Места туристского назначения (дестинации)
Путешествия всегда осуществляются в определенном пространстве, которое включает как собственно физическое пространство (территорию), так и его географические взаимосвязи. Территория как пространственная среда формирует условия жизнедеятельности людей, выступает как социальная система, отражающая взаимодействие, характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые являются постоянными носителями качественно различных видов совместной деятельности людей для достижения определенных целей в конкретных условиях места и времени.
Туризм всегда связан с ресурсами, структурой и развитием определенной территории независимо от ее размеров. Территория привлекает туристов своей специфической характеристикой, самобытностью, а во многих случаях искусственно созданным образом, предоставляет многочисленные и разнообразные возможности для выбора целей путешествия. Обобщающим понятием привлекательности территории для пребывания туристов является место туристского назначения (туристское направление), или дестинация. Это место может быть территорией какой-либо страны, региона, города, поселка или даже отдельным конкретным объектом посещения.
Следовательно, дестинацию можно определить как место (территорию) посещения, привлекающее туристов своими специфическими природными и рекреационными ресурсами, достопримечательностями, историческим и культурным наследием.
Своеобразие места посещения определяется особенностями социального и экономического развития, спецификой и уникальностью туристских ресурсов. Дестинации характеризуются многомерной структурой и процессами, которые в них протекают, с позиций образа (туристский бренд), продукта (со всеми особенностями и своим жизненным циклом), территории (туристские ресурсы, отношение жителей).
Наличие на территории стабильной демографической структуры, определенной структуры сферы услуг, которыми пользуется местное население: коммунальных, медицинских, торговых, спортивных, социальных и культурных, наряду с наличием туристских структур представляет собой потенциал для развития туристского обслуживания. Туристская деятельность, если она включена в общие планы развития территории, может консолидировать местное население. Развитие территории, сохранение природных, исторических и культурных ценностей стимулирует туристскую деятельность, а туристская деятельность при правильной ее организации способствует улучшению качества жизни населения.
Являясь составной частью социально-экономическойтруктуры конкретной территории, туристская деятельность развивается совместно с этой структурой. Организация и развитие дестинации — сложный и длительный процесс, который обусловлен и ограничен возможностями территории. При этом велика роль местного населения — оно должно понять, какую выгоду получит от постоянного потока посетителей.
Оптимальным способом создания и продвижения дестинаций является государственно-частное партнерство. Государственный сектор формирует политику и нормативные правила осуществления туристской деятельности, развивает инфраструктуру, информационные услуги и образование. Частный сектор, опираясь на результаты маркетинговых исследований, разрабатывает и продвигает на рынок туристский продукт, а также консультирует государственные структуры по вопросам формирования туристской политики.
Исследования Всемирной туристской организации показывают, что дестинация должна обладать привлекательностью; разнообразными услугами и качественным обслуживанием (удобствами); доступностью; наличием квалифицированных работников (человеческими ресурсами); характерным имиджем и уровнем цен, удовлетворяющим посетителей.
П р и в л е к а т е л ь н о с т ь часто является мотивацией для посещения дестинации. Туристы обращают внимание на достопримечательности, объекты природного, исторического и художественного наследия, различного рода фестивали искусств, культурные и спортивные события, климатические и природные условия. Не менее важными факторами, привлекающими туристов, являются уникальность места посещения, возможность познания нового, знакомство с образом жизни местного населения, эмоциональные или основанные на опыте впечатления.
Под у д о б с т в а м и следует понимать разнообразный и широкий диапазон услуг и качественное обслуживание, которые сопровождают пребывание посетителей на территории дестинации. Они включают коммунальные услуги, общественный транспорт, придорожное обслуживание, а также услуги по размещению, общественному питанию, услуги гида, туристских фирм, рекреационные и информационные услуги и возможности посещения предприятий торговли.
Дестинация должна быть д о с т у п н о й для посещения широким слоям населения автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом или круизными судами. Посетители должны также иметь возможность свободно передвигаться в пределах дестинации.
К вопросам доступности относятся требования виз, порты прибытия и особые условия для посещения дестинаций.
Туристская деятельность является трудоемкой, поэтому важным аспектом при организации туристских поездок являются местные ч е л о в е ч е с к и е р е с у р с ы . Хорошо обученная рабочая сила и граждане, которые осведомлены об обязанностях, связанных с поставкой туристского продукта, являются обязательными элементами предоставления туристских услуг и субъектами управления в дестинациях.
