Анализ крови на печеночные пробы 2 страница

Основные клинические признаки:

- хронический понос (с полифекалией и стеатореей);

- резкое выпячивание живота (большое количество химуса и метеоризм);

- отеки (механизмом их образования является гипопротеинемия);

- гипотрофия, истощение;

- при длительном течении — гипостатура.

Примерами развития синдрома мальабсорбции являются целиакия, муковисцидоз, лактазная недостаточность.

УХОД ЗА РЕБЕНКОМ

Методы и правила ухода:

1) промывание желудка часто применяется при отравлении, приеме не­качественной пищи. Проводится по назначению врача. В основе процеду­ры лежит так называемый сифонный (англ. siphon) метод — т.е. введение че­реззон: во ги вжелуцдк и щупивание из него громывных во i по принципу сообщающихся сосудов. Порядок промывания:

- готовится 3-5 литров кипяченой воды комнатной температуры, сте­рильный зонд и воронка:

- определяется необходимая для введения длина зондарасстояние от переносицы до пупка:

- так как процедура неприятная и ребенок, особенно младшего возрас-ja, может несколько сопротивляться, лучше медсестре-помощнице (это может быть младшая медсестра) закрепить ноги ребенка между своими, руки прижать к туловищу и поддерживать его голову. Ребен­ка стгшш&ШЗЕШШ держать не нужно. Тяжелому больному процеду­ра проводится в лежачем положении на спине. При промывании же­лудка в связи с отравлением ребенка необходимо положить на левую сторону (в положении на правой стороне промывные воды будут течь в 12-перстную кишку);

- зонд вводится в желудок при глотательных движениях ребенка. Внимание! Во время глотания надгортанник прикрывает вход в дыха­тельные пути и поэтому, вводя зонд в этот момент, можно не бояться проведения зонда в дыхательные пути. При значительной чувствитель­ности слизистой оболочки ротоглотки, сопротивлении ребенка, что может не позволить провести зонд, необходимо за 2-3 минуты до на-.чала зев и глотку смазать 10% раствором новокаина;

- после введения на наружный конец зонда надевается воронка;

- основной момент процедуры — удерживая воронку ниже уровня желуд­ка, в нее до верха наливается вода (объем жидкости отвечает объему желудка). Затем воронка поднимается вверх, и вода при этом по зон­ду затекает в желудок. Такой процесс длится до тех пор, пока воду еще видно в воронке. Как только вода дошла до самой узкой части, ворон­ка плавно опускается вниз, несколько наклоняется, и вода, поступа­ющая из желудка, выливается.

pfiT.e-M, вы рпенн'/й noji'i о.-жен ра: нятьсл i 'бьему налитой. Воронка снова наполняется свежей водой и процедура повторяется. Промывание проводится до тех пор, пока выливаемая вода не будет чистой:

- зонд вынимается;

- по назначению врача промывные воды направляются в лабораторию на анализ;

2) при заболеваниях кишечника часто назначается его промывание с помощью очистительной клизмы (англ. enema); клизма — это введение в нижний отдел кишечника жидкости с лечебной и диагностической целью;

Орновные правила:

- температура воды, которой промывается кишечник детям раннего возраста, 25°С, старшего возраста — комнатной температуры;

- необходимый объем жидкости для введения зависит от возраста-.

• до 1 года — постепенно увеличивается от 30 до 150 мл;

• 1-5 лет — увеличивается от 150 до 300 мл;

• 5-15 лет — повышается от 300 до 500 мл;

- вода набирается в стерильный сосуд: для ребенка раннего возраста используется резиновый баллончик с мягким наконечником, детям старшего возраста — с тшгчрлу н-.к.нгчник. м, к;-т>-_-ий см^зивг-стся вазелином или другим жиром;

- положение ребенка:

в грудном возрасте — на спине с поднятыми вверх ногами;

старше 1 года — на левом боку, ноги согнуты в коленных и тазобед­ренных суставах;

- в прямую кишку на 3-5 см вводится наконечник и вода осторожно выжимается из баллона;

