Сценарии развития мирового рынка нефти
Факторы | Сценарий 1 | Сценарий 2 |
Цены ОПЕК | Рост | Без изменения |
Инвестиции в энергосберегающие технологии | Высокие | Без изменения |
Общественное мнение | Изменяется в пользу экономии энергии | Без изменения |
Международное разделение труда | Стимулируется | Ограниченное |
Виды анализа. Помимо вышеизложенных методов к данной группе относят различные виды анализа.
Факторный анализ необходим для обнаружения факторов, влияющих на исследуемое явление или объект (оценка воздействия конкурента на потребительские предпочтения; влияние экономического роста на объем продаж).
Однофакторный анализ. Однофакторный анализ используется при исследовании ситуации, когда можно указать только один фактор, влияющий наконечный результат, и этот фактор может принимать конечное число значений (цена и объем продаж).
Двухфакторный анализ. Бывает, что в рамках однофакторной модели влияние интересующего нас фактора не проявляется, так как сказывается действие еще одного фактора (цена, объем продаж, потребительская приверженность марке).
Кластерный анализ позволяет разбить изучаемую совокупность экономических объектов на группы со схожими параметрами - так называемые кластеры. Специалисты-маркетологи применяют этот метод при проведении сегментации рынка.
Линейный регрессионный анализ объединяет широкий круг задач, связанных с построением функциональных зависимостей между двумя группами числовых переменных (реализация товара и определение спроса на него; рентабельность продаж и оценка объема инвестиций).
Анализ временных рядов используется для исследования процессов, представленных временными рядами, и их прогнозирования, а также для выявления изменения среднего уровня значений (т.е. трендов) и обнаружения периодических колебаний. Здесь могут быть использованы также методы корреляционного анализа, что позволяет выявить наиболее существенные периодические изменения, и методы авторегрессии и скользящей средней для прогнозирования процессов, проявляющих однородные колебания вокруг среднего значения (изменение курса валют, сезонные колебания продаж, производственный цикл и др.).
Трендовые модели.При всем многообразии методик анализа управления маркетингом и прогнозирования рыночных стратегий наиболее надежные выводы базируются на использовании трендовых моделей (статистическом выравнивании), которые определяют не только векторную скорость развития, но и характер его ускорения (степенная и показательная зависимости, парабола); рост с замедлением (полулогарифмическая кривая); спад с замедлением (гипербола), равномерное развитие (прямая) и т.д.
Существуют три вида трендов (рис. 3.21)
Бычий - движение цены вверх.
Медвежий - движение цены вниз.
Боковой - цена остается практически постоянной.
ВИДЫ ТРЕНДОВ
У каждого тренда есть три разновидности: первичный, или главный, вторичный и малый (рис. 3.22). Главный тренд имеет три фазы: зарождение, развитие и завершение (рис. 3.23). Все это имеет много общего с понятием жизненного цикла товара или деятельности фирмы.
При изучении поведения цены на рынке мы приходим к выводу, что данная политика цен имеет тот или иной тип развития, и маркетолог может описать с определенной вероятностью тенденцию наступления события. Применение системы трендов возможно в определении целой системы показателей: рентабельности продаж, уровне сезонных колебаний спроса и т.п. (подробнее см. раздел IV).