Долговременная потребность в специалистах
Этот расчет осуществляется при планировании на период более трех лет.
При определении потребности в специалистах на перспективу и отсутствии детальных планов развития отрасли и производства применяют метод расчета, исходя из коэффициента насыщенности специалистами, который исчисляется отношением числа специалистов к объему производства. С учетом этого показателя ОПсп (общая потребность в специалистах) будет выглядеть следующим образом:
ОПсп = Чр x Кн
Чр — среднесписочная численность работающих
Кн— нормативный коэффициент насыщенности специалистами
Методы расчета потребности в персонале
Все эти формулы могут применяться в зависимости от того, с помощью какого метода будет определяться потребность в персонале. Наибольшей популярностью пользуются следующие методы:
- фотография рабочего места;
- метод расчета по нормам обслуживания;
- метод экспертных оценок;
- метод экстраполяции;
- компьютерная модель планирования персонала
Рассмотрим некоторые применяемые методы подробнее.
Фотография рабочего места. Менеджер по персоналу составляет список задач и действий работника, а потом регистрирует время их выполнения. Результатом такого исследования становится определение целесообразности тех или иных операций, а также их значимость. Возможно, придется от каких-то из них отказаться в пользу более важных, либо вообще пойти по пути сокращения персонала, совместив обязанности нескольких работников и переложив их на одну штатную единицу.
Пример
В штате «Нашего дома» нет упаковщиц, так как все продавцы и некоторые работники склада освоили различные технологии упаковки товара (подарочную, удобную для переноски, предохраняющую от ударов и другие) и способны оказать клиентам соответствующие услуги.
Метод расчета по нормам обслуживания. Этот способ аналогичен предыдущему. Нормы обслуживания закреплены в различных ГОСТах, СНиПах и СанПиНах (соответствующих для каждой отрасли государственных стандартах, строительных и санитарных нормах и правилах). Менеджер по персоналу, зная нормативы выработки и объемы планируемого производства, с помощью данного метода легко может подсчитать численность требуемого персонала.
Справка
На швейном производстве, где изготавливают куртки, работают швеи трех квалификационных разрядов. Нужно сделать фотографии рабочего дня швей каждой квалификации и вывести среднее значение необходимого количество сотрудниц. С учетом данных об объеме выработки (600 курток в месяц; время пошива одного изделия – 20 часов) и 8-часового рабочего дня при пятидневной рабочей неделе менеджер по персоналу может подсчитать количество швей, требуемых на производстве: (20 ч. х 600 курток) : (8 ч. х 22 раб. дня) = 68 швей.
Оба вышеописанных метода эффективны при расчете потребности в производственном и обслуживающем персонале.
Метод экспертных оценок. Он базируется на мнении специалистов – руководителей отделов или компаний. В основе метода лежит интуиция этих людей и их профессиональный опыт. Это не самая точная из всех приведенных техник прогнозирования потребности в персонале, но опыт экспертов компенсирует недостаток информации. Человеческий фактор многое значит, и поэтому на коммерческих предприятиях чаще всего применяется именно этот способ.
Метод экстраполяции. Суть его заключается в том, что существующая на данный момент в компании ситуация проецируется на планируемый период, при этом учитывается специфика рынка, возможное изменение финансовой ситуации и другие факторы. Способ хорош для использования в короткий период и в устойчивых организациях. Российский бизнес, увы, нестабилен, поэтому применяется метод скорректированной экстраполяции, когда во внимание принимаются все внешние факторы, такие как рост цен, популярность отрасли, политика государства и другие.
А теперь познакомьтесь с конкретными расчетами потребности в персонале, которые Виктор выполнил для своей организации.
Пример
Численность персонала компании «Наш дом» по штатному расписанию – 50 человек. По состоянию на 1 декабря сотрудников было 45, вакансий – 5, текучесть кадров – 5 %, т.е. 2-3 человека. Получается, что даже для сохранения существующей численности нужно набрать 8 человек (5+3). В случае если ожидается повышение продаж на 20% (и увеличение численности персонала на 10–30 %), то, как минимум, нужно еще 5 человек. Следовательно, в планируемом году необходимо принять 13 сотрудников, что составляет 26 % от сегодняшнего их количества в соответствии со штатным расписанием.
Факторы, влияющие на определение потребности в персонале
При планировании потребности в персонале нужно учитывать как внутренние, так и внешние факторы. К первым относятся: средний период закрытия вакансии по каждой профессии, ресурсы службы персонала, выделяемые на данную задачу, бюджет на подбор кандидатов. Среди основных внешних факторов стоит особо выделить знание кадровой ситуации в регионе (наличие персонала нужной квалификации, уровень безработицы, текучести). Такую информацию можно получить из региональной прессы и интернет-сайтов, а также проанализировав объявления о работе. Можно ориентироваться и на наличие местных учебных заведений, чтобы сделать вывод об уровне образования потенциальных сотрудников. И, конечно же, можно получить интересующую информацию от представителей региональных рекрутинговых агентств.
