Практическое применение концепции жизненного цикла товара
Для более наглядного представления действия модели жизненного цикла товара и стратегий предприятия на различных его этапах, приведем пример ее использования. В примере проанализируем деятельность компании “Apple” , выпускающей мобильные телефоны.
Apple — мировой лидер в области мобильных коммуникаций.
Делая упор на богатый навык, инновационные технологии и безопасные решения, фирма стала основным поставщиком в сфере мобильных, зафиксированных широкополосных и IP-сетей. Apple решительно возглавляет процесс улучшения мобильных технологий, представляя на всех разделах рынка обширную линейку личных товаров, поддерживающих современные протоколы сотовой связи. Работоспособность телефонов Apple развивается от голосовых функций к функциям мультимедиа, работе с изображениями, развлечениям и бизнес-приложениями. Создаются свежие рынки, открываются поистине безмерные возможности. Эксперты фирмы убеждены, что развитие коммуникаций в наше время нереально в отсутствии последующего совершенствования мобильности и доступности связи.[8-с.173 ]
Компания Apple, как и любая другая компания имеет в своем арсенале целый ряд концептуальных моделей мобильных телефонов, которые по задумке должны в ближайшем будущем попасть в производство.
Что касается продуктов, находящихся на стадии производства и внедрения, то здесь фирма может предложить покупателю целую линейку разных телефонов, которые прошли все стадии разработки, опытное производство и испытания и на данный момент активно внедряются на рынок. В Apple встроена камера с восьмимегапиксельной матрицей. Кроме того, разработчики предусмотрели приемник спутниковой системы навигации GPS, а в комплект поставки входят карты более чем ста стран. Помимо сотовых сетей аппарат может подключаться к сетям Wi-Fi. У аппарата имеются также стереодинамики, гнездо для стандартных наушников и порт USB. Телефон может работать в сетях GSM и WCDMA и поддерживает стандарт высокоскоростной передачи данных HSDPA.[10]
Данная модель считается флагманской (как, вообщем, и почти все свежие релизы от Apple), другими словами ни один из главных соперников на настоящий момент не имеет возможности предложить ничего из того, что обладало бы аналогичными чертами, что, бесспорно, считается полезным фактором. Но при высочайшем уровне конкурентной борьбе и быстрых темпах становления использованных в производстве мобильников нельзя планировать на то, что данная лидерская позиция остается неприкосновенной надолго. Также, расценки на этом этапе пребывают на высочайшем уровне, потому фирма ведет интенсивную рекламную политику, включающую в себя разные события по увеличению объема реализации – проводит маркетинговые акции в Сети интернет, располагает объявления на веб-сайтах, публикует новости в разных газетах, посвященных мобильным телефонам, также крутит маркетинговые ролики по TV. Стоимость со временем станет снижаться, и к тому моменту, когда соперники выпустят похожий продукт, ее уровень станет абсолютно сравним с ними. Фирма может использовать стратегию стремительного «снятия сливок». Это можно понять, исходя и выборочных опросов потребителей в Сети интернет – большая часть из них готово оплатить высокую цену за данную модель телефонного аппарата, в этот момент, не многие покупатели в необходимой мере осведомлены об этом товаре. И, конечно же, учитывая темпы развития отрасли, фирма считается с возможностью конкуренции и стремится выработать у потребителя предпочтительное отношение к собственному товару путем эффективной рекламы и улучшением качества продукта. Более ранние модели телефонов из той же серии “Iphone” , , находятся сейчас на стадии роста. На начало 2014 года эта модель являлась флагманской моделью Apple. Технические характеристики также впечатляли, да и сейчас не каждый смартфон сможет похвастаться такими техническими характеристиками. Сейчас размер продаж этой модели стремительно растет. Мобильные телефоны играют в нашей жизни все большую и большую роль, и каждому хочется иметь ту модель, которая бы в наибольшей степени удовлетворяла всем его запросам. [10]
Для того чтобы максимально продлить этап роста, фирма Apple использовала несколько стратегий:
• • В целях защиты ключевого продукта выпустила его новейшую модификацию Apple Ipod, которая ориентирована на тех, кто предпочитает слушать музыку и применяет телефонный аппарат в качестве mp3 – проигрывателя, чтобы укрепить позицию модели на рынке.
• Попыталась расширить действующие маркетинговые канала и приступила к поиску новых.
• Переориентировала рекламу от усилий, направленных на увеличение степени осведомленности о продукте, к усилиям по стимулированию предпочтений.