- наконечник вынимают; для того чтобы в течение нескольких минут жидкость удержалась в кишечнике, лучше на это время свести ягоди­цы. После этого ребенок оправляется;

3) >ход при пдспсптичесуих расе" ройсгиах:

- рвота:

положение ребенка — сидячее; маленьких детей держат на руках, опустив голову ребенка вниз; если больной в тяжелом состоянии — голову повернуть набок ниже туловища;

успокоить ребенка:

после рвоты — малышу раннего возраста, тяжелому больному про­тереть слизистую ротовой полости салфеткой, смоченной дезинфи­цирующим раствором слабой концентрации или обычной теплой водой; старший ребенок должен сам прополоскать рот;

• соблюдение правил гигиены:

• обязательно определить количество рвотных масс:

• оставить рвотные массы для осмотра врачом, по назначению отпра­вить в лабораторию для анализа;

- понос:

• по назначению врача ставить очистительную клизму:

• соблюдать правила гигиены:

• посчитать частоту выделений стула:

• определить количество выделенной массы и записать в истории бо­лезни (рис. 60);

• оставить испражнения для осмотра врачом, по назначению которо­го отправить в лабораторию на анализ;

следить за питанием больного. При диспептических расстройствах часто назначается такое лечение, когда ребенок в течение несколь­ких дней принимает специально назначенную пищу и разного вида жидкость (чай, раствор глюкозы, рисовый отвар, специальные ле­карственные напитки). Часы приема и объем пищи значительно от­личаются от обычных правил. Медсестра, особенно если ребенок находится в больнице без матери, должна придерживаться всех пра­вил такого вида кормления, записывать данные в медицинской до­кументации и о любом нарушении сообщить врачу;

- тошнота:

• психологически успокоить ребенка;

• с целью уменьшения ощущения тошноты можно дать больному вы­пить 100 мл воды с 2-3 каплями нашатырного спирта; иногда помо­гает стакан горячего чая, кусочки льда;

• дать лекарства по назначению врача;

- срыгивание;

- доврачебная помощь и уход при желудочно-кишечном кровотечении:

• горизонтальное положение на спине в постели:

успокоить ребенка:

• положить пузырь со льдом на живот:

запретить прием пиши, могут быть эффективными кусочки льда per os;

срочно вызвать врача:

• следить за строгим соблюдением диеты во время лечения;

4) особенности питания больных детей в тяжелом состоянии:

- положение — в постели с несколько поднятой головой;

- психологическая подготовка больного;

- если ребенок грудного возраста находится на естественном вскармли­вании и может сосать грудь матери, то длительность кормления долж­на быть небольшой, в течение 2-3 минут с перерывами;

если малыш отказывается сосать грудь, можно покормить небольши­ми порциями сцеженного молока, с большими отверстиями в соске или чайной ложкой;

больные старшего возраста тоже кормятся ложкой небольшими пор­циями;

- в ряде случаев по назначению врача увеличивается частота кормле­ний и уменьшается объем разового приема пиши;

- соблюдение правил гигиены — положить салфетку на грудную клет­ку, рядом на постельное белье; после приема пищи вытереть ребенка, вытряхнуть крошки, провести мероприятия по профилактике про­лежней.

ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ

Проблема питания кажется простой только в ее названии. В действи­тельности главной задачей перед родителями и врачами для нормального развития ребенка в течение всей дальнейшей жизни является полноценное питание в грудном возрасте, что в педиатрии называется вскармливанием. Именно в этом периоде отмечается наиболее интенсивное увеличение мас­сы и длины тела, формирование внутренних органов и систем, иммуноло­гического статуса. Необходимым компонентом полноценности этих про­цессов является поступление в организм всех основных ингредиентов и до­полнительных элементов с пищевыми продуктами.

Диететика — один из самых сложных физиологических и клинических разделов врача-педиатра.