Уникальный образ — и м и д ж дестинации крайне важен для привлечения посетителей. Имидж дестинации включает уникальность места и объектов показа, пейзаж, качество экологии, безопасность, уровень обслуживания и дружелюбие населения. Однако недостаточно иметь большой диапазон достопримечательностей и удобств, если потенциальные посетители не знают об этом. Важным при продвижении дестинации на рынок является использование брендинга, средств массовой информации, выставок. Непрерывное создание новых ценностей, предложение уникальных и подлинных ценностей позволяет дестинации поддерживать уникальность образа.
Ц е н о в ы е ф а к т о р ы — важный аспект в конкуренции дестинации с другими туристскими направлениями. Ценообразование касается транспортных тарифов для перемещения к дестинации, так же как стоимости размещения, питания, посещения достопримечательностей и других туристских услуг. Решение туриста о посещении дестинации может быть основано не только на ценовых факторах, но и на других экономических особенностях, таких, как курс обмена валюты, а также на его личной оценке ценности посещения, оправдывающей затраты времени и денег.
Места туристского назначения, обладающие всеми этими признаками, следует отнести к категории цивилизованных, или обустроенных, дестинаций. Однако практика показывает, что перечисленные признаки не всегда определяют дестинацию. На территории цивилизованных дестинаций могут располагаться достопримечательности или отдельные объекты (парки, усадьбы, музеи), которые сами по себе являются местами туристского назначения для определенных групп туристов.
В экономическую деятельность дестинации вовлечены практически все присутствующие на территории субъекты, каждый из них имеет собственные интересы и цели.
М е с т н ы е ж и т е л и — самый заинтересованный субъект, поскольку они живут и работают на данной территории, используют пространство, структуры и услуги, присутствующие на ней. Местное население может оказывать серьезное влияние на формирование туристского потока. Если турист ощущает недоброжелательное отношение местного населения, то независимо от качества полученных туристских услуг это отрицательно скажется на его желании вновь посетить данную территорию, он не будет рекомендовать ее для посещения своим знакомым.
Благожелательного отношения к посетителям дестинации можно добиться лишь тогда, когда местные жители будут привлекаться к принятию решений и получать экономические выгоды от предпринимательской деятельности, создания новых рабочих мест, участия в государственно-частном партнерстве, что, как известно, стимулирует заинтересованность местного населения в развитии дестинации.
П р е д п р и я т и я и о р г а н и з а ц и и , которые способствуют оснащению и развитию туристской индустрии, претендуют на соответствующее и своевременное получение доходов и прибыли от инвестиций и предоставленных услуг.
П р е д с т а в и т е л и г о с у д а р с т в е н н о г о с е к т о р а заинтересованы в увеличении поступлений от туризма, а также в стимулировании развития местной экономики, росте занятости населения и повышении качества жизни.
Д р у г и е с у б ъ е к т ы также ощущают влияние туризма. Туристская дестинация не является постоянной и неизменной системой, она обладает собственным жизненным циклом. Под влиянием перемен в обществе и с течением времени происходит ее эволюция. Являясь местной социально-экономической системой туристского предложения, дестинация нуждается в управлении.
Управление дестинацией можно определить как целенаправленное воздействие на факторы, привлекающие на территорию или объект посетителей, как процесс принятия решений на комплексное предложение предоставления услуг в целях достижения устойчивого развития и конкурентного преимущества.
Система управления зависит от экономических условий, историко-культурных особенностей и традиций, организационных и финансовых возможностей участия представителей государственного и частного сектора, а также от готовности потенциальных партнеров взять на себя дополнительные обязанности, связанные с управлением дестинацией.
Управление дестинацией — процесс многогранный, в котором доминируют неопределенные, иногда не зависящие от воли человека и не поддающиеся количественному анализу факторы, а принятие решений связано с рисками и конфликтными ситуациями. Наряду с процессами управления экологией (сохранение и поддержка природных ценностей, биологического разнообразия), эксплуатацией культурного наследия и художественных ценностей, развитием инфраструктуры, взаимоотношениями между субъектами рынка, туристскими потоками возникает серьезная проблема управления поведением посетителей, их взаимоотношениями с местным населением, развитием социальной ответственности для создания предпосылок устойчивого развития конкретной дестинации.
