Теоретические аспекты разработки комплекса
Введение 2
Теоретические аспекты разработки комплекса
Маркетинга производственной компании 4
Сущность комплекса маркетинга предприятия 4
Составляющие комплекса маркетинга 7
Разработка маркетинговой политики предприятия 16
Особенности рынка по производству молочной продукции 22
Оценка ситуации на отраслевом рынке 22
Анализ конкурентной среды 23
Разработка комплекса маркетинга
Для ЗАО «Нестеровское молоко» 25
Технико-экономическая характеристика предприятия 25
Разработка комплекса маркетинга для предприятия 29
Оценка эффективности комплекса маркетинга 34
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложение 1 41
Приложение 2 42
Приложение 3 43
Приложение 4 44
Приложение 5 45
Приложение 6 46
Приложение 7 47
Приложение 8 48
Приложение 9 49
Приложение 10 50
Приложение 11
Введение
Стремительное развитие и укрепление рыночных отношений в России обусловливают необходимость применения передового экономического инструментария как в практике предпринимательской деятельности, так и в теоретических экономических исследованиях.
Маркетинг, как ни одна другая экономическая дисциплина, вобрал в себя наиболее значимые разработки и прикладного, и теоретического характера. Это объясняется его двойственным содержанием. С одной стороны, это сугубо прикладная экономическая дисциплина, характеризующая деятельность производителя или посредника по разработке, распространению и продвижению товара. С другой, это теоретический аппарат исследования рынка для разработки стратегических управленческих решений. Отсюда передовые достижения в этой области представляют теоретический и практический интерес для широкого круга деятелей рынка от предпринимателей до экономистов-исследователей.
Особую актуальность методологическая проработанность маркетинга приобретает в случае применения подобного инструментария промышленными предприятиями в условиях переходной экономики, характеризующейся недостаточной подготовкой и отсутствием опыта руководителей предприятий в обоснованных подходах к применению маркетинга. Возможным способом наполнения конкретным научным содержанием прикладных маркетинговых действий является проведение маркетингового аудита, входящего в комплекс управленческого консультирования предприятий.
В этом случае, значимость проработанной методологической базы резко возрастает в сравнении с прикладными экономическими исследованиями по отдельными проблемам комплекса маркетинга.
Целью курсовой работы является разработка комплекса маркетинга, предприятия пищевкусовой промышленности.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи исследования:
Ø изучить теоретические аспекты разработки комплекса маркетинга производственно компании;
Ø разработать на примере предприятия ЗАО «Нестеровское молоко» комплекс маркетинга предприятия.
В соответствии с поставленной целью и конкретизирующими ее задачами предметом исследования является маркетинговая политика ЗАО «Нестеровское молоко» .
В качестве объекта исследования в курсовой работе рассмотрено ЗАО «Нестеровское молоко»
С развитием рыночных отношений в России в конце 80-х-начале 90-х годов возникла потребность в разработке адекватного аппарата маркетинга применительно к российским условиям. Теоретические и прикладные аспекты маркетинга рассматривались в работах таких ученых, как Г.Азоев, А.Браверман, Е.Голубков, Е.Голубкова, А.Гольцов, О.Дмитриева, Б.Замятин, Н.Капустина, Д.Львов, В.Маркова, С.Медведков, Я.Миркин, Н.Моисеева, А.Мокроносов, Ф.Новиков, Р.Ноздрева, И.Пичурин, А.Поршнев, А.Романов, В.Секерин, И.Семенов, Е.Стоянова, И.Спицын, Я.Спицын, А.Татаркин, А.Хруцкий, Л.Цыгичко и др.
В работах указанных экономистов детально обсуждены различных разделы маркетинговой деятельности, а также рассмотрены разнообразные алгоритмы планирования маркетинга на предприятиях конкретных отраслей.
Вместе с тем проблемы планирования маркетинговой деятельности применительно к отечественным предприятиям проработаны практически лишь по некоторым направлениям, оставляя открытыми вопросы общих методологических подходов и алгоритмов планирования в целом.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложений . Курсовая работа состоит из 40 страниц основного текста и 13 страниц приложений.
Анализ конкурентной среды
Наряду с ЗАО «Нестеровское молоко» переработкой молока и производством изделий из него занимаются такие наиболее значимые предприятия как ОАО «Молоко», ООО «Агронеман» и ОАО «Кировский сыродельный завод» (Таблица 2., Приложение 2), на которые приходится около 98% от общего объема производства. Остальной объем выпуска приходится на мелких производителей.
