Анализ поведения потребителей
Потребность как исходная идея стратегического маркетинга. Классификационные признаки потребности. Классификация потребностей по Д. Шварцу, М. Мескону, А. Альберту, Ф. Хедоури, Каверину и другие. Матрица потребностей. Матричный анализ потребностей. Основные факторы, определяющие поведение покупателей. Целеполагание в системе ориентиров поведения человека. Модель покупательского поведения потребителей.
Деловой рынок и поведение деловых покупателей. Типы деловых закупок. Участники процесса деловых закупок. Процесс покупки/приобретения на рынке средств производства.
Схема изучения потребителей. Критерии анализа позиции потребителей. Направления изучения потребителей: изучение предпочтений, отношений, ожиданий, степени удовлетворенности/неудовлетворенности, намерений совершения покупок. Варианты ответных маркетинговых действий производителя в рамках производственной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики.
Мультиатрибутивная модель товара в принятии решений. Методы измерения уровня удовлетворенности/неудовлетворенности покупкой. Матрица удовлетворенности/неудовлетворенности. Стратегии изменения отношения.
Методологические основы анализа рынка
Понятие и критерии привлекательности рынка. Объекты анализа и факторы, влияющие на привлекательность рынка. Основные параметры анализа привлекательности рынка: оценка спроса, предложения, потенциала, доли.
Анализ структуры спроса. Оценка общего рыночного, первичного, селективного спроса. Особенности исследования спроса на потребительские и промышленные товары. Анализ предложения на рынке. Методы оценки предложения. Сущность и виды потенциала рынка. Абсолютный и текущий потенциал. Различные подходы в определении потенциала рынка по товарам. Понятие доли рынка. Методика расчета доли рынка.
Сущность анализа конъюнктуры рынка. Параметры анализа конъюнктуры рынка. Методы изучения и прогноза конъюнктуры рынка. Конъюнктурный обзор рынка. Разделы конъюнктурного обзора.
Структура анализа отрасли. Основные экономические показатели и движущие силы отрасли. Анализ взаимосвязи структурных элементов отрасли. Прогноз влияния на отрасль PEST-факторов. Пофакторный анализ отрасли. Обобщенная матричная оценка привлекательности отрасли. Разработка мастер-плана по созданию и развитию кластеров РК. Основные направления кластерного анализа.
Анализ маркетинговых возможностей предприятия
Анализ среды функционирования предприятия. Анализ факторов макросреды. Подходы к изучению компонент мароокружения. Основные направления изменений внешней среды. Система отслеживания внешней среды.
Направления анализа непосредственного окружения. Анализ субъектов микросреды. Срезы внутренней среды. Цепь формирования ценностей и система цепочек ценностей как способ обобщения результатов анализа внешней и внутренней среды фирмы. Составление профиля среды.
Оценка текущей ситуации. Ситуационный анализ текущей деятельности предприятия. Анализ потенциала предприятия, сравнение с рыночными потребностями. Источники информации анализа маркетинговых возможностей. Основные элементы потенциала предприятия. Разделы анализа потенциала предприятия. Методы анализа маркетинговых возможностей.
Методика СВОТ-анализа. Матрица возможностей. Матрица угроз. Портфельный анализ. Анализ конкурентоспособности предприятия.
Анализконкурентоспособности
Понятия «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества». Конкурентное преимущество фирмы. Факторы конкурентного преимущества фирмы: тактический и стратегический.
Анализ факторов конкурентного преимущества по М. Портеру. Внешнее и внутреннее конкурентное преимущество. Стратегии, основанные на внутреннем и внешнем конкурентном преимуществе. Три фактора удержания конкурентного преимущества. Конкурентное поведение фирмы на рынке чистой конкуренции, олигополии, монополистической конкуренции и монополии. Общая конкурентная матрица. Модель конкурентных сил. Матрица конкурентных преимуществ. Модель реакции конкурентов.
Измерение конкурентоспособности товаров, организации-производителя, страны, отрасли, региона. Исходные данные для анализа и расчета конкурентоспособности. Определение конкурентной позиции предприятия. Конкурентная карта рынка.