В управлении дестинациями важно рассматривать все многоаспектные процессы во взаимосвязи и с учетом изменчивости во времени. Процесс развития дестинации, как правило, не носит постоянного характера, так как зависит от факторов внешней среды: политической и экономической ситуации в различных регионах, техногенных и природных катастроф. Кроме того, отдельные процессы могут менять направление развития в зависимости от интересов, знаний и ожиданий туристов и местного населения, тенденций развития и функционирования туристской деятельности и сопутствующих отраслей.
Развитие туризма тесно связано с экономической глобализацией, которая не только оказывает влияние на общественные и социальные отношения, на появление у людей новых потребностей, но и порождает противоречия между глобальными и локальными интересами развития. Эти противоречия привели к попыткам объединить глобальные интересы и локальную самобытность — явлению, которое английский социолог Роланд Робертсон назвал глокализацией.
Воснове глокализации лежит процесс, включающий формы самоорганизации и межкультурной коммуникации, придающей значимость местным традициям и особенностям, приводящий к взаимодействию с учетом локальной специфики близко расположенных территорий, стимулируя их развитие. Процессы глокализации обусловили появление инновационных методов в деятельности дестинаций. Туристские ресурсы отдельных регионов объединяются на межрегиональном пространстве, отличительные особенности которого легко позиционируются, создавая имидж туристской зоны, обладающей разнообразными возможностями, понятными и привлекательными для посетителей из любого места земли.
В условиях глобализации туристские дестинации с локальной культурой могут развиваться лишь в условиях, когда каждая их них будет играть особую роль, иметь свой имидж и уникальный бренд, узнаваемый в мире. В России уже есть примеры подобных дестинаций: межрегиональный проект «Великая Волга», соглашение республик Хакасии, Тувы, Алтая и Красноярского края о сотрудничестве по разработке общего проекта развития туризма и др. Создаются дестинации, связанные с историко-культурным наследием России, Монголии и Китая: «Великий чайный путь», «Восточное кольцо», «Транссибирский экспресс», «Байкал — Хубсугул». Однако участникам этих проектов еще потребуются значительные усилия для их позиционирования на мировом туристском рынке.
Главным в управлении дестинацией наряду с формированием и продвижением имиджа и бренда должен быть поиск и обеспечение баланса между стремлением получить максимальный доход и сохранением имеющихся достопримечательностей и повышения качества жизни местного населения, а также между краткосрочным эффектом и долгосрочной перспективой. Это можно обеспечить определением и соблюдением параметров пропускной способности и управлением потоками и поведением посетителей.
Неограниченное наращивание туристской инфраструктуры в сочетании с сезонностью туризма предопределяет формирование пиков спроса, создающих чрезмерную нагрузку на дестинацию и истощающих ее природные и социо-культурные ресурсы. Превышение пределов пропускной способности дестинации помимо возникновения негативных социальных и экологических последствий подвергает риску степень удовлетворенности посетителей, а значит, создает опасность утраты позиций на рынке туристских услуг.
Пропускная способность дестинации зависит от ее физической емкости и социально-культурных возможностей. Физическая емкость включает в себя экологические и природные ресурсы и соответствующую инфраструктуру. Социально-культурные возможности — это экономические показатели, наличие общественных благ, качество предоставляемых услуг и перспектива получения положительных впечатлений.
Пропускную способность дестинации можно определить как оптимальное число посетителей, которые могут использовать местные туристские ресурсы в объемах, не приводящих к необратимым негативным воздействиям на экологическую, физическую, социальную, культурную и экономическую среду дестинации.
Одним из важных факторов в системе управления дестинацией является управление потоками посетителей для того, чтобы не превысить ее допустимую пропускную способность. От этого зависит устойчивость развития дестинации. Большое значение приобретает социальная ответственность посетителей, предполагающая сохранение экологии, уважение к местному населению, культурному и социальному разнообразию. Социальная ответственность зависит от общей культуры, нравственного состояния и воспитания как местного населения, так и посетителей.
Основными моделями управления дестинациями, по версии Всемирной туристской организации, являются следующие:
•управление «сверху вниз», занимаются организации, управляющие дестинацией (Destination Management Organizations — DMO). Наряду с органами власти в них нередко участвуют неправительственные организации, представители общин и коренных народов, научных кругов, местных торговых палат и частного бизнеса.
