Естественный Ребенок (Е. Ре)
В этом эго состоянии мы появляемся на свет. Маленькие дети демонстрируют большие способности к проявлению дружелюбия и привязанности по отношению к людям, и к животным.
Мы находимся в этом эго состоянии, когда мы проявляем различные чувства: восторженность, дружелюбие, мы позволяем тем, кому мы верим знать, когда мы разочарованны, расстроены, не скрываем грусть и печаль, выражаем любопытство.
Эго состояние Е.Ре. необходимо для творчества, для искреннего проявления чувств и эмоций.
Если мы проводим слишком много времени в этом состоянии, мы рискуем прослыть не выросшими, чересчур эмоциональными и даже недоразвитыми.
Адаптированный ребенок (А.Ре.)
В один прекрасный момент дети понимают, что взрослые имеют определенные ожидания относительно их. Они начинают осознавать, что единственное поведение не всегда одобряется и они вырабатывают альтернативы поведения социально желательные или принятые в семье. А.Ре. демонстрирует, что он знает, как себя нужно вести.
Понятно, что поведение, присущее этому эго состоянию желательно и необходимо. Тем не менее, если человек излишне усердствует в этом, он выглядит либо неестественно, либо очень неуверенно. Такому человеку вряд ли будут поручать ответственные дела.
Заботливый Родитель (З.Р.)
Однажды ребенок осознает, что он тоже станет взрослым. Он начинает заранее готовиться к этому, копируя окружающих людей. (Ухаживают за домашними животными, играют в куклы). Дети замечают, что взрослые заботятся о них и друг о друге.
Будучи взрослыми мы нуждаемся в эго состоянии З.Р., чтобы позаботиться о новом коллеге, подбодрить кого-нибудь, даже, чтобы налить кому-нибудь кофе.
Если перестараться с употреблением эго состояния З.Р., то Вы можете показаться слишком назойливым. С другой стороны окружающие привыкнут, что Вы всегда все сделаете за них и потеряют возможность развиваться.
Контролирующий родитель (К.Р.)
Это эго состояние мы также развиваем, подражая старшим. Здесь мы смотрим на заботу с точки зрения установления правил поведения, законов и рамок. В этом случае мы заботимся о безопасности или убеждаемся, что подопечный усваивает правильный стиль полведения, идет по правильному пути. Мы используем это когда надо быть твердыми.
Слишком часто употребляя это эго состояние Вы становитесь чересчур властным и жестким. Вы часто настаиваете на том, чтобы работа была сделана именно по-вашему, и у подчиненных пропадает инициатива и энтузиазм.
Взрослый (В.)
Это эго состояние характеризуется логикой и рационализмом. Ребенок учится логически мыслить и узнает преимущества компромисса, начинает понимать прямой и скрытый смысл слов и, наконец, приобретает навыки решения проблем и принятия решений.
Если Мы проводим слишком много времени во взрослом состоянии, мы становимся слишком педантичными и скучными. Нет надобности анализировать все. Представьте, что будет, если анализировать шутки.
Выбор нашего персонального стиля
Концепция эго состояний дает ключ к контролю нашего поведения. Вот основные признаки эго состояний:
Е. Ре. | Дружелюбие, творчество |
А. Ре. | Вежливость, учтивость |
З. Р. | Воспитание, забота |
К. Р. | Твердость, контроль |
В. | Логичность, решение проблем |
В каком эго-состоянии наше общение с клиентом будет наиболее эффективным и выгодным и для клиента, и для нас?
Каким образом привести клиента к этому состоянию? Нарисуйте стрелками и приведите пример диалога:
Ваш пример:
ВАМ ПРЕДЪЯВИЛИ ЖАЛОБУ
ЧТО ДЕЛАТЬ?
1. Внимательно выслушайте жалующегося и дайте ему договорить до конца. Уровень агрессии падает на 30%, если Вы дали недовольному клиенту возможность высказаться полностью.