Указанные предприятия могли бы рассматриваться как потенциальные конкуренты ЗАО «Нестеровское молоко» на рынке сбыта молочных продуктов, если бы не тот факт, что этот рынок имеет огромный потенциал роста в силу рассмотренных выше причин. Кроме того, эти предприятия-конкуренты не будут в состоянии противостоять ценовой конкуренции со стороны ЗАО «Нестеровское молоко», что подтверждается приводимыми ниже расчетами. Была произведена сравнительная характеристика отпускных цен вышеуказанных предприятий (Таблица 3., Приложение 3), а также сделан тщательный анализ технико-экономических показателей основного конкурента, превышающего годовые объемы производства молочных продуктов ЗАО «Нестеровское молоко» (ОАО «Молоко»). Результаты анализа показали, что как со стороны ОАО «Молоко», так и со стороны других субъектов рынка невозможна серьезная ценовая конкуренция. В частности, отпускные оптовые цены ОАО «Молоко» находятся на уровне отпускных розничных цен ЗАО «Нестеровское молоко».
Подведем итог: результаты маркетингового исследования показывают, что для ЗАО «Нестеровское молоко» существует достаточно приемлемая рыночная ниша по сбыту продукции молочной переработки в г. Калининграде; есть целевой сегмент рынка (население с невысоким уровнем доходности, составляющее 60% от населения г. Калининграда).
Поэтому в своей маркетинговой политике ЗАО «Нестеровское молоко» планирует методом ценовой конкуренции занять этот сегмент и закрепиться на нем.
Таким образом, сбыт планируемой к выпуску продукции экономически обоснован и гарантирован.
Заключение
Данная курсовая работа посвящена разработке комплекса маркетинга предприятия, на примере ЗАО «Нестеровское молоко».
Цель, заявленная во введении, достигнута.
а) Задача №1. Изучены теоретические аспекты разработки комплекса маркетинга производственной компании.
Комплекс маркетинга (marketing mix) представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности компании к ситуации на рынке, а также своевременного и гибкого реагирования на ее изменения.
Комплекс маркетинга разрабатывается на основании результатов маркетинговых исследований, которые обеспечивают получение необходимой информации о макро- и микросреде, рынке и собственных возможностях.
Составляющими комплекса маркетинга являются: товарная политика, коммуникационная политика (продвижение товара на рынок), сбытовая (дистрибьюционная) политика, ценовая политика и кадровая политика. В зарубежной практике принято называть marketing mix совокупностью пяти «р»: product (товар), promotion (продвижение), place (размещение), price (цена) и personal (кадры).
б) Задача №2. Разработан комплекс маркетинга на примере предприятия ЗАО «Нестеровское молоко».
В процессе исследования и реализации данной задачи был достигнут ряд результатов. Рассмотрена структура управления как фирмы целиком , так и хозяйственных подразделений. Выявлена и сформулирована основная цель коммерческой деятельности, составлена краткая характеристика ЗАО «Нестеровское молоко», изучена структура ассортимента и её свойства.
В рамках коммерческой стратегии фирмы, нацеленой на расширение и техническое обновление сырьевой и производственной базы, детально рассмотрен инвестиционный проект ЗАО «Нестеровское молоко». Рассчитаны и проанализированы объём кредита, планируемые доходы, затраты, рассчитана себестоимость и составлены финансовые планы проекта, на основании чего сделан вывод о целесообразности инвестиционного проекта. Подробно рассмотрена рекламная стратегия и её нюансы.
По результатам оценки эффективности комплекса маркетинга я сделала следующие выводы: активное использование различных средств рекламы подготовило основу для того, чтобы добиться значительной доли рынка выпускаемой продукции, увеличить объемы реализации, закрепить в сознании потребителей и потенциальных клиентов имидж предприятия как надежного делового партнера, нейтрализовать притязания конкурентов. Положительным фактором, способствовавшим такому результату стало, в том числе и активное привлечение и использование рекламы.
Список используемой литературы:
1. Анищенко А.В. Управление малым бизнесом. / Пособие – М.: 2006. 272 с.
2. Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование. / Учебник. – М.: КноРус. 2005. 240 с.
3. Буханов М.И. Планирование на предприятии. / Учебник – М.: ИНФРА-М 2005. 385 с.
4. Бузова И.А., Есипова В.И. Коммерческая оценка инвестиций. / Учебник. – СПб.: Питер. 2004. 432 с.
5. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. – М.: 2004. 362 с.
6. Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.: Финпресс. 2003. 688 с.
7. Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. №-4. С.17-20.
8. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. / Учебник – М.: 2003. 520 с.
9. Инвестиционный проект ЗАО «Нестеровское молоко». / Материалы ЗАО «Нестеровское молоко» 2006 г.
10. Маркетинговый анализ потенциальных возможностей предприятия. // Маркетинг №2(87). 2006. С.26-35.