Древнегреческий поэт Феогнид еще в VI веке до нашей эры писал: «Сы­тость чрезмерная больше людей погубила, чем голод». Однако маленькому ребенку опасны как переедание, так и неполноценное вскармливание. Для предотвращения последствий таких нарушений врач проводит расчет вскармливания детям при патологических отклонениях физического разви­тия (гипотрофии и паратрофии), недостаточном или чрезмерном поступле­нии ингредиентов в организм, многих эндокринных заболеваниях и т.д.

Проблема детского питания имеет особое значение в ряде слаборазвитых стран, где на фоне голодания и белково-калорийной недостаточности не­редко развивающиеся там эпидемии инфекционных заболеваний приобре­тают катастрофическое течение.

Находясь в утробе матери, плод «получает пищу» через плацентарное кровообращение: из крови матери в систему кровообращения плода посту­пают все необходимые питательные ингредиенты. Поэтому желудочно-ки­шечный тракт и мочевыделительная система плода на протяжении всей бе­ременности постепенно созревают для выполнения необходимых функций, которые будут на них «возложены» после рождения ребенка (прием, пере­варивание и всасывание пищи, выведение остатков обмена веществ). От плода все лишнее опять возвращается в кровь матери.

Питание обеспечивает следующие основные, жизненные особенности и функции организма:

- физическое и нервно-психическое развитие ребенка;

- в детском возрасте создание, а затем непрерывное восстановление всех тканей;

- с пищей поступает энергия, необходимая для внешней работы, пере­движения, а также для всех внутренних процессов в организме;

- с продуктами поступают ингредиенты, из которых синтезируются гормоны, иммуноглобулины, антитела, ферменты и другие необходи­мые для организма вещества.

Для осуществления этих функций ребенок должен получить питатель­ные вещества необходимого состава и объема. Это имеет особое значение для молодого растущего организма. В связи с нерациональным питанием возникают нарушения физиологического и психического развития, отста­вание в массе тела и росте ребенка, которые после достижения определен­ного возраста являются необратимыми и не могут быть компенсированы ни в какие последующие периоды жизни.

Отсюда вытекает основное требование к рациональному (лат. rationalis — умный) питанию — количество и качество принимаемой пиши должны соот­ветствовать потребностям организма.

Итак, питание ребенка на первом году жизни называется вскармливание. Вскармливание обеспечивает адаптацию малыша к внешнему миру и опре­деляет рост и развитие детского организма. Существует 3 основных вида вскармливания:

- естественное=натуральное=грудное;

- искусственное;

- смешанное.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Естественным называется такое вскармливание, когда ребенок на первом году жизни получает только материнское молоко. Однако, если до введения прикорма молоко составляет не менее 4/5 от общего объема принимаемой пищи или ребенок получает донорское молоко, вскармливание тоже назы­вается естественным.

Грудное вскармливание обеспечивается молочными железами матери при их нормальном функционировании. Грудные железы начинают разви­ваться у девочек в старшем школьном возрасте, а окончательно формиру­ются во время беременности.

Фазы развития грудных желез и лактации (лат. lactatio — выделение моло­ка) — рис. 132:

1) маммогенез — в первые 2-3 месяца беременности происходит гипер­трофия паренхиматозной и уменьшение интерстициальной ткани, интен­сивная трансформация клеток в альвеолы, их увеличение (под влиянием гормона прогестерона'), удлинение и разветвление протоков молочных хо­дов и молочных синусов (способствует этому гормон эстроген):

2) лактогенез — образование молока клетками альвеол и выделение его под влиянием гормона передней доли гипофиза пролактина. Гормон выра­батывается во время сосания груди, однако «работает» он не во время акта сосания, а после кормления, подготавливая молоко на следующее вскарм­ливание. Больше всего пролактина образуется в ночное время;

3) галактопоэз (=продукция молока) — это секреция молока клетками альвеол и под влиянием мышечных волокон, которые при этом сокращают-

Рис. 132. Анатомо-физиологические особенности молочной железы в пери­од лактации. Обозначения: 1 — мышечные клетки (сокращаются под влиянием окситоцина); 2 — клетки, секретирующие молоко (выделяют мо­локо под действием пролактина); 3 — альвеолы; 4 — протоки; 5 — молочные синусы, в которых накапливается мо­локо; 6 — ареола; 7 — сосок.

