Статья 40. Общественные объединения потребителей
1. Общественные объединения потребителей осуществляют деятельность, направленную на реализацию и защиту прав потребителей.
2. Общественные объединения потребителей могут объединяться в ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Республики Казахстан об общественных объединениях.
Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V
3. Запрещается финансирование общественных объединений потребителей, а также их ассоциаций (союзов) субъектами частного предпринимательства.
Статья 41 изложена в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.)
Статья 41. Права общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов)
1. Общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) вправе:
1) вносить предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей в уполномоченный орган и иные государственные органы;
2) обращаться в государственные органы в целях содействия в рассмотрении факта нарушения прав потребителей;
3) изучать потребительские свойства товара, спрос на него, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве товара (работы, услуги);
4) осуществлять прием заявлений, жалоб;
5) обращаться в государственные органы с целью оценки качества товара (работы, услуги) в случае поступления заявления, жалобы потребителя;
6) представлять интересы потребителей в государственных органах, а также в иных общественных объединениях в порядке, определяемом законами Республики Казахстан;
7) предъявлять иски в суд в интересах потребителей, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей;
См.: Информационное письмо Карагандинского областного суда от 28 мая 2014 года № 4 «О некоторых вопросах применения ст. 56 ГПК, связанных с обращением в суд общественных объединений по защите прав потребителей в защиту прав других лиц»
8) исследовать и распространять информацию по проблемам и правам потребителей в средствах массовой информации;
9) реализовать социальные программы, проекты, а также отдельные мероприятия, направленные на решение социальных задач, по вопросам защиты прав потребителей на основе государственных социальных заказов;
10) участвовать в разработке стандартов и нормативных технических документов, устанавливающих обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг);
11) изучать и направлять в соответствующие государственные органы информацию по соблюдению прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания;
12) обращаться в соответствующие государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении лиц, выпустивших и реализовавших товары (выполнивших работы и оказавших услуги), не соответствующие установленным требованиям по безопасности и качеству;
13) предъявлять иски в интересах потребителей, не являющихся членами общественных объединений потребителей, в случае нарушения их прав, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан;
14) распространять информацию о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
15) вносить в соответствующие государственные органы и организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг);
16) участвовать совместно с соответствующими государственными органами в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан;
17) оказывать юридическую и консультационную помощь потребителям;
18) представлять через своих членов интересы потребителей в процессе медиации при разрешении конфликтов между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем);
19) принимать участие в работе общественных советов в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об общественных советах».
2. Общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) предоставляют по запросу уполномоченного органа информацию о:
1) количестве и содержаниях жалоб потребителей;
2) мероприятиях, проведенных в уставных целях.