Эти организации подразделяются на национальные туристские администрации (National Tourism Authorities — NTA), или организации, отвечающие на национальном уровне за управление и маркетинг в туризме (National Tourism Organizations — NTO); региональные (провинциальные) государственные организации (Regional Tourism Organizations — RTO), ответственные в определенном географическом районе за менеджмент и/или маркетинг в туризме (иногда это администрация или местное правительство региона, округа, штата или провинции); местные организации в муниципалитетах или небольших городах, ответственные за менеджмент и/или маркетинг в туризме.
Организации, управляющие «сверху вниз», осуществляют управление территорией, имеющее целью разработку стратегий развития и комплексных маркетинговых планов, инициирование процесса устойчивого развития, создание адекватного образа и бренда дестинации, развитие культуры гостеприимства. Характерным является использование системы информационных и коммуникационных технологий и управление отношениями с потребителями, чтобы в режиме реального времени довести информацию непосредственно до потребителя;
•управление «снизу вверх», осуществляют добровольные некоммерческие объединения предпринимателей, представляющие разные направления хозяйственной деятельности, в некоторых случаях в них принимают участие и представители органов власти. Это могут быть кластеры, ассоциации, консорциумы и другие некоммерческие организации;
•управление дестинацией-продуктом, осуществляют компании по управлению дестинацией (Destination Management Company — DMC). Учитывается, что турист готов платить за предоставляемые услуги, при этом готовность платить более значительные суммы зависит от уникальности туристского продукта, который может потребляться на территории более крупных дестинаций (одной или нескольких).
В качестве примера организации, занимающейся менеджментом дестинации, можно привести компанию Via Hansa Holding Ltd, главный офис которой находится в Риге, а дочерние компании располагаются в Таллине, Вильнюсе, Санкт-Петербурге,Минске и Варшаве, обслуживающие офисы — в Калининграде, Москве и Хельсинки.
Одно из стратегических подразделений концерна Kuoni Travel Group — Kuoni Destination Management (International) — предлагает полный комплекс наземных услуг по организации поездок, обслуживая основные туристские дестинации земного шара. Только в Европе расположены 15 офисов этого подразделения, а в Северной Америке, Индии, Южной Африке, Кении и Китае филиалы Kuoni уже долгие годы являются лидерами в своем сегменте.
Destination Group (Чешская Республика) объединяет DMC, занимающиеся приемом туристов в странах Центральной Европы, имеет дочерние компании в Будапеште, Берлине, Вене, Братиславе и представительство в Москве.
Таким образом, основная задача управления дестинацией заключается в том, чтобы обеспечить кроме поддержания и сохранения имиджа баланс между увеличением доходов и качеством жизни местного населения, сокращение отрицательного влияния посетителей на окружающую среду и гарантию получения положительных впечатлений у посетителей.
Кроме посещения цивилизованных дестинаций туристы выбирают иногда места посещения, руководствуясь интересом к приобретению нового опыта, стремлением к получению новых знаний и неизведанных ранее впечатлений и переживаний, которые представляют для них особую привлекательность — фактор очень индивидуальный, зависящий от шкалы ценностей человека, совершающего путешествие, и различных концепций проведения отпуска. Поэтому некоторые места туристского назначения появляются стихийно. Это связано с интересом туристов к необычности мест, красоте нетронутой природы, тягой к естественному, не испорченному человеком, хотя транспортная доступность таких мест слабая, инфраструктура отсутствует, нет производителей туристских услуг и обслуживания.
Следовательно, к дестинациям следует отнести и те территории, которые не располагают средствами размещения, предприятиями питания и развлечений, розничной продажи товаров туристского спроса и сувениров, но которые являются целью путешествий экстремальных и самодеятельных туристов. Это отдельная категория мест посещения —нецивилизованная (необустроенния) дестинция.
В основе функционирования таких дестинаций лежит принцип самоуправления и самоорганизации посетителей, которые не всегда чувствуют социальную ответственность за сохранение экологии и природного наследия, во взаимоотношениях с местным населением и местными органами власти.
