От журналиста многое зависит, поэтому его изначально надо воспринимать как союзника, одновременно опасного и полезного.
У журналистов в цене информаторы и ньюсмейкеры («делатели новостей»). Для привлечения к себе внимания необходимо обладать интересной информацией. В благодарность за доверительные отношения журналист, во-первых, будет лояльно оценивать в своих публикациях деятельность своего информатора. А во-вторых, так или иначе, будет вторить своему консультанту, освещая события.
Однако консультирующее лицо не должно сразу и безоговорочно доверять журналисту. В любом случае заказчик публикации должен внимательно изучить написанный журналистом материал. Заметку, интервью или репортаж, готовые к публикации, всегда визирует лицо, уполномоченное организацией. После этого претензии к содержанию опубликованной информации редакцией не принимаются.
Учет специфических особенностей журналистов. Журналисты, как люди творческие, самолюбивы и амбициозны, поэтому журналистское своенравие толкает на свою трактовку предоставленной информации.
Если организация или отдельное лицо хочет наладить и сохранить хорошие отношения с журналистами, то надо исходить из того, что они – вне критики. Все творческие люди крайне болезненно воспринимают любую критику, включая даже самые незначительные замечания.
С журналистами, действительно допустившими много глупостей или даже выпадов в своем материале, надо не спорить, а просто прекратить общение.
21. Соотношение понятий "лидеры мнений" и "группы интересов"
Лидер мнений:
- в социологии - лидер, оказывающий существенное влияние на мнение других людей, обращающихся к нему за информацией и советом;
- в теории коммуникации - человек, выступающий в качестве посредника между средствами коммуникации и собственной группой, осуществляющий выбор и интерпретацию передаваемой информации.
Лидеры мнений - это люди, которые общаются с окружающими по поводу товара чаще, чем среднестатистический покупатель и способны оказывать влияние на мнение собеседников, на их выбор. Вот основные признаки, вот самые главные критерии. Не крупный пост, не громкий титул (важные, но не решающие характеристики), а интенсивность общения и степень влияния.
Не спешите рвать отношения с признанными лидерами мнений (те самые редактора журналов и заместители министра), спешите подружиться с Вашими общительными клиентами. Выгода такой дружбы очевидна - о Вашем товаре, услуге, компании начнут распространяться сладкие песни, т.е. слухи.
Итак, лидеры мнений говорят о Вашем товаре (хорошо или плохо) чаще, чем обычный покупатель и их словам верят больше, чем рекламе, потому что это не реклама, а слова хорошо зарекомендовавшего себя человека.
Группы интересов - преимущественно добровольные, обладающие определенной автономией от правительства организации различного типа (профессиональные, предпринимательские, крестьянские, религиозные, культурные, феминистские, молодежные, ветеранские, экологические и др.), члены которых, не претендуя на высшую политическую власть, пытаются оказывать на нее влияние с целью обеспечить свои специфические интересы. Возрастающая роль Г. и. связана прежде всего с увеличением количества и численности объединений по интересам по мере усложнения общества. Отсутствие претензий на высшую политическую власть отличает Г. и. от политических партий. В современном обществе Г. и. играют важную роль посредника между различными социальными группами и политической властью. Взаимодействие групп интересов с властными структурами и между собой через систему формальных и неформализованных связей составляет основу поддержания консенсусных отношений в рамках системы демократического политического устройства.
Основные функции Г. и. состоят в артикулированииинтересов (преобразовании социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования), агрегированииинтересов (согласовании частных потребностей и выработке общегрупповых целей), информировании органов власти о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, участии в формировании политических элит, властных структур общества. В отличие от групп давления Г. и. чаще всего не обладают такой степенью организованности, которая позволила бы им осуществлять регулярное и эффективное давление на политические институты с целью принятия определенных политических решений в свою пользу.
По характеру деятельности различают одноцелевые и многоцелевые Г.и. К первому типу относятся, в частности, лоббирующие структуры, стремящиеся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте; после достижения этой цели лоббирующие структуры либо распадаются, либо переориентируются на другую конкретную цель. Деятельность многоцелевых Г. и. (например, культурных или молодежных организаций) многопрофильна и не ограничена спецификой задач того или иного рода.