Раздел VI. Модели поведения потребителя
6.1.Характеристики потребителя
6.2. Типология личности по К.Г.Юнгу и покупательское поведение
6.3. Типология потребителя
6.1.
Несмотря на широкое признание, теории А. Маслоу недостаточно для того, чтобы объяснить поведение современных потребителей во время покупки. Невозможно их разбить на категории, хотя у них могут быть некоторые общие характеристики, но чаще всего они представляют огромное разнообразие. Более того, характеристики потребителя — образ жизни, вкусы, ожидание и требования — постоянно меняются и развиваются.
Побудительные мотивы покупателей могут оказаться весьма сложными, каждый покупатель воспринимает один и тот же товар по-своему, это восприятие может быть уникальным, эмоциональным, обусловленным усталостью, а потому — нелогичным и переменчивым. У ряда же потребителей оно может быть сверхлогичным, вызванным рядом последовательных шагов, направленных на аналитичное и взвешенное решение о покупке.
Причем, приобретая один и тот же товар, разные люди могут иметь разные потребности и руководствоваться разными мотивами, при этом каждый человек может иметь сразу несколько мотивов при совершении одной покупки.
Основные потребности человека мало менялись на протяжении всей истории развития экономики. Способы же удовлетворения этих потребностей претерпели значительные изменения в эпоху развития информационных технологий. Современные потребители отличны в своем образе жизни, вкусах, ожиданиях, требованиях.
В результате возникает стратегия «Один на один», основанная на главном принципе: разных покупателей необходимо и обслуживать по-разному.
Причем все характеристики потребителей постоянно меняются и развиваются. Исследователи поведения потребителей анализируют то, как индивидуумы принимают решение о покупке, что покупают, почему, как часто, где и когда. Они используют информацию из концепций и теорий, разработанных в других областях наук, таких как психология, социология, социальная психология, антропология, культурология, экономика.
В опубликованном в 1979 г. исследовании R. Olshavsky и D. Grabois «Принятие потребительского решения — факт или фантазия?» было продемонстрировано, что подавляющее большинство повседневных покупок осуществляется без какого-либо поиска информации и оценки альтернатив. М. Дымшиц отмечает, что проведенные за 20 с лишним лет разнообразные исследования позволяют утверждать, что, в отличие от широко распространенной и активно продвигаемой рекламным и пиарбизнесом, а также индустрией средств массовой информации модели «лояльного потребителя», большую реальность и распространенность имеет «безразличный потребитель» (более 90% потребителей в любой товарной группе). Такого потребителя отличают:
1. Получение информации случайным образом.
2. Использование уже имеющейся у него информации.
3. Пассивное восприятие рекламы, что обеспечивает ее эффективность.
4. Покупка, а лишь затем оценка брендов.
5. Стремление к определенному уровню удовлетворения, приобретение товара, вызывающего наименьшее число проблем, использование при его оценке ограниченного набора критериев.
6. Референтные группы оказывают малое влияние на такого потребителя, на его индивидуальное потребительское поведение
Окончательный выбор покупателем товара формируется под воздействием множества культурных, социальных, личностных и психологических факторов, причем решающая роль в данном процессе принадлежит культуре.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
А. Культурные факторы
К важнейшим факторам, влияющим на поведение потребителя, относятся культура потребителя, его принадлежность к определенному социальному классу и субкультуре.
Культура. Впроцессе социализации в семье и других общественных инстанциях человеку прививаются ценности, стереотипы восприятия и поведения. Известно, что культура руководит и направляет наше мышление и поведение, поэтому имеет значительное влияние на наши решения о потреблении.
Культура может быть определена как накопление ценностей, норм поведения, форм выражения, убеждений, передаваемых примеров поведения группы людей, живущих в одном окружении и говорящих на одном языке. Культура имеет тенденцию поощрять или препятствовать какому-то поведению человека и образу мыслей. Ясно, что культура руководит и направляет наше мышление и поведение, поэтому имеет значительное влияние на наши решения о потреблении.
Субкультура.Каждая культура состоит из субкультур, с которыми индивид более тесно себя отождествляет. Группы, члены которых придерживаются идеалов и убеждений, отличающихся от принятых в основной массе общества, частью которого они являются, называются субкультурой.
