Постановка целей маркетинговой стратегии.
Предыдущие этапы разработки маркетинговой стратегии позволяют произвести оценку текущего состояния компании и рынков, на которых она присутствует. Далее должно быть сформулировано желаемое видение будущего состояния компании и ее позиций на рынке. Это видение и является целью в рамках маркетинговой стратегии.
Основные задачи этапа:
- выдвижение целей (выявление подлежащих решению задач);
- оценка целей (определение необходимости решения задач);
- установление иерархии целей.
Цели маркетинговой стратегии должны быть увязаны с миссией и целями компании в целом. Цели должны быть выстроены в структуру в виде дерева, где достижение всех нижестоящих целей в совокупности дает достижение вышестоящей цели.
Сегментация рынка и выбор целевых сегментов.
Основные задачи этапа:
- сегментация рынка, т.е. выделение конкурентных целевых сегментов рынков;
- выбор времени и метода выхода на целевые сегменты.
Анализ стратегических альтернатив и выбор маркетинговой стратегии.
Наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются:
1. Проникновение на рынок.
2. Развитие рынка.
3. Разработка товара.
4. Диверсификация.
Основываясь на информации, собранной на предыдущих этапах, компании необходимо выбрать наиболее подходящую типовую маркетинговую стратегию, в рамках которой будет разрабатываться детальный план маркетинга.
Разработка позиционирования
Разработка позиционирования продукта (компании) может быть осуществлена двумя путями:
- ориентируясь на существующие конкурентные преимущества;
- ориентируясь на специфические потребности и оценку емкости отдельных сегментов рынка.
Можно выделить пять основных этапов разработки позиционирования:
- определение конкурентоспособного (выгодного) позиционирования с учетом целевых сегментов и целевых аудиторий (наиболее привлекательны те рыночные позиции, которые комбинируют привлекательные рыночные сегменты с действительными и потенциальными преимуществами компании);
- формулирование доказательств, аргументов, доводов, известность которых делает любое оспаривание позиционирования неразумным;
- разработка элементов комплекса маркетинга с учетом выбранного позиционирования, целевых сегментов и целевых аудиторий;
- разработка единой методики проведения сбора и регистрации информации о мнениях представителей целевых сегментов и целевых аудиторий о позиционировании и изменения в отношении к конкурентным преимуществам и набору приоритетных атрибутов;
- мониторинг позиционирования и внесение изменений (корректировка).
Предварительная экономическая оценка маркетинговой стратегии и инструменты контроля
- Анализ и прогнозирование качества и ресурсоемкости будущих продуктов компании.
- Прогнозирование конкурентоспособности существующих и будущих продуктов компании.
- Прогнозирование уровня цен и продаж на существующие и будущие продукты компании.
- Прогнозирование объема выручки и прибыли.
- Определение контрольных показателей и промежуточных этапов контроля (сроки и контрольные значения).
План маркетинга.
На основании маркетинговой стратегии должен быть разработан детальный план маркетинга, описывающий конкретные маркетинговые мероприятия, которые должны быть выполнены в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
77. Социологическая и маркетинговая информация: получение и использование.
Под социологической информацией понимают ту часть содержательных результатов социологических исследований, которая относится непосредственно к конкретной проблемной ситуации и активно используется в практической управленческой деятельности.
Методы получения социологической информации:
1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».
2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.
3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:
вводная часть (введение в проблему),
основная часть (вопросы по проблеме),
заключительная часть (социальная).
4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.
5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации.
Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка
Маркетинговая информация — это систематизированный набор количественных и качественных характеристик в отношении определенного рыночного параметра или группы параметров, описывающих рыночную ситуацию.
В маркетинговом исследовании, в соответствии с различными целями его проведения и возможностями использования методов сбора информации, выделяют следующие типымаркетинговой информации