ся (чему способствует гормон зад- \ -у ней доли гипофиза окситоцин). ; \ Движется молоко вначале в прото­ки, а затем в молочные синусы.

Анализ крови на печеночные пробы 2 страница - student2.ru

В последних оно накапливается. Действие окситоцина не более простое, а намного сложнее действия пролактина. Вырабатывается он до и во время кормления, «заставляя» молоко выделяться. Фаза галактопоэза внешне со стороны ребенка проявляется актом сосания.

В поддержке лактации принимают участие другие гормоны — кортизол, инсулин, гормоны щитовидной и паращитовидных желез и гормоны роста;

4) фаза автоматизма — после родов на лактацию рефлекторно влияет акт сосания, при котором опорожнение ацинусов стимулирует секрецию следу­ющего количества молока. Вместе с тем автоматизму способствуют соци­ально-бытовые условия и психика матери.

Признаки хорошей лактации

1. Цилиндрическая Форма молочных желез (только после первых родов).

2. Выраженная пигментация ареолы вокруг соска (у женщин белой расы).

3. Темперап.у?. кожк под молочной железой ия i-.S-l.^C ;-цше. чем в подмышечной области.

4. Хорошо выражена венозная сеть на коже молочных желез.

5. После кормления молоко при легком сцеживании вытекает не капля­ми, а струйками (англ. jet, spurt).

Правила естественного вскармливания

1. Перед каждым кормлением необходимо помыть грудную железу (по современным правилам при частом — по показаниям — вскармливании это делается не каждый раз).

2. При удовлетворительном состоянии матери на второй день после ро­дов вскармливание проводится в ее спокойном, уверенном состоянии, в удобном, расслабленном стучим (можно лежачем) положении. Тело ребенка необходимо прижать к телу матери, лицо направить к материнской груди. Поддержанные снизу голова и тело малыша должны быть в одной плоско­сти. Мама в это время должна ласково смотреть на малыша, любоваться им.

Рис. 133. Правила прикладывания ребенка к груди. Обозначения: А — правила не соблюдены; Б — правила соблюдены (англ. keep)

3. При каждом кормлении ребенок прикладывается только к одной мо­лочной железе, чередуя их. В некоторых случаях (при недостаточном коли­честве молока) прикладывается к одной грудной железе, а после ее опорож­нения и недоедании малыша докормить его молоком со второй железы. Следующее кормление начать с указанной второй железы.

4. Вначале нужно сцедить несколько струек молока, затем приложить ребенка к груди. Малыш должен хорошо захватить ртом не только сосок, ■п м бниипую часть апеод" "»^"'Т^^тg ГТГТТН m'TfrTT'ilttfl Рот при этом должен быть хорошо открыт, а нижняя губа вывернута наружу (рис. 133 Б).

Нарушение таких правил прикладывания к груди вызывает боль, затем нарушается целостность соска и на нем появляются трещины (англ. chapped). В результате этого кормление будет очень болезненным, не в пол­ном объеме. Возникающая при этом задержка молока в молочной железе

(лактостаз) уменьшает дальнейшую секрецию и способствует развитию ги-погалактии.

5. После кормления на 1-2 месяце жизни необходимо сцеживать из груди оставшееся молоко (задержка молока в железе тормозит лактацию). В даль­нейшем, как правило, стабилизируется образование нужного количества грудного молока, и сцеживание не проводится.

6. С целью дополнительной профилактики образования на соске тре­щин необходимо после кормления вытереть молочную железу чистой тонкой пеленкой.

Норвежские педиатры при частом кормлении рекомендуют протереть сосок и ареолу каплями грудного молока и дать им высохнуть.

