Позиционирование будущего ресторана
При маркетинговых исследованиях необходимо заниматься позированием будущего ресторана.
При организации ресторана необходимо четко знать:
- может ли ресторан обеспечить своей продукцией всех потенциальных посетителей;
- определить отличное от конкурентов желательное место (позицию) на рынке;
- создать потенциальных потребителей.
Это необходимые условия, при которых потребитель имеет возможность выбирать, четко видя преимущества продукции и услуг того или иного ресторана.
Для определения желательного места на рынке (сегмента) ресторатор должен изучить позицию уже действующих на данном рынке конкурентов, уровень обслуживания у них, стоимость средней покупки.
Уровень обслуживания оценивается в совокупности оценки качества продукции и услуг по 5 бальной системе. В свою очередь каждый из показателей оценивается по четырем параметрам:
- качество продукции;
- ассортимент;
- культура обслуживания;
- комфорт.
Изучение конкурентов средствами маркетинга ресторана выражается в определении форм и уровня конкуренции в ресторанном бизнесе.
Практическое значение имеет использование конкретных маркетинговых приемов, нацеленных на привлечение потребителей: презентация ресторана, встреча Нового года, клубная карта, приглашение звезд кино, театра, эстрады, подарки потребителям, детские программы и т.д.
Для характеристики уровня обслуживания необходимо, чтобы его оценили не менее 20-50 потребителей методом анкетирования. Данные анкет сводятся в таблицу, где общая оценка уровня обслуживания по предприятиям общественного питания выводится как средняя арифметическая от оценок всех опрошенных потребителей. Максимальная оценка 20 баллов.
Таблица 5 Характеристика уровня обслуживания.
Потребитель | Качество продукции | Ассортимент | Комфорт | Культура обслуживания | Итого |
1 потребитель | |||||
2 потребитель | |||||
3 потребитель | |||||
4 потребитель | |||||
30 потребитель | |||||
Итого |
Уровень обслуживания, например, в данном примере составит 400/30=13 баллов.
Собрав анкеты и проведя анализ, определив среднюю стоимость посещений предприятий-конкурентов, можно позиционировать будущий ресторан.
3.3 Реклама и ее роль в деятельности ресторана.
Реклама ресторана – это краткая информация в яркой, образной, доходчивой форме, которая извещает о режиме работы предприятия питания, предоставляемых услугах, проводимых акциях, скидках или льготах.
Цель рекламы ресторана - удержать постоянных потребителей, уже сложившийся контингент и привлечь новых посетителей. Каждое предприятие должно отличаться неповторимым интерьером, разумными ценами, вкусной пищей и хорошим обслуживанием. Через рекламу в более широком смысле формируется общественная потребность в ресторанных услугах.
В качестве средств рекламы используется в последнее время СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение), а также специальная печатная продукция (буклеты, листовки, календари) и сувениры (брелки, ручки, значки пр.).
Из форм внешней рекламы широко используется световая реклам, реклама, размещенная на фасадах зданий, и их окнах. Все рекламные действия дают конкретные преимущества перед другими предприятиями общественного питания. Планировать эту работу следует таким образом, чтобы проводимые мероприятия были направлены на увеличение продаж и получение прибыли.
Цель рекламы состоит в том, чтобы как можно больше потребителей узнало о ресторане в ограниченный отрезок времени.
Информационные поводы для рекламы:
- предоставление сведений о режиме работы предприятия общественного питания, его местонахождении, удобных подходах, подъездах, наличие автопарковки;
- специальные акции (дни национальных кухонь, предоставляемые скидки предъявителям средств рекламы);
- открытие кредитной линии или клубной карты ресторана для завсегдатаев заведения;
- предстоящие выступления звезд эстрады в шоу-программе;
- возможности воскресных семейных ланчей, по типу «шведский стол»;
- внедрение программы продвижения завтраков (в случае, если потребитель позавтракал, то в обед, например, предоставляется бесплатно кофе или чай);
- проведение лотереи для потребителей ресторана, чьи счета превысили заранее зафиксированную сумму счета за одну персону; в качестве розыгрыша могут быть: коробки шоколадных конфет, сувениры; лотерея может быть приведена на специальном фуршете, организованном администрацией для гостей.
Средства наружной рекламы достаточно широко используется ресторанами.
Рекламные щиты и вывески это не только слова, но и зрительный образ, закладываемый в сознание и подсознание человека. Текст и торговая марка должны быть хорошо видны на расстоянии. Композиция должна состоять из трех элементов, но не более. Шрифт чем крупнее, тем лучше, краски чистые и яркие. Место установки щитов, вывесок на улицах города, перекрестках согласовывается с городскими властями и с отделом архитектуры. В последнее время все чаще можно увидеть на улицах города объемные рекламные формы, и даже композиции.
Дорогим, но эффективным средством рекламы является световая реклама с использованием неона, особенно мерцающая.
Над входом ресторана могут устанавливаться козырьки, маркизы и онинги из ткани, пластика, стекла. Они хорошо выделяют ресторан на фоне безликого фасада здания.
Применяются в последнее время в российских городах и оформление светящимся шнуром в вечернее и ночное время – дюралайт.
В рекламных публикациях должна присутствовать новизна идей и оригинальность.
Устная реклама, которая создается за счет радушия, гостеприимства, внимания со стороны персонала при непосредственной встрече гостей и во время обслуживания. Человек всегда оценивает эти обстоятельства и становится, не зависимо от своей воли и сознания, носителем рекламы понравившегося кафе или ресторана дома, на работе, просто среди знакомых
Самое действенное средство рекламы – качество пищи, высокий уровень обслуживания и созданный комфорт.