11. Млоток Е.А. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке. – М.: Инфо, 2000. 396 с.
12. Основы маркетинга. / Учебное пособие для вузов. / Г.А. Васильев Н.Д., Эриашвили., Н.А. Нагапьянц и др., под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2005. 543 с.
13. Панкрухин Е.М. Маркетинг. / Учебник. – М.: Омега-М. 2005. 530 с.
14. Светуньков С.Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. – М.: Дело, 2001. 182 с
Приложение 1
Приложение 2
Таблица 1
Таблица 2
Приложение 3
Таблица 3
Приложение 4
Таблица 4
Цены на готовую продукцию, руб./л
Наименование предприятий | молоко | ряженка | сметана | сливки | |
1. | Предприятия оптовой | 9.50 | 13.00 | 37.50 | 22.00 |
торговли | |||||
2. | Предприятия розничной | 11.00 | 15.00 | 40.00 | 25.00 |
торговли | |||||
3. | Предприятия | 20.00 | 28.00 | 80.00 | 48.00 |
общественного питания | |||||
4. | Автолавки | 11.00 | 15.00 | 40.00 | 25.00 |
Таблица 5
Приложение 5
Таблица 6
Таблица 7
Приложение 6
Таблица 8
Планируемый объем продаж, л
Вид продукции | 2006 год | |||||
июль | август | сентябрь | 4 кв. | Всего | ||
Молоко: Ежедневный объем продаж; | ||||||
Месячный (квартальный) объем продаж; | ||||||
Ряженка. Ежедневный объем продаж; | ||||||
Месячный (квартальный) объем продаж; | ||||||
Сметана: Ежедневный объем продаж; | ||||||
Месячный (квартальный) объем продаж; |
Приложение 7
Таблица 9
Приложение 8
Таблица 10
Приложение 9 Таблица 11
Приложение 10
Таблица 12
Приложение 11
Таблица 13
Приложение 12
Таблица 14
Финансовый план проекта, руб.
Выручка от реализации | |
Материальные затраты | |
НДС | 777274.2 |
Валовой доход | 23645827.8 |
Себестоимость | 17975039.37 |
Чистый доход | 5670788.43 |
Налог на прибыль | 992387.97 |
Чистая прибыль | 4678400,46 |
Возврат кредита | 2.503.750 |
Остаток прибыли | 2174650.46 |
Рентабельность, доля единицы | 0.26 |
Таблица 15
Финансовый план проекта, (руб.)
№ | Наименование показателя | 2006г. | 2007 г. |
1. | Поступление выручки от продажи | 13085261.2 | |
2. | Платежи на сторону ВСЕГО: | 9696935.65 | 22781299.54 |
В том числе: | |||
2.1 | Оплата счетов поставщиков | 7284532.5 | |
2.2 | Зарплата | ||
(включая начисления) | |||
2.3 | Реклама | 10.000 | 20.000 |
2.4 | Страховка | 6259.37 | 6259.37 |
2.5 | Плата за кредит | ||
2.6 | Возврат кредитов | - | |
2.7 | Амортизация | 156.424 | 312.849 |
2.8 | Налоги и другие сборы: | ||
•НДС | 580072.87 | 777274.2 | |
• налог на прибыль | 775249.91 | 992387.97 | |
2.9. | Прочие расходы | ||
3. | Баланс платежей | + 3388325.55 +1641802.46 | + 1641802,46 |
[1] Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.: Финпресс. 2003. 256 с.
[2] Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.: Финпресс. 2003. 277 с.
[3] Основы маркетинга. / Учебное пособие для вузов. / Г.А. Васильев Н.Д., Эриашвили., Н.А. Нагапьянц и др., под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2005. 543 с.
[4] Панкрухин Е.М. Маркетинг. / Учебник. – М.: Омега-М. 2005. 412 с.
[5] Панкрухин Е.М. Маркетинг. / Учебник. – М.: Омега-М. 2005. 418 с.
[6] Буханов М.И. Планирование на предприятии. / Учебник – М.: ИНФРА-М 2005. 95 с.
[8] Буханов М.И. Планирование на предприятии. / Учебник – М.: ИНФРА-М 2005. 115 с.
[9] Инвестиционный проект ЗАО «Нестеровское молоко». / Материалы ЗАО «Нестеровское молоко» 2006 г.
[10] Инвестиционный проект ЗАО «Нестеровское молоко». / Материалы ЗАО «Нестеровское молоко» 2006 г.
[11] Инвестиционный проект ЗАО «Нестеровское молоко». / Материалы ЗАО «Нестеровское молоко» 2006 г.
Введение 2
Теоретические аспекты разработки комплекса