Серьезность подхода к оценке потребности в персонале позволит определить следующий тест. С ним же связано и очередное практическое задание. Представьте, что Вы – менеджер по персоналу в Вашей организации, и, основываясь на известной Вам информации о работе ее кадровой службы, ответьте на вопросы теста.
N | Вопрос | Да | Нет |
1. | Вы подбираете персонал, исходя из особенностей организации и стоящих перспективных задач? | ||
2. | Вы подбираете персонал, исходя из качеств работника, и ищите им рабочее место? | ||
3. | Пользуетесь ли Вы совмещенными методами подбора? | ||
4. | Рассчитываете ли Вы потребность в персонале на следующий год по нормативам или экспертными методами? | ||
5. | Известны ли Вам исходные документы для потребности в персонале? | ||
6. | Располагаете ли Вы данными за отчетный год о численно-производственной структуре персонала организации? | ||
7. | Можно ли обойтись без найма работника на это рабочее место? | ||
8. | Можно ли обучить и стимулировать Ваших имеющихся сотрудников для выполнения этой работы с доплатой? | ||
9. | Оправдываются ли выгоды (экономия), получаемые для Вашей организации от выполнения этой работы, при найме на нее сотрудника на полный рабочий день, полную рабочую неделю? | ||
10. | Можно ли эту дополнительную работу распределить имеющимися сотрудниками с учетом их более равномерной загрузки в течение года? | ||
11. | Существует ли перспектива повышения значимости работы, на которую нужно подобрать людей с перспективой развития Вашей организации? | ||
12. | Имеются ли у Вас нормативы численности персонала на единицу денежных вложений? | ||
13. | Знаете ли Вы поправочные коэффициенты на инфляцию рубля в Вашей отрасли? | ||
14. | Могут ли имеющиеся сотрудники выполнить эту работу за счет сверхурочных часов? | ||
15. | Не лучше ли эту работу механизировать или компьютеризировать? | ||
16. | Не лучше ли (экономически выгоднее) эту работу поручить субподрядчику (другой организации)? | ||
17. | Если рационализировать и автоматизировать другие работы в Вашей организации, не освободит ли это имеющихся сотрудников для выполнения данной работы? | ||
18. | Стали ли имеющиеся сотрудники достаточно опытными и квалифицированными, чтобы выполнить дополнительные (новые) или перспективные в смысле продвижения по службе обязанности? | ||
19. | Есть ли у Вашей организации ненужный (или становящийся таким) вид работы, исполнители которого способны взять на себя новые обязанности? | ||
20. | Часто ли Вы прибегаете в расчете потребности в персонале к методу трех "П" ("пол, потолок, палец")? | ||
Итого ответов: |
Практическое задание 1
Подсчитаете количество ответов "Да", "Нет". По числу ответов "Да" можно сделать следующие выводы о состоянии реальности и научности расчетов потребности в персонале: 16 и более - отлично; от 12-15 - хорошо; от 8 до 11 – удовлетворительно. Теперь Вы получили представление о том, насколько серьезно к определению потребности в персонале подходят кадровые службы Вашей организации.
Хочется верить, что на вопрос №20 Вам не пришлось отвечать «да», или все же пришлось?
Итак, еще раз подчеркнем, что процедура определения потребности в персонале в итоге дает руководителю четкое представление, сколько и какие работники ему необходим и какие проблемы он намерен решить с помощью нового специалиста. Но даже когда у руководителя есть полная ясность относительно того, какие кадры ему нужны, отбор может не оправдать ожиданий, если четко не определены реальные требования к работе. Такой подход позволит руководителю четко определить задачи и функции, без которых Ваш бизнес не может эффективно развиваться. Затем эти задачи могут быть перераспределены между имеющимися (или потенциальными) членами коллектива, обладающими необходимыми для эффективной работы знаниями и навыками. В этом случае может оказаться, что новый человек в компании совсем не нужен. Подобная ситуация возникла как-то и в «Нашем доме».
Пример
Директор решил ввести в штат должность переводчика. Много импортной продукции, не все инструкции снабжены русским текстом, расширяются контакты с иностранными поставщиками – оснований вроде достаточно. Подобрали отличную кандидатуру, полностью подходящую по всем параметрам. Но оказалось, что занять нового сотрудника нечем. С переводом инструкций вполне справляется программист, используя соответствующие компьютерные программы, телефонные контакты и переписку с иностранными партнерами по электронной почте в состоянии поддерживать секретарь, тоже знающая иностранные языки. Пришлось пересматривать штатное расписание, выводить из него должность переводчика и сокращать сотрудника.
Если же анализ подтвердил Вашу уверенность в необходимости дополнительного персонала, Вы смело можете приступать к его подбору. Но сначала потребуется определить, ГДЕ и КАК мы будем искать кандидатов.