Главный «возрастной» мотив школьников– мотив достижения.
Мотивация достижения - стремление к повышению уровня собственных возможностей, связанная со стремлением личности добиваться успехов и избегать неудач.
Ковингтон (Covington) и др. выделили три типа учеников: стремящиеся к успеху, избегающие неудачи и находящие неудачу нормальной.
- Первый тип - это удачливые учащихся, которые считают себя ответственными, имеют далёкие планы, сами решают проблемы. Они решают задачи повышенной сложности и соглашаются с жесткой системой оценок.
- Второй тип - достигли каких-то результатов, имея много неудач, пока не сформировали чувство ответственности и самоуважения. Откладывают проблемы «на потом».
- Третий тип - потеряли надежду на избежание неудач и смирились с ними.
Индивидуальные различия проявляются в следующих вариантах поведения:
Характеристики деятельности | Лица с мотивом стремления к успеху | Лица с мотивом избежания неудач |
Ситуация достижения | Активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход. | Избегают подобных ситуаций, а попадая в них “плывут по течению”. |
Цель | Выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку. | Ставят либо очень лёгкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку. |
Действия. | Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно. | Склонны к поиску помощи и поддержки, к отвлечению от деятельности (фантазии). |
Результат | Эффективны, в случае неудачи сохраняют или снижают уровень сложности, в случае удачи - повышают. | Эффективны в случае лёгких целей. При неудаче отказываются от реалистичной стратегии |
Оценка окружающих | Стремятся к получению обратной связи и реагируют на неё. | Не стремится получить информацию или игнорируют её. |
Самооценка и атрибуция причин. | Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств. | Чаще завышенная, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайный, а неудача как проявление плохих способностей. |
Планирование временной перспективы | Умеренное, реалистичное планирование, если высокий уровень достижений, то ориентация на отдалённое будущее. | Глобальное, либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования. |
Мотив достижения как система самооценки (Хейхаузен).
Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности. Самооценка определяется тремя факторами: результатом действия, стандартом оценивания и интерпретацией причин происходящего. Результат деятельности соотносится со стандартом, но исход этого сопоставления может быть изменён посредством приписывания причин происходящего самому себе или внешним факторам.
Действие результат последствия самооценка
сопоставление со стандартом
приписывание причин
Люди различно интерпретируют причины происходящего.
Поиск понимания идёт в области осмысления причин успехов и неудач. Б. Вайнер выяснил, что есть три основных направления, с которыми у людей ассоциируется причина:
1) внутри или вне самого человека причина успеха или неудачи,
2) причина устойчивая или неустойчивая,
3) контролируемая или неконтролируемая.
”Источник ”. Человек, который ищет причины внутри себя, воспринимает их как контролируемые, имеет чувства самоуважения, гордости, вины или стыда, считает себя ответственным за свою судьбу, полагаются на собственные усилия, умения и навыки.
“ Пешка”. Человек, который ищет причины происходящего вне самого себя, считает причины стабильными, не зависящими от него, не считает ситуацию контролируемой им.
Восприятие причины происходящего как контролируемой, связано с уверенностью в себе и оценкой вероятности достижения успеха.