставляют ему все боль­шую и большую независимость, чтобыон сам добивался все­го, в чем нуждается.

Являться источником существования ребенка — великое благословение и нелегкий труд. Если родители лишь отдают, не соблюдая никаких границ, то дети начинают чувствовать, чтоим позволяется все, и становятся эгоистичными и требо­вательными. Неблагодарность превращается в черту их ха­рактера. Если родители обеспечивают ребенка слишком ограниченными средствами существования, то в нем растет неуверенность в себе и не развивается стремление к достиже­нию цели, приносящее радостное чувство удовлетворения. Мы подробнее расскажем о том, как границы помогают вы­работать структуру ресурсообеспечения ребенка и насколько важна их роль в воспитании.

Наши рекомендации