• Снизила стоимость, что позволило привлечь покупателей, для которых цена является доминирующим фактором покупки товара.[3-с.142 ]
Многие модели мобильных телефонов фирмы Apple находятся сейчас в стадии зрелости. Это смартфоны, такие, как Apple Iphone 4s, популярные у молодых людей, которые не могут позволить себе более дорогие модели из этой серии, но хотят иметь телефон с большим количеством функций. Темпы роста продаж этой модели начали замедляться, но тенденций к их падению пока не наблюдается. Этот факт можно поставить в заслугу усиленной рекламе товара, ориентированной на молодых людей. Основой рекламной акции является фраза «Расширьте свои творческие возможности с помощью смартфона Apple». Творить с помощью этого телефона помогает камера с высоким разрешением, встроенный mp3 – проигрыватель, а также множество программ, написанных специально для iOS – операционной системы этой модели. Умеренная цена – в среднем около $ 320 – тоже положительно влияет на уровень продаж. Расширение рынка продаж хотя и медленно, но все же идет, наблюдается абсолютное увеличение и максимизация оборота товара. В системе производства и распределения товара увеличиваются запасы готовой продукции. На рынке данного товара господствует интенсивная конкуренция – практически все конкуренты представляют на рынке товары с идентичными свойствами и благодаря дополнительным инвестиционным вложениям пытаются воздействовать на покупателей путем введения новых модификаций товаров и расширением ассортиментной группы. Из трех фаз стадии зрелости, выделяемых Ф. Котлером, конкретно наша модель – Apple Iphone 4s – находится в фазе «старения», поскольку абсолютный объем продаж начинает снижаться, так как интересы потребителей переключаются на новые товары. В этих условиях компания Apple применяет стратегию модификации маркетинга – микс, то есть стремится стимулировать сбыт с помощью таких элементов маркетинга, как цена, распределение, реклама, стимулирование сбыта, продажи с участием торговых представителей, улучшения качества пред- и послепродажного обслуживания. В своем ценовом сегменте Apple Iphone 4s является одним из лидеров, предлагая за умеренную цену множество функций полноценного смартфона, стильный дизайн и знаменитое качество.[10]
Стадия насыщения наступает тогда, когда, несмотря на меры в фазе зрелости товара, рост объемов продаж не наступает и даже намечаются тенденции их падения. Спрос создается в основном за счет привлечения еще на стадии зрелости продукта дополнительных клиентов благодаря проведению оптимальной ценовой политики. Прибыльность производства продолжает сохраняться из-за уменьшения расходов на производство. Ярким примером товара на этой стадии является модель телефона Apple Iphone 4. Не очень большой, но в этот момент функциональный телефон со стильным дизайном считался когда-то флагманом на рынке мобильных телефонов. От части его триумф мотивировался тем, что модель считалась значительно модифицированной, усовершенствованной и в плане дизайна, и в плане технического оснащения, версией модели Apple Iphone 3. Данные доработки дозволили опять поднять стоимость на эту модель и значительно повысили спрос, позволив ей задавать темп на рынке мобильных телефонов. Хотя со временем, все соперники освоили технологии выпуска похожих продуктов, и ажиотажный спрос спал. Покупатель на этом шаге не видит отличительной разницы между этим продуктом и продуктом соперника, как последствие – накал борьбы за клиента, все сложнее становится удержать объем реализации и прибыль на должном уровне в целях стабилизации положения компании. Фирма Apple в данном случае использовала дополнительные затраты на развитие рекламы и начала понемногу снижать стоимость. За полтора года выпуска модели Apple Iphone 4 её стоимость рухнула с $ 370 до $ 200, но это смогло обеспечить ей заслуживающий уровень размера продаж и по сей день. Ориентация на обычных потребителей и консерваторов помогла фирме Apple сохранить свою долю рынка в данном ценовом сегменте. Фирма прекратила представлять эту модель как новинку, а начала позиционировать ее как модель телефона бизнес - класса, доступную по цене, довольно консервативную в дизайне и удобную для общения. На сегодняшний день модель Apple Iphone 4s занимает прочное место в среднем ценовом сегменте и приносит компании ощутимую прибыль.
Как и у всех крупных компаний с довольно долгой историей существования, у фирмы Apple есть товары, которые находятся сегодня в стадии спада. Почти все из них когда-то были хитами, флагманскими моделями, но, вследствие перемен в технологии, устаревания продукта, усиления конкурентной борьбы и смены предпочтений и вкусов покупателей остались не у дел. Почти что для всех имеющихся моделей, оказавшихся в стадии регресса, Apple могла использовать стратегию «уборки урожая», что очень таки несложно при великом и непрерывно пополняющемся перечне продуктов. Суть ее содержится в том, чтоб со временем сокращать потери производства и сразу с этим некоторое время поддерживать уровень его реализации. Первыми под сокращение попадают бюджет исследований и разработок, а еще затраты на закупки и сервис производственного оборудования. Фирма помаленьку сокращает расходы на обеспечивание свойства продукта, сокращает, в случае если это возможно, количество торгового персонала, объем предоставляемых услуг и затраты на рекламу.Руководство компании обязано потрудиться сделать это так, чтоб ни покупатели, ни соперники, ни в том числе и работники компании про это не подозревали. «Уборка урожая» - спорная с нравственной точки зрения стратегия, которая достаточно тяжело осуществима в небольших организациях и предприятиях, хотя она с успехом используется в отношении множества зрелых товаров и значительно повышает содержимое «бумажника» фирмы.[4-с.388 ]
Сегодня, вместе с классическим созданием мобильных приспособлений, Apple уделяет много времени потребительским интернет-сервисам под общим брендом Apple (www.apple.com). Стратегия Apple содержится в предоставлении юзерам комплексного решения: устройство всевозможные услуги. Ключевыми сервисами Apple являются музыка (музыкальный Интернет-магазин “iTunes”), магазин приложений и мультимедийного контента (“AppStore”), электронная почта и обмен сообщениями и другие.
Вместе с розничными сетями в России и СНГ Apple активно развивает программу «Авторизованные точки продаж Apple», в рамках которой открываются фирменные салоны (IStore) и фирменные отделы Apple. Главная задача этой программы - защита покупателей от фальшивого и несертифицированного продукта.Фирменные отделы и салоны Apple открыты во множистве больших населенных пунктов Рф и СНГ. На настоящий момент у Apple в Рф наиболее 100 фирменных салонов, и их количество постоянно увеличивается.[10]