Однако на определенном этапе развития нецивилизованной дестинации, когда появляются стабильные потоки посетителей, к ней начинают проявлять интерес местные органы власти, которые, наблюдая за потоками, поведением и стремлениями посетителей, вынуждены решать проблему сохранения экологической устойчивости территории и управлять ее развитием, а также принимать решения о необходимости создания соответствующей инфраструктуры и предприятий по обслуживанию туристов.
При принятии решения о создании цивилизованной дестинации большую роль играет оценка экономической целесообразности и социальной выгоды для местного населения, влияния процессов передвижения туристов на стимулирование улучшения качества жизни в регионе. Для этого необходимо обладать достаточной информацией о потенциальных посетителях, их демографических, социальных и профессиональных характеристиках, об основных мотивах поездки, пунктах отправления и прибытия.
Принятие решения о создании дестинации предполагает научный подход к разработке прогнозов развития территории с учетом анализа потоков неорганизованных посетителей, обеспечения их безопасности и мер по сохранению природных красот и ценностей, выявления и обустройства объектов, которые в перспективе могут заинтересовать посетителей, целесообразности развития инфраструктуры. Необходимо определить также размеры инвестиций и организации, заинтересованные во вложении средств, наладить контакты с организациями самодеятельных туристов и компаниями, имеющими намерение привлекать туристов на данную территорию.
Третьей категорией дестинаций является дестинация-продукт. Дестинация становится туристским продуктом, когда отдельные привлекательные места посещения, которые являются элементами одной или нескольких дестинаций, с учетом ресурсов, традиций, культуры и особенностей целенаправленно объединяются в совокупность, удовлетворяющую спрос различных категорий туристов. К таким дестинациям можно отнести получающие все большее распространение гастрономические, экологические и другие специализированные туры (например, по следам киногероев, связанные с жизнью и деятельностью знаменитых людей), а также морские круизы и даже полеты в космос.
Дестинации-продукты создаются туристскими компаниями, специализацией которых являются профессиональная организация и разработка креативных программ разных уровней сложности с учетом запросов и пожеланий туристов и использованием возможностей цивилизованных дестинаций. Предлагая такие разработки и организацию поездок, туристские компании, вне всякого сомнения, оказывают влияние и на устойчивое развитие цивилизованных дестинаций.
В последние годы одним из видов экономической деятельности дестинаций становится маркетинг территорий. Совершается переход от узкого взгляда на экономическое развитие к разработке набора стратегий, направленных на удержание старого и привлечение нового бизнеса, использование особенностей территории для организации сотрудничества с другими территориями в области туризма и привлечения инвесторов для развития экономического потенциала.
Туристский рынок
Рынок можно определить как сферу общественно-экономических отношений, абстрактное или действительное пространство, на котором взаимодействует предложение производителей и спрос потребителей на товары или услуги. Такое взаимодействие обычно происходит на добровольной основе и в условиях конкуренции в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговые операции) или товара на товар (бартерные операции).
Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, посредники и потребители. Объектами рынка являются различного рода блага, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие. Благо есть ценность, предмет или явление, удовлетворяющее определенную человеческую потребность, отвечающую интересам и стремлениям людей.
Туристский рынок — сфера экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта, в пространстве которой свободно обращаются услуги, товары, финансовые средства и информация системы туризма. Как и другие рынки, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения. Функционирование его обеспечивается наличием обмена в товарно-денежной форме и экономически самостоятельных субъектов, которые вступают во взаимные контакты и заключают сделки. Туристский рынок представляет собой довольно сложную систему, так как реализация туристского продукта чаще всего осуществляется через посредников: поставщик — туроператор (турагент) — потребитель, а также имеет место территориальная разобщенность между потребителем и производителем.
Система туристского рынка включает в себя связанные между собой элементы рынков отдельных групп услуг и товаров, причем каждая из этих составляющих имеет свои определенные и ограниченные цели. К элементам туристского рынка относятся:
•рынок транспортных услуг;
•рынок услуг по размещению туристов в местах, предназначенных для ночевок;
•рынок услуг питания;
•рынок услуг гидов и экскурсоводов;
•рынок услуг предприятий культуры, оздоровления, проведения отдыха и досуга;
•рынок коммуникационных и информационных услуг;
•рынок туристских товаров;
•рынок посреднических услуг, который включает услуги туроператоров и турагентств;
•рынок сопутствующих услуг (страховых, банковских).
Каждый из элементов рынка играет свою роль при формировании туристских поездок и оказывает влияние на содержание программ посещения и условия потребления услуг.
