Выбор роли рекламных каналов
- для рекламодателя цель рекламы - довести информацию до потребителей и добиться их расположения с целью расширения спроса на товар;
- потребителю реклама позволяет сэкономить время и средства при выяснении заявленных отличительных свойств товара.
По мере развития рекламы ее формы стали весьма разнообразными, так что у рекламодателя имеется широкий выбор рекламного стиля, даже при использовании одних и тех же информационных каналов.
3.2. Исходные требования к фирменной рекламе
Слишком много фирм все еще отождествляет маркетинг с рекламой и пытается осуществлять маркетинг через рекламу. На самом деле реклама - это лишь неотъемлемое (и то не всегда) дополнение к более фундаментальному процессу, каковым является стратегический маркетинг. Существует несколько условий, от выполнения которых зависит успех рекламы.
Цели рекламной коммуникации
Для их определения полезно вернуться к трем уровням реакции рынка:
- познавательная реакция: связана с известностью и знакомством со свойствами товара; этому уровню отвечают цели информирования, ознакомления, напоминания;
- эмоциональная реакция: связана с отношением, системой оценки и предпочтений; соответствующие цели - осознание ценности, привлечение, убеждение;
- поведенческая реакция: описывает ответное поведение покупателей в терминах покупки и повторной покупки, а также запроса информации, посещения места продажи, отправки отрывного купона или поддержки прямого маркетинга.
Обычно эти три уровня считают иерархическими в том смысле, что покупатели последовательно проходят три соответствующих этапа. Данная последовательность, или модель обучения, сохраняет свое значение при формулировании приоритетных целей коммуникации, даже если она и не имеет всеобщего применения. Не забывая об иерархии целей, конкретные задачи коммуникации следует ставить, исходя из ожидаемых результатов рекламы. Можно выделить пять различных типов результатов, или эффектов, которые могут быть полностью или частично достигнуты с помощью рекламы. Эти эффекты воспроизводят процесс, которому следует покупатель, принимая решение о покупке. Каждому из эффектов отвечает одна из возможных целей рекламы.
Творческие подходы к рекламе имиджа
Составители рекламы при выборе стратегии коммуникации могут применять различные оригинальные подходы. Наиболее известный из них, «стратегия послания», исходит из четырех составляющих.
- «Целевой объект»: к какой группе покупателей обратиться?
- «Обещание»: в чем отличительные достоинства предложения?
- «Довод»: чем обосновать отличительные достоинства?
- «Тон»: какой стиль или формат сообщения избрать?
«Стратегия послания» создает рамки для авторов рекламы: она определяет, что именно нужно передать целевой аудитории. Ее достоинство в том, что она заставляет менеджеров по маркетингу выбрать направление коммуникации, которое будет поддерживаться в течение ряда лет. В результате марка приобретет особый имидж и позиционирование.
Такой подход особенно эффективен для функционально-ориентированных товаров, для которых можно выявить чисто технические элементы дифференциации.
Однако во многих областях марки настолько многочисленны, что трудно найти конкретное «незанятое» обещание. Возникает опасность, что изготовитель, стремясь дифференцироваться любой ценой, прибегнет к доводам, убедительным для него самого, но не для покупателя.
Уровни эффективности рекламной коммуникации
Точная формулировка целей рекламы и их воплощение в рекламные сообщения значительно облегчают оценку эффективности рекламы. Можно выделить три основных этапа, соответствующих трем уровням рекламной эффективности: восприятия, отношения и поведения, - которые корреспондируют трем уровням реакции рынка (познавательной, эмоциональной и поведенческой), рассмотренным выше.
Планирование рекламной поддержки
Определив целевой объект, содержание сообщения и вид ожидаемой реакции, рекламодатель должен выбрать наилучшую комбинацию рекламных средств, которая позволит ему в рамках своего рекламного бюджета обеспечить заданное число контактов сообщения с целевой группой. Следует рассмотреть несколько вариантов.
Критерии выбора каналов
Среди количественных критериеввыбора каналов отметим следующие:
- степень охвата целевого объекта: доля покупателей, которых можно достичь, использовав одно или несколько рекламных объявлений;
- стабильность охвата во времени (например, от недели к неделе или от сезона к сезону);
- возможность повторений, зависящую от физических свойств канала;
- селективность канала в терминах профиля потребления или стиля жизни;
- стоимость одного контакта, зависящую от тарифа и тиража.
В числе качественных критериев,которые должны дополнять количественные, назовем следующие:
- вероятность восприятия сообщения, которая очень высока, например, для кино и очень мала для уличной рекламы;
- срок жизни сообщения, в течение которого оно может быть воспринято (иногда, например в случае некоторых журналов, реальный срок жизни может превзойти теоретический);
- атмосфера восприятия сообщения: характеристики среды, в которой передается сообщение;
- контекст канала, т. е. его престиж, смежные сообщения и т.д.
- выразительные способности канала, наиболее богатые, вероятно, у кино (цвет, движение, звук);
- степень насыщенности рекламой: общий объем рекламы, а также присутствие или отсутствие конкурентов.
Окончательный выбор конкретизируется в плане использования рекламных средств, в котором дается распределение бюджета по различным типам каналов. На последующем этапе выбора конкретных каналов все чаще используются соответствующие компьютерные программы.