Анализ ассортимента и ценовой политики торгового предприятия
ООО «DNS» является дистрибьютором таких компаний как «Asus», «Acer», «Irbis», «Lenovo», «MSI», «Gigabyte», «Zotac», «HP», «Dexp», Misery, «Supra», «Kingston», а также других российских и международных поставщиков.
Калужский филиал ООО «DNS» - это, прежде всего две серии - Компьютерная и Бытовая техника.
Компьютерная техника:
Крупная и мелкая техника
А) Ноутбуки и планшеты
- Ноутбуки
- Планшеты
- Электронные книги
Б) Компьютеры и периферия
- Компьютеры
- Мониторы и аксессуары
- Манипуляторы и аксессуары
- Внешние накопители данных
В) Комплектующие для ПК
- Процессоры
- Материнские платы
- Видеокарты
- Оперативная память
- Блоки питания
- Охлаждение компьютера
Г) Телефоны и смарт-часы.
- Смартфоны
- Сотовые телефоны
- Стационарные сотовые телефоны
- Смарт-часы
Д) Игры и приставки.
- Шлемы виртуальной реальности
- PlayStation
- Microsoft Xbox
- Nintendo
Ж) Фото-видеоаппаратура.
- Фотоаппараты моментальной печати и аксессуары
- Цифровые фотоаппараты
- Видеокамеры
- Экшн-Видеокамеры и аксессуары
- Объективы и аксессуары
З) Аудиотехника.
- Hi-Fi аудио
- Стационарное аудио
И) Сетевое оборудование
- Маршрутизаторы
- Коммутаторы
Бытовая техника:
Л) Телевизоры и медиа
- Телевизоры и аксессуары
- Проигрыватели
- Домашние кинотеатры
М) Встраиваемая техника
- Варочные панели
- Духовые шкафы
- Вытяжки
- Морозильные шкафы встраиваемые
Н) Офисная техника и мебель
- Оргтехника
- Торговое оборудование
О) Товары для кухни
- Посудомоечные машины
- Для варки и кипячения
- Для жарки и подогрева
Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот,
конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.
Сущность метода прямых затрат, который используется в Калужском филиале ООО «DNS» состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».
Формирование торгового ассортимента – это одна из основных функций организации торговли, определяющая его конкурентоспособность.
Далее рассмотрим структуру ассортимента ООО «DNS». Исследование показало, что основную часть ассортимента составляют: Ноутбуки и планшеты, Компьютеры и периферия, Комплектующие для ПК, Телефоны и смарт-часы, Телевизоры и медиа, Игры и приставки, Аудиотехника, Фото-видеоаппаратура, офисная техника и мебель, сетевое оборудование, Автотовары, Встраиваемая техника, Товары для кухни. (таблица 8).
Далее необходимо выделить группы классификации по принципу Парето, где 20% качественного критерия определяет 80% количества выбранной совокупности объектов (группа А); группа В - до 15% в объеме прибыли и оставшаяся часть – блок С. Деление может быть и другим в зависимости от потребностей анализа.
Из таблицы видно, что наибольшую долю в реализации и доходах имеют товары из блока А: ноутбуки и планшеты, компьютеры и периферия, комплектующие для ПК - 80%. Во вторую группу входят 5 товарных подгрупп:
телефоны и смарт-часы, телевизоры и медиа, игры и приставки,
аудиотехника, фото-видеоаппаратура.
Таблица 8 - Структура ассортимента товара за период 2015 – 2016 гг.
№ | Номенклатура | Товарооборот, тыс. руб. | Уд. вес (%) | Группа | ||
2015 г. | 2016 г. | 2015 г. | 2016 г. | |||
Ноутбуки и планшеты | 79241,1 | 69841,1 | 58,23 | 55,40 | А | |
Компьютеры и периферия | 15581,5 | 17939,3 | 11,45 | 14,23 | А | |
Комплектующие для ПК | 14315,9 | 14964,2 | 10,52 | 11,87 | А | |
Телефоны и смарт-часы | 6858,6 | 6895,9 | 5,04 | 5,47 | В | |
Телевизоры и медиа | 4164,1 | 3920,7 | 3,06 | 3,11 | В | |
Игры и приставки | 4722,1 | 3832,4 | 3,47 | 3,04 | В | |
Аудиотехника | 2544,8 | 655,6 | 1,87 | 0,52 | В | |
Фото-видеоаппаратура | 2463,1 | 1815,4 | 1,81 | 1,44 | В | |
Офисная техника и мебель | 1687,4 | 1386,7 | 1,24 | 1,10 | С | |
Сетевое оборудование | 1510,5 | 1399,3 | 1,11 | 1,11 | С | |
Автотовары | 1496,9 | 1563,2 | 1,10 | 1,24 | С | |
Встраиваемая техника | 898,2 | 832,0 | 0,66 | 0,66 | С | |
Товары для кухни | 598,8 | 1021,1 | 0,44 | 0,81 | С | |
Итого: |
Усилия предприятия должны быть сосредоточены на товарах из подгрупп, вошедших в блоки А и В, по ним целесообразно тщательно отслеживать динамику продаж, колебания спроса, широту и глубину ассортимента по товарным группам и маркам, миграцию отдельных товаров и торговых марок из группы в группу, отслеживать влияние различных маркетинговых мероприятий на темпы продаж. Для товаров группы В, обеспечивающих средний вклад в совокупный доход (около 15%), усилия должны быть сосредоточены на переводе в более доходную группу. В отношении блока С рационально производить политику его сокращения с целью уменьшения малопроизводительных затрат за счет удаления из ассортимента товаров, находящихся в стадии упадка своего жизненного цикла.
АВС - анализ позволяет оптимизировать товарный ассортимент на ближайшую перспективу, а для устойчивого положения на рынке любой компании необходимо иметь портфель товаров, сбалансированный таким образом, чтобы в нем находились товары с различными этапами своего жизненного цикла.
|
В соответствии с таблицей 9 данные об объеме товарооборота ООО «DNS» в действующих ценах свидетельствуют о его снижении, что в стоимостном выражении составляет 10016 тыс. руб. вследствие изменения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота). Отмечено снижение продаж по таким товарным группам: игры и приставки, аудиотехника, встраиваемая техника, компьютеры и периферия, телевизоры и медиа, ноутбуки и планшеты. Динамика продаж в натуральных показателях привела к незначительному изменению в структуре товарооборота, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объёме товарооборота. В частности, возросла доля в товарообороте продажи комплектующих для ПК, телефонов, смарт-часов и фото-видеоаппаратуры в натуральном выражении ив стоимостном. Снизились продажи ноутбуков, планшетов и других товаров.