7. Продолжительность кормления ~ 20-30 мин. Однако, по современным взглядам, не существует точного времени разового вскармливания ребенка. Разные дети сосут грудь с несколько разной частотой в течение дня и с раз­ной продолжительностью одного кормления. Так называемые «ленивые со­суны» долго сосут, «проворные сосуны» быстро наедаются. Нельзя отни­мать малыша от груди, если он еще сосет. Во-первых, он должен удовлетво­рить свои «аппетитные» потребности, и, во-вторых, молоко значительно отличается по своему составу в начале и в конце кормления.

8. Положение ребенка после кормления уже выучили.

9. Если по какой-то причине ребенок не сосет грудь, необходимо сцедить грудное молоко для того, чтобы продолжалась его секреция в дальнейшем.

10. При необходимости, для выяснения степени лактации, ребенку на­значается контрольное взвешивание. С этой целью на весах определяется фактическая масса тела ребенка до кормления и после него. Внимание! Не переодевать ребенка, даже если он оправился или помочился.

Разница между полученными цифрами указывает на количество молока, принятого малышом за одно кормление. Проводится это 3-4 раза в день. Рассчитав между полученными цифрами средний показатель и умножив его на количество кормлений в течение суток, мы узнаем общий объем мо­лока, которое ребенок высасывает за 24 часа.

Пример. Ребенку 2 месяца. Масса тела до кормления 4100 г, после — 4150 г. Ребенок высосал 4150-4100 = 50мл молока.

При трех таких кормлениях малыш высосал 45мл, 50мл и 35мл. В целом ус­тановлено, что за 4 кормления ребенок получил 50+45+50+35мл = 180 мл мо­лока. В среднем за одно кормление малыш высасывает 180:4 = 45 мл молока. Мама кормит ребенка 6раз в сутки. Общее количество молока 45х 6 = 270мл.

Семиотика нарушений лактации

Лактационный криз. Примерно у 2/3 матерей, дети которых находятся на естественном вскармливании, на 2-м месяце малыша возникает временное уменьшение количества молока. Матерью-кормилицей при этом не ощу­щается в груди «прилив» молока (они не плотные, а мягкие). Это Физиоло-

гическое (!) явление называется лактационным кризом. Он обусловлен физи­ологическими послеродовыми гормональными изменениями у матери в этот период или ее значительной усталостью. У некоторых матерей-кор­милиц такой лактационный криз может возникать несколько раз.

Лактация необходимого количества молока восстанавливается (т.е. на­ступает релактация) при своевременной верной тактике, основными мо­ментами которой являются:

- увеличить частоту кормлений;

- во время каждого кормления прикладывать малыша к обеим грудным железам;

- для стимуляции секреции пролактина обязательно кормить ребенка в ночное время;

- не давать малышу пустышку и не давать сосать через соску;

- предоставить матери физический и психологический покой, сделать массаж и рекомендовать ей более разнообразное питание.

Голодный криз — это также кратковременное уменьшение количества мо­лока у матери-кормилицы на 3, 7 и 12 месяцах лактации. Обусловлен криз в кормлении увеличением «требования» ребенка относительно молока в связи со значительным его ростом в период указанных месяцев жизни. Го­лодный криз — явление тоже физиологическое.

Тактика стимуляции лактации аналогична описанным выше методам при лактационном кризе.

Гипогалактия

Гипогалактия — это нарушение секреторной функции грудных желез в виде ее уменьшения. При этом суточное количество выделяемого молока не удовлетворяет потребности ребенка.

Есть много причин гипогалактии:

- неполноценная информация и подготовка беременной женщины и матери к правилам грудного вскармливания (вспомните, их наруше­ния приводят к развитию лактостаза): в настоящее время много уче­ных мира считают это основной причиной гипогалактии;

- часто она развивается в результате заболеваний матери — неврологи­ческая и эндокринная патология (у 50% женщин, страдающих сахар­ным диабетом), заболевания сердечно-сосудистой системы, доброка­чественные опухоли матки и яичников, острые воспалительные про­цессы и пороки молочной железы при инфантилизме;

- большое значение имеют поздний токсикоз беременности, чрезмер­ное кровотечение во время родов:

- галакторея/,

- ст 'eccoaue с. стиянкч. ajjcorv;;',. уаукотики и куасние:

- прием медикаментов во время беременности, родов и в послеродовом периоде;

- более позднее, с нарушением правил первое прикладывание ребенка к груди, нарушение правил прикладывания:

- нерациональный режим и питание матери, ее Физическое и умствен­ное перенапряжение:

- роды в позднем возрасте (старше 35 лет);

- нередко встречаемые маститы (воспаление грудной железы).