Субкультуры формируются на национальной, религиозной, расовой основе. Представители субкультур могут иметь жесткие предпочтения к определенному типу одежды, еды, жилищу и пр. Конфликты в общении и даже разрывы могут возникать из-за различий в культурах торговых работников и покупателей.
Б. Социальные факторы
Социальные классы— это относительно однородные, стабильные общественные группы, члены которых объединены едиными ценностями, интересами, поведением. Социальный статус — это положение индивидуума относительно остальных членов общества в терминологии некоторых измеримых демографических характеристик, таких как образование, профессия, доход. Как социальный класс идентифицируются индивидуумы с одинаковым или похожим статусом. Считается, что люди одного социального класса имеют аналогичные ценности, убеждения, образ жизни, предпочтения и покупательские привычки. Понимание различий между социальными классами помогает компаниям разрабатывать разные услуги для того, чтобы выполнять различные потребности людей в различных группах.
Таким образом, социальный класс состоит из людей, которые близки по роду занятий, ценностям, стилю жизни, интересам и поведению.
Критерий, принимаемый для распределения людей в соответствии с социальным классом, меняется при переходе от одного общества к другому (владение землей, образование и пр.).
Сколько же социальных классов существует? Четкого ответа на этот вопрос нет, но социологи обычно оперируют количеством от трех до шести. Одной из категорий является высший класс, сформированный обычно потомственными аристократами, обладающими состоянием, передаваемым по наследству. Они покупают дома, получают звания, путешествуют по миру, склонны приобретать качественный товар.
Низший класс. Его представители характеризуются низким образованием и низкими доходами.
Средний класс. Кроме культурных, на потребительское поведение оказывают влияние такие социальные факторы, как референтные группы, семья, ролевое поведение, статусы.
Группа — это совокупность людей, объединенных общими интересами. Группы формируются, потому что люди с аналогичными интересами, целями, ценностями или убеждениями хотят объединиться друг с другом, обмениваться информацией или работать на общие цели.
Референтные группы— это группы, которые оказывают (при личном контакте) прямое или косвенное влияние на отношение индивида к чему (кому)-либо и на его поведение, влияют на покупательские решения людей. Группы, члены которых оказывают непосредственное влияние на человека, называются группами членства.
Эти группы могут быть первичными (семья, друзья, соседи, коллеги по работе — все те общности, взаимодействие индивида с членами которых несет постоянный и неформальный характер) и вторичными (профессиональные коллективы, религиозные профсоюзные объединения). Общение человека с их участниками носит периодический характер.
Референтные группы оказывают влияние на индивида в трех направлениях:
· оказывают влияние на отношение индивида к жизни и его представление о самом себе;
· могут воздействовать на выбор человеком конкретных товаров и торговых марок;
· подталкивают человека к изменению поведения и стиля жизни.
Группы, к которым человек хотел бы принадлежать, называются желательными группами. В свою очередь, объединения ценности и поведения членов, которых человек отвергает, — это нежелательные группы.
Наиболее сильное влияние референтные группы оказывают на выбор торговых марок автомобилей, цветных телевизоров, модных наборов мебели и одежды, при покупке пива и сигарет.
И если влияние референтных групп очень сильно, необходимо устанавливать возможные методы влияния на носителей этого мнения. Рекламные кампании, обращаясь к определенной группе, призывают ее членов делать покупки для того, чтобы соответствовать нормам и ценностям группы.
Носители мнения — это индивиды, которые в неформальном разговоре дают собеседникам советы или информацию по конкретным товарным категориям (какую марку лучше выбрать или как использовать тот или иной товар).
Семья— важнейшее социальное объединение потребителей и покупателей. Различают два типа семей:
· наставляющая — состоит из родителей индивида и его родственников. Здесь определяются жизненные цели, чувства самоценности и любви, определяются позиции по политическим и экономическим проблемам;
· порожденная — это супруг(а) и дети; данная семья оказывает более прямое влияние на покупателя.
Решение о крупной покупке в семьях различных наций принимают по-разному. Поставщикам товара следует определить, кто из членов семьи оказывает решающее влияние на выбор. В последнее время большое влияние на процесс принятия покупательских решений оказывают дети. В компаниях, стремящихся завоевать рынки сбыта услуг, знакомят детей со своими товарами.
