Эмоции как факторы внутреннего влияния на потребителя.
Эмоции – сильные, относительно неконтролируемые чувства, воздействующие на поведение.
Простейшей формой эмоционального переживания является эмоциональный тон, т.е. эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие человека к их сохранению или устранению.
Функции эмоций:
- они нас мотивируют;
- дают доступ к определенным стратегиям поведения;
- сообщают определенную информацию;
- крайне важны в коммуникации.
Существует ряд классификаций эмоций. Выделяется 8 основных категорий: страх, гнев, радость, досада, принятие, отвращение, предвкушение, удивление.
Страх – отрицательная эмоция, возникающая в ситуациях реальной или кажущейся опасности.
Гнев – отрицательная эмоция, причиной которой является фрустрация.
Радость– активная положительная эмоция, которая выражается в хорошем настроении и ощущении удовольствия.
Досада – чувство раздражения и недовольствия вследствие неудачи, обиды или какой-нибудь неприятности.
В отличие от чувства обиды, которое направлено на других, досада может быть как осознаваемой, так и малоосознаваемой агрессией на самого себя.
Принятие – положительная эмоция, которая выражается в ощущении радости и удовольствия от предметов или субъектов и принятия их.
Отвращение – крайне неприятное чувство, вызванное кем-либо или чем-либо. Резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью. Например, отвращение к продуктам питания.
Предвкушение – это предварительное переживание воображением ожидаемого.
Удивление – эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации.
Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в испуг. Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес. Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.
Рекламные сообщения, вызывающие эмоциональные реакции, имеют больше шансов привлечь внимание, чем нейтральная реклама. Реклама, генерирующая позитивно оцениваемые эмоции, повышает шансы того, что будет нравиться и рекламируемый продукт.
Жизненный стиль как фактор внутреннего влияния на потребителя.
Жизненный стиль – образ жизни потребителя и использование ресурсов: времени, денег, информации. Жизненный стиль отражает деятельность, интересы, мнения людей.
Жизненный стиль потребителя подвержен влиянию как внешних социальных факторов – культуры, ценности, демографии, субкультуры социального класса, референтных групп, семьи, так и индивидуальных характеристик, мотивов, эмоций личности.
Стиль жизни влияет на потребности, отношение потребителей и, соответственно, на поведение потребителей при покупке и использовании товаров и услуг. Потребительские решения поддерживают или изменяют стиль жизни.
Выделяют 5 сегментов глобального жизненного стиля:
1) Стремящиеся.
2) Достигающие.
3) Подавленные.
4) Адаптеры.
5) Традиционалисты.
Факторы, влияющие на покупательское поведение:
- ориентация на цену (дорого-дешево);
- ориентация на качество (купить меньше, но лучшего качества, или купить про запас, побольше);
- ориентация на марку (покупка товара как категории или выбор конкурентной марки);
- спонтанность/расчетливость (покупка, в том числе и продуктов питания, тщательно планируется или совершается импульсивно);
- новаторство/традиционность (готовность пробовать, экспериментировать, покупать ради любопытства или консерватизм, привязанность к проверенным продуктам);
- ориентация на импортную или отечественную продукцию.
Категории психографических групп:
1-й тип. «Выживающие» - 17 %. Главное – цена.
2-й тип. «Традиционалисты» - 9 %. Ориентируются на цену, но стремятся покупать знакомые товары, в качестве которых убедились на собственном опыте.
3-й тип. «Стремящиеся» - 13 %. Ориентируются на цену и известность марки.
4-й тип. «Обыватели» - 18 %. Пассивное покупательское поведение без выраженных установок.
5-й тип. «Беззаботные» - 6 %. Пассивное покупательское поведение без выраженных установок.
6-й тип. «Новаторы» - 14 %. Ориентируются на известность марки.
7-й тип. «Благополучные» - 10 %. Ориентируются на качество товаров.
8-й тип. «Достигшие успеха» - 13 %. Ориентируются на качество и известность марки.