Необходимость системы слежения за конкуренцией
Выбор позиции по отношению к конкурентам занимает центральное место в любой стратегии. Эта позиция должна опираться на тщательный анализ.
Имеется четыре основных вопроса, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией.
- Каковы основные цели конкурента?
- Какова текущая стратегия для достижения этих целей?
- Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свою стратегию?
- Каковы их вероятные будущие стратегии?
Монополистическая, или несовершенная, конкуренция
Монополистическая конкуренция занимает среднее положение между чистой конкуренцией и монополией. Конкуренты многочисленны, и их силы уравновешены. Однако их товары дифференцированы, т.е., с точки зрения покупателя, они обладают отличительными качествами, которые воспринимаются всем рынком в качестве таковых. Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, открывающее возможность широкого применения, качество и диапазон услуг, сбытовая сеть, сила торговой марки и т.д. Таким образом, монополистическая конкуренция проистекает из стратегии дифференциации, основанной на внешнем конкурентном преимуществе.
В ситуации монополистической конкуренции фирма, предлагая дифференцированный товар, тем самым получает внешнее конкурентное преимущество. Приобретение «рыночной силы» защищает фирму и позволяет ей получать прибыли выше среднерыночных. Ее стратегическая цель поэтому состоит в том, чтобы эксплуатировать предпочтительный спрос, контролируя ценность и срок жизни элемента дифференциации.
Измерение рыночной силы
Рыночная сила оценивается способностью фирмы заставить рынок принять цену, более высокую, чем у приоритетных конкурентов. Одной из мер этой способности может служить эластичность спроса по цене для дифференцированного товара.
Эластичность по цене может быть измерена различными способами: в лабораторных экспериментах и непосредственно на рынке, базируясь на хронологических рядах и методах эконометрии, а также с помощью опросов.
Монополия
Такая конкурентная ситуация, как и чистая конкуренция, представляет собой предельный случай. На рынке доминирует единственный изготовитель, который противостоит большому числу покупателей. Как следствие его товар на протяжении короткого времени не имеет в своей категории прямых конкурентов. Это монополия новатора. Подобная ситуация наблюдается в фазе жизненного цикла, соответствующей введению товара на рынок, в зарождающихся секторах, характеризующихся технологическими инновациями.
Если монополия существует, фирма в принципе владеет повышенной рыночной силой. В реальности ей быстро начинают угрожать новые фирмы, привлеченные растущим потенциалом рынка и высокими прибылями. Следовательно, важным фактором становится ожидаемая длительность монополии, зависящая от масштаба инновации и существования высоких барьеров входа для новых конкурентов.
Более часты случаи государственной монополии, логика которых отличается от логики частных фирм. Это уже логика не прибыли, а общественного блага. Трудность при этом заключается в отсутствии рыночного контроля над служением общественным интересам, что способствует развитию централизованного управления, сконцентрированного скорее на собственных внутренних задачах. Данная проблема относится сфере социального маркетинга, или маркетинга неприбыльных организаций.
Динамика конкуренции
Рыночная сила и потенциальная прибыль могут изменяться в широких пределах в зависимости от ситуации на рынке. Коснемся двух предельных случаев, когда потенциал прибыли близок к нулю и, наоборот, очень высок. В первом случае будет наблюдаться такая ситуация:
- вход на рынок товара свободный;
- по отношению к клиентам и поставщикам действующие на рынке фирмы не имеют никакой способности торговаться;
- вследствие большого числа фирм-соперников конкуренция не ограничена;
- все товары схожи, и имеется много заменителей.
Это идеальная модель совершенной конкуренции.
Для второго случая, с очень высоким потенциалом прибыли, ситуация противоположна:
- существуют мощные барьеры, блокирующие вход новых конкурентов;
- конкуренты отсутствуют или слабы и немногочисленны;
- покупатели не могут обратиться к товарам-заменителям;
- покупатели лишены возможности давления и не могут добиться понижения цены;
- поставщики не имеют достаточной возможности давления, чтобыдобиться принятия повышенных издержек.
Это ситуация, идеальная для фирмы, которая в этом случае обладает очень высокой рыночной силой.
Вопросы для самоконтроля
1. Конкурентное преимущество фирмы. Факторы конкурентного преимущества фирмы.
2. Расширенная концепция соперничества.
3. Анализ конкурентных ситуаций.
Список рекомендуемой литературы:
1. Дэц Д. Стратегический маркетинг. – М.: Эксмо-Пресс, 2009.
2. Кревенс Д. Стратегический маркетинг. 6-е изд. перевед. с английского. – М.: Вильямс, 2011.
3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с фр.- СПб.: Наука, 2016.
4. МарковаВ.Д. Стратегическиймаркетинг: курслекций. – М.:ИНФРА, 2010.
5. МатанцевА.Н. Стратегия, тактикаипрактикамаркетинга. - М.: изд-во «Финпресс», 2016.
6. ФатхутдиновР.А. Стратегическиймаркетинг. 4-еизд. СПб.: Питер, 2016.