Учебный процесс: влияния на мотивацию.
Учитель постоянно задаёт себе вопросы:
- Что я могу сделать, чтобы быть уверенным в успехе проводимых занятий?
- Как наилучшим способом развить мотивацию учеников, используя планируемые виды деятельности на уроке?
Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке.
Технология развития мотива достижения в полном виде представлена во внутренней организации компьютерных игр.
Внешние факторы развития мотива достижения.
Внешние факторы актуализации мотива достижения. (по Маклелланду): | Условия обучения, которые необходимо создать для актуализации мотива достижения. |
Существуют определённые стандарты качества. | Существует полная программа обучения с усложняющимися стандартами качества на разных этапах обучения. |
Исход решения задач оценивается по этим стандартам. | Существует серия тестов, позволяющая фиксировать результат достигнутый на каждом этапе, ученик получает достоверную информацию о своих успехах. |
Исход решения может быть успешным или неуспешным для данного человека. | Сложность задач соответствует возможностям ученика, или чуть превышает эти возможности, поэтому успех достигается с усилием, а иногда возможна и неудача. |
Человек воспринимает свою ответственность за исход. | Человек сам делает выбор задания или соглашается с предложенным вариантом, сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой прогресс. |
Влияние учителя на мотивацию достижения учеников на уроке
(схема Хекхаузена).
На каждом уроке учитель влияет на мотивацию ученика. Учителя-«источники» воспитывают учеников-«источников», «пешки» воспитывают «пешек». Хекхауазен описывает способы, которыми учителя могут развит мотивацию достижений у своих учеников.
Учитель, организация занятий | Ученик | |
Индивидуальные относительные нормы оценки достижений и обратная связь | Индивидуальный стандарт качества | |
Индивидуальное дозирование трудности задач, предоставление возможности выбора | Реалистический уровень притязаний | |
При оценке достижений указание на внутренние изменчивые причины | Ответственность, контроль усилий, принятие решений в ситуации выбора | |
Внешнее подкрепление на основании индивидуальных норм | Самооценка на основании индивидуального стандарта качества | |
Привлекательность успеха и избежания неудач | ||
Оптимальная мотивация | ||
Улучшение достижений |
Понимание мотива достижения как системы самооценки, задаёт три точки приложения сил учителем для развития мотива достижения у ученика:
· создание реалистического уровня притязаний,
· чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе) ;
· уверенность в своих силах (позитивная самооценка).
Благоприятное сочетание всех этих факторов возможно только при использовании индивидуальных стандартов качества.
Другие способы развития внутренней мотивации, основные направления:
учёт интересов учеников, развитие интереса к предмету и любознательности, организация правильного общения с учениками, организация совместной деятельности, создание благоприятного психологического климата в классе (развитие познавательных и социальных мотивов учения).
2.2 Развитие интереса к предмету и любознательности.
Желательно строить учебный план, согласуя его с интересами учащихся.Существует множество способов узнать то, что интересует школьников. Наиболее простой – напрямую спросить самих учеников. Кроме всего, можно попытаться выяснить то, как школьники проводят свое свободное время. Повышенная внимательность к определённым моментам урока – еще один ключ.
Теперь, зная интересы школьников, их нужно применить в учебном процессе. Например, учитель истории, выяснив, что некоторые ученики любят исторические романы, показал, как эти романы обосновываются реальными историческими событиями. Учитель просто обязан знать интересы учеников, чтобы дополнять учебную программу.
Но существуют моменты, когда школьники должны овладевать основными навыками, хотя это вовсе их и не привлекает. Любознательность – это еще один важный аспект мотивации, который стимулирует мотивацию. Все что можно сделать для повышения любознательности может быть включено в урок, или целый цикл обучения. Новые необычные факты и взгляд на события, яркие наглядные пособия и изготовление самоделок – всё можно включить в урок. Нужно соотносить способ действий с познавательными возможностями учеников.
Следует обратить внимание на то, как выглядит кабинет. В обстановке, которая давно не менялась, школьники ведут себя пассивно. Один учитель придумал «стол загадок» с чередующимися выставками, состоящих из странных и необычных вещей, которые он находил сам или ученики приносили в класс.
Полезно также использовать игры и все активные методы обучения.