Анализ ассортимента и ценовой политики торгового предприятия

ООО «DNS» является дистрибьютором таких компаний как «Asus», «Acer», «Irbis», «Lenovo», «MSI», «Gigabyte», «Zotac», «HP», «Dexp», Misery, «Supra», «Kingston», а также других российских и международных поставщиков.

Калужский филиал ООО «DNS» - это, прежде всего две серии - Компьютерная и Бытовая техника.

Компьютерная техника:

Крупная и мелкая техника

А) Ноутбуки и планшеты

- Ноутбуки

- Планшеты

- Электронные книги

Б) Компьютеры и периферия

- Компьютеры

- Мониторы и аксессуары

- Манипуляторы и аксессуары

- Внешние накопители данных

В) Комплектующие для ПК

- Процессоры

- Материнские платы

- Видеокарты

- Оперативная память

- Блоки питания

- Охлаждение компьютера

Г) Телефоны и смарт-часы.

- Смартфоны

- Сотовые телефоны

- Стационарные сотовые телефоны

- Смарт-часы

Д) Игры и приставки.

- Шлемы виртуальной реальности

- PlayStation

- Microsoft Xbox

- Nintendo

Ж) Фото-видеоаппаратура.

- Фотоаппараты моментальной печати и аксессуары

- Цифровые фотоаппараты

- Видеокамеры

- Экшн-Видеокамеры и аксессуары

- Объективы и аксессуары

З) Аудиотехника.

- Hi-Fi аудио

- Стационарное аудио

И) Сетевое оборудование

- Маршрутизаторы

- Коммутаторы

Бытовая техника:

Л) Телевизоры и медиа

- Телевизоры и аксессуары

- Проигрыватели

- Домашние кинотеатры

М) Встраиваемая техника

- Варочные панели

- Духовые шкафы

- Вытяжки

- Морозильные шкафы встраиваемые

Н) Офисная техника и мебель

- Оргтехника

- Торговое оборудование

О) Товары для кухни

- Посудомоечные машины

- Для варки и кипячения

- Для жарки и подогрева

Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот,

конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.

Сущность метода прямых затрат, который используется в Калужском филиале ООО «DNS» состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».

Формирование торгового ассортимента – это одна из основных функций организации торговли, определяющая его конкурентоспособность.

Далее рассмотрим структуру ассортимента ООО «DNS». Исследование показало, что основную часть ассортимента составляют: Ноутбуки и планшеты, Компьютеры и периферия, Комплектующие для ПК, Телефоны и смарт-часы, Телевизоры и медиа, Игры и приставки, Аудиотехника, Фото-видеоаппаратура, офисная техника и мебель, сетевое оборудование, Автотовары, Встраиваемая техника, Товары для кухни. (таблица 8).

Далее необходимо выделить группы классификации по принципу Парето, где 20% качественного критерия определяет 80% количества выбранной совокупности объектов (группа А); группа В - до 15% в объеме прибыли и оставшаяся часть – блок С. Деление может быть и другим в зависимости от потребностей анализа.

Из таблицы видно, что наибольшую долю в реализации и доходах имеют товары из блока А: ноутбуки и планшеты, компьютеры и периферия, комплектующие для ПК - 80%. Во вторую группу входят 5 товарных подгрупп:

телефоны и смарт-часы, телевизоры и медиа, игры и приставки,

аудиотехника, фото-видеоаппаратура.

Таблица 8 - Структура ассортимента товара за период 2015 – 2016 гг.

  №   Номенклатура Товарооборот, тыс. руб. Уд. вес (%)   Группа
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
Ноутбуки и планшеты 79241,1 69841,1 58,23 55,40 А
Компьютеры и периферия 15581,5 17939,3 11,45 14,23 А
Комплектующие для ПК 14315,9 14964,2 10,52 11,87 А
Телефоны и смарт-часы 6858,6 6895,9 5,04 5,47 В
Телевизоры и медиа 4164,1 3920,7 3,06 3,11 В
Игры и приставки 4722,1 3832,4 3,47 3,04 В
Аудиотехника 2544,8 655,6 1,87 0,52 В
Фото-видеоаппаратура 2463,1 1815,4 1,81 1,44 В
Офисная техника и мебель 1687,4 1386,7 1,24 1,10 С
Сетевое оборудование 1510,5 1399,3 1,11 1,11 С
Автотовары 1496,9 1563,2 1,10 1,24 С
Встраиваемая техника 898,2 832,0 0,66 0,66 С
Товары для кухни 598,8 1021,1 0,44 0,81 С
Итого:  

Усилия предприятия должны быть сосредоточены на товарах из подгрупп, вошедших в блоки А и В, по ним целесообразно тщательно отслеживать динамику продаж, колебания спроса, широту и глубину ассортимента по товарным группам и маркам, миграцию отдельных товаров и торговых марок из группы в группу, отслеживать влияние различных маркетинговых мероприятий на темпы продаж. Для товаров группы В, обеспечивающих средний вклад в совокупный доход (около 15%), усилия должны быть сосредоточены на переводе в более доходную группу. В отношении блока С рационально производить политику его сокращения с целью уменьшения малопроизводительных затрат за счет удаления из ассортимента товаров, находящихся в стадии упадка своего жизненного цикла.

АВС - анализ позволяет оптимизировать товарный ассортимент на ближайшую перспективу, а для устойчивого положения на рынке любой компании необходимо иметь портфель товаров, сбалансированный таким образом, чтобы в нем находились товары с различными этапами своего жизненного цикла.

  №   Номенклатура Товарооборот, тыс.руб. Прирост
2015 г. 2016 г. Тыс. руб. %
Ноутбуки и планшеты 79241,1 69841,1 -9400 88,1
Компьютеры и периферия 15581,5 17939,3 2357,8 115,1
Комплектующие для ПК 14315,9 14964,2 648,3 104,5
Телефоны и смарт-часы 6858,6 6895,9 37,3 100,5
Телевизоры и медиа 4164,1 3920,7 -243,4 94,2
Игры и приставки 4722,1 3832,4 -889,7 81,2
Аудиотехника 2544,8 655,6 -1889,2 25,8
Фото-видеоаппаратура 2463,1 1815,4 -647,7 73,7
Офисная техника и мебель 1687,4 1386,7 -300,7 82,2
Сетевое оборудование 1510,5 1399,3 -111,2 92,6
Автотовары 1496,9 1563,2 66,3 104,4
Встраиваемая техника 898,2 832,0 -66,2 92,6
Товары для кухни 598,8 1021,1 422,3 170,5
Итого: -10016 92,6
Далее проанализируем развитие товарооборота в динамике (таблица 9). Таблица 9 - Развитие товарооборота в динамике

В соответствии с таблицей 9 данные об объеме товарооборота ООО «DNS» в действующих ценах свидетельствуют о его снижении, что в стоимостном выражении составляет 10016 тыс. руб. вследствие изменения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота). Отмечено снижение продаж по таким товарным группам: игры и приставки, аудиотехника, встраиваемая техника, компьютеры и периферия, телевизоры и медиа, ноутбуки и планшеты. Динамика продаж в натуральных показателях привела к незначительному изменению в структуре товарооборота, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объёме товарооборота. В частности, возросла доля в товарообороте продажи комплектующих для ПК, телефонов, смарт-часов и фото-видеоаппаратуры в натуральном выражении ив стоимостном. Снизились продажи ноутбуков, планшетов и других товаров.

Наши рекомендации