Чаще всего выявляется несколько причин гипогалактии. В ряде случаев этиологию установить не удается. Классификация гипогалактии По этиологии гипогалактия бывает:

- первичная — обусловлена эндокринными заболеваниями матери (са­харный диабет и др.);

- вторичная — возникает в связи со многими рассмотренными причи­нами (кроме гормональных); однако, как сказано выше, чаще всего вторичная гипогалактия развивается из-за нарушений правил вскармливания.

По времени возникновения гипогалактия бывает:

- ранняя — появляется в первые 10 дней после родов;

- поздняя — появляется через 10 дней после родов.

По степени дефицита молока выделяют 4 степени гипогалактии:

I — дефицит молока не более 25% суточной потребности;

II — дефицит молока — 26%-50%; Ш — дефицит молока — 51%-75%; IV — дефицит молока — более 75%.

Профилактику гипогалактии необходимо проводить еше до ее начала. В первую очередь нужно устранить причины, которые могут привести к ее развитию: в детском возрасте предусмотреть развитие инфантилизма (обес­печить нормальный режим питания, условия жизни и обучения и т.д.), в дальнейшем своевременно лечить заболевания, провести профилактику осложнений беременности и родов.

Кормящей матери необходимо создать удовлетворительные материально-бытовые условия, предупредить возникновение стрессовых состояний и ин­фекционных заболеваний. Женщина должна соблюдать гигиенические прави­ла ухода за молочными железами, получать полноценные продукты питания.

Главная роль в профилактике гипогалактии возлагается на ритмичное и полное опорожнение молочных желез. Ритм вскармливания, соответствую­щий потребностям и возрасту ребенка, способствует формированию поло­жительных условных рефлексов. При этом повышается секреция молочных желез и улучшается сосательный рефлекс у ребенка.

Немаловажную роль в профилактике гипогалактии играет сцеживание молока в неонатальном периоде жизни ребенка, когда он высасывает не­большое количество его (сцеживание по 10-15 минут после каждого корм­ления до полного опорожнения молочных желез). Уже стало ясно, что не освобожденные ацинусы тормозят секрецию молока, а интенсивное сцежи­вание и раздражение соска являются сильными стимуляторами лактации.

Препятствует гипогалактии раннее первое прикладывание ребенка к груди матери — сразу после родов. Если грудное вскармливание в это вре­мя противопоказано (инфекционное заболевание матери, тяжелые продол­жительные роды, болезнь новорожденного и др.), через 2 часа нужно сде­лать первое сцеживание молока, продолжать его регулярно до нормализа­ции состояния и прикладывания новорожденного к груди.

Если соблюдение всех правил профилактики гипогалактии не привело к положительному эффекту, применяются лекарственные препараты.

Пример трактовки. В конце 2-го месяца малыша суточное количество молока у матери уменьшилось до 60% от необходимого объема. При обсле­довании эндокринное заболевание у матери не выявлено.

Диагноз: гипогалактия вторичная, поздняя, II степени.

Галакторея — самопроизвольное (англ. spontaneous) выделение молока из грудных желез матери. Существует 2 варианта:

- молоко вытекает из одной грудной железы при кормлении другой;

- кроме описанного первого варианта, молоко вытекает из обеих желез, в том числе между кормлениями.

На фоне галактореи часто происходит угасание лактации.

Агалактия — отсутствие материнского молока. Противопоказания грудного вскармливания

Со стороны матери

1. При некоторых заболеваниях грудное кормление запрещено полно­стью (декомпснсированные состояния — почечная и сердечно-сосудистая недостаточность, тяжелые эндокринные и злокачественные заболевания, туберкулез, сифилис, столбняк).