На туристском рынке присутствуют организации и предприятия, которые отличаются между собой как по размерам, так и по типам и видам предлагаемых услуг. Что касается размеров предприятий, то на рынке представлены две группы предприятий: первая группа — мелкие и средние предприятия, которые часто являются семейными и работают в определенных нишах рынка; вторая группа — крупные предприятия, иногда государственные, но, как правило, принадлежащие частному бизнесу.
В связи с процессами глобализации на рынке появился целый ряд международных туристских холдингов, которые контролируют всю цепочку услуг, предлагаемых туристу, или располагают собственными структурами размещения, транспортными средствами и агентствами, реализующими туристский продукт.
Сегменты туристского рынка.Разнообразие предприятий, которые представлены на туристском рынке, отражает разнородность предлагаемых услуг в различных видах туризма. Они могут быть поделены на сегменты в соответствии с назначением и адресатом. Сегмент рынка выделяется на основе определенных общих признаков групп потребителей, услуг, видов деятельности.
Основными факторами сегментации туристского рынка являются географические, демографические, поведенческие и психографические (социальный состав, стиль жизни, личные качества). Исходя из этого сегменты туристского рынка определяются по географическому признаку (по регионам, климатическим условиям), видам и типам туристской деятельности (выездной, въездной, оздоровительный, круизный, познавательный, пешеходный и другие виды туризма), демографическим и профессиональным признакам (молодежный, студенческий туризм, туризм лиц третьего возраста).
В связи с изменением социально-экономических парадигм общества, переходом к экономике знаний меняется и концепция рынков, они все больше становятся рынками реализации эмоций и впечатлений.
Датский футуролог Р. Йенсен выделяет шесть основных типов эмоциональных сегментов рынка будущего: приключения на продажу; сегмент духовной близости и дружбы; сегмент заботы; сегмент самоопределения, или «кто я такой?»; сегмент душевного покоя; сегмент убеждений, которые уже сейчас начинают развиваться.
Сегмент духовной близости и дружбы — совместные поездки людей, которых объединяют общие интересы, религия или образ жизни.
Сегмент заботы — волонтерские поездки, широко распространенные во многих странах для помощи местному населению, оздоровительные поездки, организация поездок для людей с ограниченными физическими возможностями.
Сегмент самоопределения, или «кто я такой?» — поездки, которые формируются совместно потребителем и производителем или по конкретному заказу, который базируется на субъективной оценке человеком своей репутации в обществе и собственных ценностях, на желании получить опыт, позволяющий самоопределиться.
Сегмент душевного покоя -г-поездки от стрессов современной городской жизни и цивилизации ближе к природе, это также сельский туризм, походы, медленный туризм.
Сегмент убеждений — широкий выбор разнообразных туристских услуг и отсутствие абсолютно одинаковой структуры потребления у разных лиц, вынуждает производителей или посредников бороться за завоевание отдельного потребителя, убеждая его в том, что имидж компании или бренд услуги заслуживает внимания. Для достижения этих целей коммерческие фирмы вступают в партнерские отношения с благотворительными и некоммерческими организациями для совместного продвижения туристских услуг, одновременно способствуя решению социальных проблем.
На туристском рынке постоянно происходят изменения, которые вызываются как прогрессивным развитием общества, так и кризисными явлениями. Наряду с глобализацией меняются формы общения субъектов рынка между собой, внедряются новые технологии, растут потребности людей.
Долгое время на рынке доминировали традиционные туристские фирмы, которые осуществляли свою деятельность на конкретной территории. С конца 1980-хгг. в сферу туризма начала активно внедряться электронная коммерция, когда компьютерной сетью связываются многочисленные гостиницы, другие средства размещения, туроператоры, транспортные компании, фирмы по прокату автомобилей, расположенные в разных странах и на разных континентах. Это позволило перейти к продаже туристских услуг в месте, удаленном от местонахождения их поставщиков, повысить общий спрос на туристские услуги, способствовало изменению поведения потребителей.
Все большее распространение получают виртуальные посредники, которые благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий и глобальных распределительных систем реализуют туристские услуги по всему миру. В электронном бизнесе принимают участие многочисленные интернет-магазины, системы электронных платежей, интернет-аукционы, онлайновые туристские компании. Основными моделями осуществления коммерческих операций с использованием электронных средств являются: бизнес — бизнесу (В2В), бизнес — клиенту (В2С), клиент — клиенту (С2С), которые обеспечивают большую часть транзакций. Существуют операции бизнес — государству (B2G) и другие разновидности электронной коммерции.