________________________________________________________________________
2. Уточнить суть проблемы, пересказав ее своими словами
________________________________________________________________________
3. Признайте справедливость чувств жалующегося («Понимаю, это действительно неприятная ситуация»)
________________________________________________________________________
4. Принести извинения (без издевки, соответствующим тоном голоса; «извините» также существенно снижает агрессию)
________________________________________________________________________
5. Расскажите, что Вы собираетесь предпринять, чтобы исправить ситуацию (предложите вариант решения)
________________________________________________________________________
6. Поблагодарите собеседника за то, что он обратил Ваше внимание на эту проблему
________________________________________________________________________
7. Договоритесь о том, как Вы будете действовать в аналогичных ситуациях в будущем
________________________________________________________________________
СЛОВА – РАЗДРАЖИТЕЛИ
ПРОБЛЕМА
СЛОЖНОСТИ
ЧТО У ВАС СЛУЧИЛОСЬ?
НО (ХОТЯ, ОДНАКО)
ЧТО ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ?
ВЫ МЕНЯ КОНЕЧНО, ИЗВИНИТЕ…
КУПИТЬ
ДЕНЬГИ
ЦЕНА
НЕПОЛАДКИ
ВАМ ПРИДЕТСЯ
ВЫ ДОЛЖНЫ
ВОЗРАЖАТЬ
МЫ ПОСТАРАЕМСЯ
ЭГОГРАММЫ
Расположите на окружностях имена 4 людей, с которыми Вам часто приятно общаться и имена 4 людей, с которыми Вам общаться некомфортно.
Расположите их в порядке убывания комфортности общения. Самый приятный – ближе всех. Самый некомфортный, сложный для Вас собеседник – дальше всех.
Теперь нарисуйте стрелки от себя к каждому из них и обратно. Проанализируйте, из какой роли Вы чаще всего говорите с этим человеком? Напишите над линией эту роль (ЗР, КР, В, АРе, ЕРе).
Подумайте и сделайте вывод, что вы в будущем можете сами сделать, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию?
Запишите свои выводы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бланшар К., Эдтнгтон Д.У., Бланшар М. Одноминутный менеджер и жизненное равновесие. Минск, 2002.
2. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002.
3. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. М., 1999
4. О’Коннор Д., Приор Р. Успешные продажи вместе с NLP. С-Петербург, 1998.
5. Рудольф А. Шнаппауф Практика продаж. Справочное пособие по всем ситуациям в сбыте. М, 2000.
6. Tracy B. Advanced Selling Strategies. NY, 1996
ПАРАФРАЗ
СТРУКТУРА ПАРАФРАЗА
1. ВВОДНЫЕ СЛОВА (отнесение ответственности за высказывание клиенту) | Вы говорите, что… Если я Вас правильно понял, … То есть Вы хотите сказать, что … То есть… Значит… |
2. ПОВТОРЕНИЕ (ЧАСТИЧНОЕ) СЛОВ СОБЕСЕДНИКА | На этом этапе надо постараться полностью сконцентрироваться на анализе слов собеседника и избавиться от собственных оценок, эмоций |
3. ПАУЗА или вопрос: «Это как?» | Давайте собеседнику возможность подтвердить, что Вы его поняли правильно, или перефразируйте еще раз до полного понимания |
ПОМЕХИ В РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКИ ПАРАФРАЗА
МЫСЛИ – ПОМЕХИ | ПРИЧИНЫ, ПОРОЖДАЮЩИЕ ЭТИ МЫСЛИ |
1. Я уж понял, зачем еще о чем-то спрашивать? | Нередко понимание сути опережает процесс перефразирования, но чаще всего это понимание оказывается иллюзорным |
2. Если я еще раз переспрошу, собеседник подумает, что я ничего не понимаю | Причина этих опасений заключается в неверной установке, что постоянно переспрашивающий человек выглядит глупым. На самом деле, все зависит от того, о чем и как спрашивать |
3. Сейчас он подумает, что я зануда. Цепляюсь к каждому слову. | Эти сомнения связано с бытующим мнением о том, что для делового взаимодействия важно сохранять свой положительный имидж человека, схватывающего с полуслова, а не реально выяснить в интересах общего дела, какова в действительности позиция клиента. |
4. Он несет такую чушь, а я должен все это повторять | Часто сильные эмоции и категоричные оценки возникают прежде, чем понимание. Естественно, наши реакции не заставляют себя ждать. Парафраз заставляет нас сдерживаться. |