Домашнее хозяйство с двумя или более людьми — потребительская единица. Услуги, такие как телефон, кабельное телевидение, электричество, вывоз мусора, безопасность, милиция, пожарная охрана, предлагаются домашним хозяйствам, поэтому перемены в демографии домашнего хозяйства и образцах потребления обычно более важны для предложения этих услуг, чем перемены в общих характеристиках населения.
Роль— это набор действий, исполнения которых ожидают от человека окружающие его лица. Таким образом, ролевое воздействие определяется совокупностью характерных черт и социального поведения, основанного на ожиданиях других людей. Все роли, которые мы на себя принимаем, влияют на наше покупательское поведение. Так, женщина в роли хозяйки дома будет иметь одни потребности. В роли же менеджера может ощущать потребность в приобретении строгого гардероба и пр.
Каждой роли соответствуют определенные статусы.
Обычно люди покупают товары, которые должны подтверждать и укреплять их социальный статус.
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
В. Личностные факторы
Личностные характеристики: возраст и этап жизненного цикла семьи, работа, экономическое положение, образ жизни, особенности самооценки и характера, эмоции, восприятие.
Возраст и этап жизненного цикла
На протяжении жизни человек приобретает самые разные товары и услуги, что зависит от возраста, изменяющихся индивидуальных вкусов.
Структура потребления индивида зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится его семья. Выделяют девять этапов жизненного цикла семьи, для каждого из которых характерны определенные финансовые положения и типичные покупки.
Современные исследования установили существование психологических этапов жизненного цикла человека, когда каждый человек переживает определенные психологические «переходы» или «трансформации».
Род занятий и экономическое положение
Компании, реализующие товары, должны определять профессиональные группы, заинтересованные в приобретении конкретных товаров и услуг. Производители товаров, сбыт которых зависит от уровня доходов покупателей, постоянно следят за тенденциями в изменении личных доходов населения, нормы сбережений и процентных ставок.
И если экономические показатели свидетельствуют о сокращении доходов населения, то компании могут предпринять шаги по изменению характеристик продукта, его цены, позиционирования, чтобы товар по-прежнему представлял ценность для потребителя.
Стиль жизни
Это форма бытия человека в мире, выражающаяся в его деятельности, интересах, мнениях.
Обычно выделяют пять основных стилей жизни.
· Гедонический— это пристрастие к развлечениям.
· Хозяйственный— пристрастие к домашнему хозяйству, работе на даче и др.
· Трудоголический— очень высокий оценочный рейтинг работы, стремление к самосовершенствованию: чтение художественной литературы, просмотр телепередач, пассивный отдых, компьютерные игры и пр.
· Общительный— любят проводить время с семьей, друзьями, посещать театры, музеи, путешествовать.
· Нейтральный— при этом стиле жизни рейтинг любимых занятий близок к средним значениям.
Поведение потребителя, отражающее тот или иной стиль жизни, определяет поиск товара или услуги, максимизирующий их функцию полезности.
В зависимости от психографических характеристик выделяют потребительские группы.
Так, американцев подразделяют на следующие потребительские группы.
Реализующие— успешны, развиты, активны. Не боятся брать на себя ответственность. Их покупки говорят об утонченном вкусе и тяготении к дорогим товарам высокого качества, ориентированным на конкретные потребительские группы.
Выполнившие— люди зрелые, обеспеченные и довольные жизнью. Часто проводят время в раздумьях и созерцании. В товаре ценят прочность, функциональность и ценность.
Достигающие— преуспевают, делают карьеру, главное для них — работа. Выбирают престижный товар, который говорит коллегам о достигнутых его владельцем успехах.
Экспериментирующие— молоды, полны энергии и энтузиазма, импульсивны, бунтовщики. Направляют относительно большую часть доходов на приобретение одежды, посещение ресторанов, кинотеатров, покупку видеофильмов.
Убежденные— консерваторы, привержены традициям, ничем не примечательны. Отдают предпочтение знакомым товарам и известным маркам.