Спрос и предложение.Главными элементами рыночного механизма являются спрос и предложение. Благодаря взаимным контактам субъектов туристского рынка и заключению сделок происходит регулирование соотношения между спросом и предложением.
Спрос на туристские услуги развивается в соответствии с экономическим законом возрастания потребностей и отражает объем и структуру общественных потребностей в подобных услугах. Предпосылками для формирования спроса на туристские услуги являются причины социального и психологического характера, которые формируют его характеристики.
Наличие свободного времени и достаточный уровень доходов относятся к главным причинам появления спроса на туристские перемещения. Большое значение имеет мнение окружающих людей, влияние моды и рекламы, личные предпочтения человека по проведению свободного времени вне места постоянного проживания, получению новых знаний и впечатлений, привычка к путешествиям.
Под влиянием все возрастающих потребностей и меняющейся структуры потребления характер спроса становится все более сложным и дифференцированным. С одной стороны, спрос часто концентрируется по времени (сезонность), а также по месту (определенные дестинации), с другой — в связи с делением отпуска на части, объединением деловых поездок с отдыхом, кризисными явлениями появилась тенденция к непродолжительным поездкам.
На туристском рынке наряду со спросом на отдельные, разрозненные услуги растет спрос на комплекс взаимодополняющих услуг, включающий доставку на место временного пребывания (в дестинацию), проживание в гостинице или ином средстве размещения и услуги в зависимости от потребностей и в соответствии со вкусами и финансовыми возможностями потребителя.
Получает распространение тенденция к индивидуализации туристских предпочтений. Это во многом обусловлено расширением социальной базы потребителей туристских услуг, изменением отношения к условиям и качеству жизни. Потребитель стремится получить товар или услугу, созданные специально для него и соответствующие его ценностям. Он хочет увидеть совершенно разные характеристики предлагаемого продукта. Спрос вызывает появление на рынке многочисленных предложений, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей.
Туристское предложение — это реальная возможность производителя поставить на рынок определенный объем услуг и готовность заключить договор об их поставке. В Гражданском кодексе Российской Федерации предложение, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, которое достаточно определенно выражает намерение заключить договор, называется офертой. Формулировка понятия «оферта» должна исключать возможность различного толкования, чтобы избежать возникновения недоразумений, и обязательно содержать существенные условия оказания услуги и ее цену.
Готовых рецептов по составлению оферт нет, их содержание может видоизменяться в зависимости от того, кому оферта предназначена — индивидуальному потребителю или компании. Следует иметь в виду, что подготовке оферты всегда следует уделять особое внимание, потому что умело составленное предложение имеет больше шансов вызвать интерес у потенциальных потребителей.
Источниками предложения туристского продукта в отличие от предложения большинства других товаров и услуг служат три составляющих: природные ресурсы; материальные блага, являющиеся продуктом прошлого труда; полезный труд, направленный на удовлетворение потребностей.
Конкретное содержание предложения формируется исходя из возможностей материальной базы туризма, доступности определенной территории, наличия привлекательных моментов, а также на основе оценки возможного спроса. Предложение включает потребительные стоимости, которые даются природой (воздух, море, горы, минеральные источники), те, которые являются продуктами затраченного в прошлом труда, но не принимающие товарной формы (архитектурные ансамбли, памятники исторического и культурного наследия), или требуют трудовых затрат для их сохранения (зеленые насаждения, парки, дороги), которыми турист пользуется бесплатно.
Иногда предложение туристских услуг зависит от факторов спроса, не имеющих прямого отношения к туристской деятельности. Речь идет о низких внутренних ценах по сравнению с местом постоянного проживания, а также об интересе определенного круга лиц к предметам широкого потребления, которые не могут быть предметом экспорта, но привлекают туристов.
Предложение не может выступать вне процесса производства, поэтому оно постоянно видоизменяется как по форме, так и по содержанию. Появилась новая концепция туристского предложения, в основе которой лежит не деятельность туристских компаний, а место, где сосредоточены основные туристские ресурсы, — территория со всеми ее многочисленными привлекательными <