Рекламное обращение и его элементы.
2. Типы индивидуального восприятия.
3. Уровень воздействия рекламного обращения.
4. Форма, структура и содержание рекламного обращения.
5. Модели разработки рекламного обращения
Рекламное обращение является центральным элементом всего процесса рекламного воздействия на получателя. Именно рекламное обращение представляет коммуникатора его целевой аудитории, потенциальным покупателям, фокусируется большинство элементов рекламной коммуникации. В их числе — идея коммуникации и используемые коды, которые способствуют восприятию этой идеи получателем обращения. Участие посредника (особенно если он является «лицом фирмы») иногда становится неотъемлемой частью самого обращения.
Характер рекламного послания в совокупности с основными характеристиками целевой аудитории во многом определяет выбор наиболее эффективного канала коммуникации. И наконец, рекламное обращение можно рассматривать как главное средство, основной инструментдостижения целей рекламной деятельности.
Рекламное обращение можно определить как элемент рекламной коммуникации, являющийся непосредственным носителем информационного и эмоционального воздействия, оказываемого коммуникатором на получателя. Это послание имеет конкретную форму (текстовую, визуальную, символическую и т. д.) и поступает к адресату с помощью конкретного канала коммуникации.
Формально предметом психологии рекламы является поведение потребителя.Это понятие включает все акты индивида, прямо связанные с использованием благ и услуг, включая процессы принятия решений, предшествующие покупкам.
Содержание рекламного обращения определяется множеством факторов, среди которых главную роль играют цели и характер воздействия на адресата.
Воздействие рекламы на получателя призвано создавать у него социально-психологическую установку (аттитюд). «Установка — это внутренняя психологическая готовность человека к каким-либо действиям».
Российский специалист по проблемам психологии рекламы Р. Мокшанцев в своей оценке проблемы еще более категоричен: «Реклама в целом — это вовсе не только информация, как это может показаться сначала. Реклама — это именно психологическое программирование людей. Так к ней и нужно относиться».
Выделяют такие основные уровни психологического воздействия рекламы:
когнитивный (передача информации, сообщения);
аффективный (эмоциональный аспект, формирование отношения);
суггестивный (внушение);
конативный (определение поведения).
Сущность когнитивного воздействия состоит в передаче определенного объема информации, совокупности данных о товаре, факторов,. характеризующих его качество, и т. п.
Целью аффективного воздействия является превращение массива передаваемой информации в систему установок, мотивов и принципов получателя обращения. Инструментами формирования отношения являются частое повторение одних и тех же аргументов, приведение логических доказательств сказанного, формирование благоприятных ассоциаций и т. д.
Внушение предполагает использование как осознаваемых психологических элементов, так и элементов бессознательного. Это связано с тем, что определенная часть рекламного послания может усваиваться адресатом, минуя сферу активного мышления.
Результатом внушения может быть убежденность, получаемая без логических доказательств. Необходимо отметить, что внушение возможно, во-первых, в том случае, если оно соответствует потребностям и интересам адресата, и, во-вторых, если в качестве источника информации может быть использован человек, обладающий высоким авторитетом и пользующийся безусловным доверием. Внушение будет иметь больший эффект опять-таки при многократной повторяемости рекламного обращения.
Конативное воздействиеобращения реализуется в «подталкивании»- получателя к действию (конечно, к покупке), подсказывании ему ожидаемых от него действий.
Имея информацию о мотивации, разработчики рекламного обращения получают возможность усилить интенсивность положительной мотивации и снизить действия установок, препятствующих покупке.
Используемые в рекламных обращениях мотивы условно объединяются в три большие группы:
1) рациональные;
2) эмоциональные;
3) социальные (нравственные).
Некоторые авторы выделяют еще мотив самоудовлетворения.
2. К рациональным мотивам можно отнести:мотив здоровья., мотив надежности и гарантий, мотив удобств и дополнительных преимуществ.
3. Эмоциональные мотивы: мотив свободы, мотив страха, мотив уподобления, мотив значимости и самореализации, открытия, гордости и патриотизма, любви , радости и юмора и т.д.
4. Нравственные и социальные мотивы: мотив справедливости, мотив порядочности, мотив защиты окружающей среды, мотив сострадания.
Рекламный текст - законы жанра. Структура рекламного объявления : слоган, заголовок, зачин, эхо-фраза, основной текст, информационный блок. Стилистические и синтаксические характеристики рекламного текста. Рекламные аргументы и их использование в основном рекламном тексте. Различные модели рекламных текстов ( драматизированная реклама, наративная реклама, реклама-диалог, рекламирование по аналогии, использование «свидетельств»).Основы психологии восприятия рекламы. Социология рекламы. Основные понятия теории психологии, применяемые в экспериментальной психологии рекламы : установка, мотивация, аттитют. Воздействие рекламы на когнитивном и конативном уровнях. Модели воздействия рекламы на человеческую психику. Реклама и общество: проблемы взаимодействия. Оценка социальной роли рекламы в работах выдающихся философов, социологов и экономистов ХХ века. Основные понятия социологии рекламы.
Вопросы для самоконтроля: