Влияние социальной стратификации на потребителя.
Социальные классы – это группы людей с примерно одинаковым поведением, основанном на их экономическом положении на рынке. Они объединены схожими ценностями, интересами, уровнем доходов.
Представители различных социальных классов различаются стилем одежды, речью, организацией досуга и многими другими характеристиками. Отличительные признаки соц. класса – склонность его представителей к более или менее одинаковому потребительскому поведению, наличие определенного соц.статуса; уровень образования, род деятельности и уровень дохода.
Различают рабочий, средний и высший классы. В этих классах отражается разница между потребителями, которую можно связать с различиями в выборе марок и продуктов.
Социальная стратификация – формальное неравенство классов по отношению друг к другу. В условиях неравномерного распределения в обществе финансовых, материальных и других ресурсов стратификация обеспечивает социальную идентификацию членом общества. Власть, доход, собственность влияют на соц. положение.
Под социальным статусом понимается то сравнительное уважение, которое общество выказывает лицам, занимающим определенные соц. позиции.
Социальная стратификация определяется как иерархическое разделение общество на относительно различные и гомогенные группы по критериям отношений ценностей и жизненных стилей.
Основные признаки соц. класса:
- склонность представителей к более или менее одинаковому поведению;
- наличие определенного соц. статуса;
- образование;
- род деятельности;
- уровень дохода.
Влияние референтных групп на потребителя.
Группа – два или более индивидуумов, разделяющих общие нормы, ценности и верования и чье поведение взаимозависимо в силу формальных и неформальных связей между ними.
Человек – семья – коллеги – соседи – группа проведения досуга.
Референтная группа – группа, чья предполагаемая позиция или ценности используются индивидуумом как основа для текущего поведения. Группа принадлежности и референтная группа индивидуума могут не совпадать и оказывать разнонаправленное воздействие на индивидуума.
Влияние референтных групп:
1) Информационное влияние (потребитель может купить продукт на основе положительного отзыва о нём других потребителей).
2) Нормативное влияние (следование нормам группы).
3) Идентификационное (потребитель стремится идентифицироваться с людьми, которыми он восхищается).
Референтные группы могут быть формальными и неформальными. В отличие от формальных групп, неформальные не имеют четкой структуры и основываются на дружбе и общих интересах.
Группы членства могут также классифицироваться как первичные (семья, друзья), и вторичные (профессиональные коллективы).
Референтные группы оказывают влияние на индивида по крайней мере в трех направлениях, а именно, они могут: подтолкнуть человека к изменению своего поведения и своей жизни; оказывать влияние на отношение индивида к жизни и его представление о самом себе; воздействовать на выбор индивидом конкретных товаров и торговых марок.
Групповые коммуникации – один из самых значимых факторов влияния на потребительские решения.
По привлекательности группы делятся на устремления и диассоциативные группы.
Группы устремления – группы, с которыми индивидуум стремится себя ассоциировать. Эти группы имеет свои нормы, ценности, поведения.
Диассоциативные группы – группы, к которым индивидуум не хочет принадлежать. Например, группы ассоциального поведения.
По списку закрепленных членов группы делятся на формальные и неформальные. Формальные характеризуются определенным известным списком членов, а организация и структура зафиксирована в писменной форме. Влияние формальных групп на поведение различно и зависит от мотивации индивидуума принять групповые стандарты и соответствовать им.
Неформальные группы гораздо менее структурированы и преимущественно основываются на дружеской или коллективной ассоциации. Нормы могут быть строгими, но редко зафиксированы в письменной форме. Высокая степень межличностного взаимодействия существует.