2. Прием следующих лекарственных средств: противораковых (цитоста-тики) и радиоактивных.

3. Острые воспалительные заболевания вирусной и бактериальной эти­ологии, когда грудное вскармливание отменяется на определенный срок (дизентерия, брюшной тиф, грипп, пневмония, корь и др.).

4. Заболевания кожи.

5. Психические заболевания. Со стороны ребенка

1. В периоде новорожденности существуют некоторые тяжелые патоло­гические состояния ребенка, при которых материнское молоко ему не про­тивопоказано, однако требующее больших усилий сосание груди запреще­но. Это родовая травма, нарушение мозгового кровообращения и глубокая недоношенность.

Таких детей кормят сцеженным молоком. Вскармливание остается есте­ственным.

2. При гемолитической болезни новорожденного (несовместимость по Rh-фактору и АВО-системе крови матери и плода) кормят донорским мо­локом (вскармливание остается естественным).

3. Некоторые врожденные заболевания — фенилкетонурия, «болезнь кленового сиропа» и др.

Состав и отличительные особенности материнского молока

В конце беременности и в первые дни после рождения ребенка из груд­ных желез выделяется молозиво (colostrum) — густая жидкость желтоватого цвета, с относительной плотностью 1,040-1,060. Молоко, которое получает малыш с 4-5 дня жизни, называется переходным, а со 2-3 недели — зрелым (относительная плотность 1,030).

Молоко, которое выделяется в течение одного кормления, делится на:

- раннее — в начале кормления; его выделяется много, имеет голубова­тый оттенок; содержит много белка, лактозы; с ним ребенок получает необходимое количество воды (!);

- позднее — в конце кормления; по сравнению с ранним молоком имеет более белый цвет; оно обогащено жирами (их может быть в 4-5 раз больше, чем в раннем молоке).

Таблица 24

Количество ингредиентов (г) и калорийность (ккал) 100 мл молока

Вид молока Ингредиенты Калорийность
Белки Жиры Углеводы
Женское Молозиво 7-5 2,0 4-5
Переходное 2,5 3,2 5,5-6,6 60-80
Зрелое 1,1-1,5 3,5-4,5 65-70
Коровье 2,8-3,5 3,2-3,5 4,5-4,8 60-65

В таблице 24 представлены средние показатели количества белков, жи­ров и углеводов в разных видах материнского молока и его калорийность, а также для сравнения указаны аналогичные данные коровьего молока.

Как видно из таблицы 24, состав основных ингредиентов в материнском молоке значительно изменяется в неонатальном периоде жизни ребенка.

Количество белка больше всего в молозиве еще до прикладывания ре­бенка к груди — 10-13 г/100 мл. Затем количество протеина уменьшается: в молозиве — 5 г/100 мл, в переходном молоке — 2,5 г/100 мл.

В зрелом женском молоке белка|l,1-1,5 г/100 мл.|Однако его количество может быть разное. При необходимости нужно точно установить количест­во белка в материнском молоке. В коровьем молоке протеина

2,8-3,5 г/100 мл. Таким образом, при получении коровьего молока ребенок перекармливается белком.

Кроме того, белки женского молока отличаются не только количеством, но и качественными особенностями:

- основным компонентом являются сывороточные белки — альбумины и глобулины; так как они аналогичны белкам сыворотки крови ребен­ка, то могут всасываться в кишечнике в неизмененном виде;

- важной отличительной особенностью белкового состава грудного мо­лока от коровьего является соотношение между альбумино-глобули-новыми фракциями (мелкодисперсными, т.е. низкомолекулярными) и казеиногеном (крупнодисперсным, т.е. высокомолекулярным). По­следний появляется в молозиве на 4-5 день лактации, количество его постепенно увеличивается. Соотношение между альбумино-глобули-новыми фракциями и казеиногеном в грудном и коровьем молоке со­ответственно равно 4:1 и 1:4;

Наши рекомендации