Старающиеся— не уверены в себе, ощущают незащищенность, ищут одобрения своим действиям, их возможности ограниченны. Оказывают предпочтение стильным товарам, которые покупаются людьми с большим, чем у них, достатком.
Делающие— отличаются практичностью, самодостаточны, традиционны, ориентированы на семью. Покупают только имеющие практическую или функциональную ценность товары: инструменты, рыболовные принадлежности и т.д.
Сопротивляющиеся— старше возрастом, пенсионеры, пассивны, озабочены, их возможности ограниченны. Осторожные покупатели, отдающие предпочтение давно знакомым маркам.
Схемы, классифицирующие по стилям жизни, не универсальны. Например, Лондонская Мс Cann — Frickson London считает, что англичане делятся на авангардистов (заинтересованы в переменах), догматиков (традиционалисты), хамелеонов (следуют за толпой), сомнамбул (довольные жизнью неудачники).
Макдоналд выделил шесть типов покупателей:
оценивающие— заинтересованные в поиске оптимального соотношения цены и качества;
модники — интересуются последними моделями, ориентированы на собственный имидж;
лояльные— постоянно покупают продукцию одних и тех же респектабельных фирм, уделяют значение как имиджу, так и качеству;
любители разнообразия— непостоянны, капризны, непоследовательны;
покупатели на отдыхе— ценят удовольствия, связанные с приобретением покупок;
эмоциональные— часто растерянны, импульсивны, не систематичны в своих пристрастиях.
В 1992 г. рекламное агентство D'Arcy, Ma sins, Benton & Bowles опубликовало исследование «Русский потребитель: новая перспектива и маркетинговый подход», в котором описаны пять категорий российских потребителей: купцы (торговцы), казаки (амбициозные, заинтересованные в повышении статуса), студенты, руководители компаний и русские душой (пассивные, боящиеся делать выбор) — это примитивное представление западных специалистов требует, конечно же, преодоления.
Стереотипы потребительского поведения представителей российского среднего класса оказываются более сложными, чем у «новых русских» и «бедных».
Средний класс включает в себя профессионалов, управленцев, людей свободных профессий, большинство служащих. Средний класс в современном обществе — это люди, живущие по стандартам аристократов столетней давности.
Критерии отличия среднего класса от других групп: высокое образование, доходы 100—3000 долларов в месяц, они задают нормы поведения в обществе, являются эталоном культуры, стиля жизни.
Причем нефтяник может получать больше или столько же, сколько начинающий менеджер, но деньги тратит он по-другому, у него другие представления о том, как одеться, какие книги читать, как проводить досуг. Он не будет дотошно искать обувь своей фирмы, не сэкономит на ежедневном питании, чтобы посетить любимый клуб.
Положение среднего класса на рынке труда определяется квалификацией и тем, что деньги на них не свалятся неожиданно. Как потребители они чувствительны к ценам, их поведение определяется строгим экономическим расчетом, не хотят тратиться просто так и платить слишком много. Они образованные люди, имеют «чувство» эстетики и качества товара. Уровень их потребления ориентирован на престижность, экономичность, рациональность.
По словам одного из маркетологов, «средний класс — самый требовательный покупатель, ему нужно угодить по моде, по комфортности, по практичности». Поведение их демонстративно, им необходимо показывать свой статус.
В России представители среднего класса делятся на три группы в зависимости от уровня их доходов:
1% населения — 1000-3000 долларов
5-10% 300 - 800 долларов
15—20% приблизительно 100 долларов.
6.2.
Типология личности по К.Г. Юнгу и покупательское поведение.
Соотношение поведенческих моделей продавца и покупателя
1. Экстравертный тип личности— всех называет своими друзьями, любит работать в одной большой комнате со всем коллективом, любит громкие звуки и громкую музыку. Направлен вовне, чаще оптимист. Любит активный отдых в компании. Говорит и думает одновременно. Стремится знать, что думают о нем другие. Открыто выражает эмоции, хороший рассказчик.
Интровертный тип личности— имеет 2—3 друзей, любит работать в отдельном кабинете. Любит работать в тишине или при звучании тихой инструментальной музыки. Направлен вовнутрь, чаще пессимист.
Любит тишину и одиночество. Сначала думает, потом говорит.
Таблица 1