Они понимают, что если их жизнь является реакцией на отцовское поведение, то отцы по-прежнему имеют над ними власть.
Они осознают, что могут отличаться от папы, не превращаясь в его полную противоположность.
Они приходят к выводу, что имеют больше схожих черт с отцом, чем до этого осознавали или желали признавать.
Польза мужественности для нового поколения
Часть 1: Для мальчиков
Когда я воспитывал сыновей, то понял, что они растут в обществе, очень похожем на то, что сформировало моё поколение приятных парней. Мальчики оторваны от мужчин и зависимы от женского одобрения.
Это стало для меня очевидным пару лет назад, когда мы с семьёй летом переехали в новый дом, перед тем, как мой сын Стив пошёл в четвёртый класс. Список учителей и воспитателей отрезвил меня. С детского сада до пятого класса, преподавал лишь один учитель мужского пола. Отношение примерно 20 к 1. Когда учителей представляли в актовом зале, я воочию увидел, в какой среде мальчики проводят наиболее чувствительные годы своей жизни.
В качестве приятного парня, проходящего процесс восстановления, у меня появился уникальный шанс поделиться здоровой моделью мужественности не только со своими сыновьями и дочерью, но и с целым поколением мальчиков и девочек. Чем больше времени я проводил, работая с приятными парнями, тем больше понимал, что эта работа представляет собой мощный инструмент для передачи последующему поколению здоровых моделей женственности и мужественности.
К сожаленью в американской культуре не слишком много «ритуалов», посредством которых мужчины помогают мальчикам вырваться из мира комфорта и материнской заботы (дом, детсад, школа) и войти в мир мужчин. Роберт Блай рассматривал важность этих ритуалов в книге «Железный Джон».
В «примитивных» обществах, пишет Блай, мальчиков до наступления подросткового возраста воспитывали в основном женщины. Когда приходило время вылететь из-под женского крыла и войти во взрослый мир, мужчины из племени устраивали облаву. Они наносили на тело боевую раскраску, отправлялись в деревню и выкрадывали мальчиков. Женщины по команде начинали плакать, протестовать и делать всё возможное, чтобы удержать своих детей. После того как мужчины уводили мальчиков из деревни для обряда инициации, женщины собирались вместе и спрашивали друг друга «Как я сыграла? Натурально?» В этих культурах женщины и мужчины работали сообща, чтобы облегчить этот процесс перехода и инициации.
В наши дни мальчики также пытаются предпринять этот переход из мира, руководимого женщинами, но они не могут сделать этого самостоятельно. У меня есть предположение, что когда в подростковом возрасте мальчики одеваются неряшливо, ведут себя агрессивно, закрываются у себя в комнате, сутулятся, слушают громкую музыку, матерятся и посылают всех куда подальше, они бессознательно пытаются вызвать такую антипатию, чтобы даже матери не смогли их терпеть. Это помогает им разорвать симбиотическую связь с мамами. Тем не менее, этим юношам всё ещё нужна помощь взрослых мужчин, чтобы «оторваться» от матерей, не испытывая при этом угрызений совести, и не нанеся себе слишком много повреждений.
Я полагаю, что приятные парни, проходящие процесс восстановления, могут помочь мальчикам обратить внимание на более здоровую модель мужественности. То есть научить, как управляться со своей агрессией, либидо, как общаться с женщинами, как контактировать с мужчинами и, что наиболее важно, как развить собственную мужественность. Мужчины учатся этому и на чужом примере и общаясь с мальчишками.
Будучи приятным парнем, проходящим процесс восстановления, я также получал пользу от совместного времяпрепровождения с моими сыновьями-подростками и их друзьями. В кругу сыновей я сталкивался с необузданной мужественностью. Не только я учил их справляться с вызванными тестостероном вещами вроде агрессии и сексуальности, но и они тоже на своём примере показывали мне, как развивать собственные.
Этот взаимный процесс требует времени и диалога. Отцам следует брать своих сыновей на охоту и рыбалку, учить водить машину, брать с собой на работу, тренировать их команду по бейсболу и водить на спортивные мероприятия, придумать совместное хобби, брать с собой в командировки и на посиделки с друзьями. Всё это поможет мальчикам вступить в мир мужчин.
Вы не обязательно должны ограничиваться своими сыновьями. Приятные парни могут проводить время с младшими родственниками, скаутами[44], молодежными спортивными командами, членами школьных секций.
Пример Трэя, холостого мужчины под сорок, наглядно демонстрирует важность подобного мужского влияния. Однажды вечером в группе взаимопомощи, Трэй рассказал о своём племяннике, который воспитывался сестрой Трэя, матерью-одиночкой. Он отлично понимал, что парень испытывает, поскольку сам проходил через те же бунтарство и проблемы с алкоголем, будучи подростком. Члены группы посоветовали Трэю пообщаться с племянником и оказать на него положительное мужское влияние.
На следующей неделе Трэй просто светился от радости. Он рассказал о том, как взял своего племянника в хозяйственный магазин и как они вместе выбирали верстак. Племянник был крайне рад общению с мужчиной. Когда Трэй вернулся домой, то ощутил, что сделал нечто хорошее, поскольку помог юноше найти верный путь.