Оценка конкурентоспособности товаров
Объектами оценки конкурентоспособности товаров может быть продукция (товар, услуга), организация, отрасль, страна.
Субъектами оценки являются: потребители (осведомленные и неосведомленные); поставщики (способны профессионально оценивать конкурентоспособность); эксперты (представляют интересы третьих сторон).
Оценка конкурентоспособности товаров проводится производственными и торговыми предприятиями для обоснования необходимости принимаемых решений. Поэтому первым этапом оценки конкурентоспособности является формирование ее цели. Это может быть:
•оценка перспектив продажи конкретных видов товаров, вырабатываемых отечественными предприятиями для внутреннего и внешнего рынка;
•установление или оптимизация производственного или торгового ассортимента товара;
•оценка перспектив закупки новых видов товаров отечественного и импортного производства, экспортных товаров;
•подготовка информации и рекламы товара или позиционирование продукции;
•разработка мероприятий по повышению и обеспечению конкурентоспособности товара и др.
Вторым этапом оценки конкурентоспособности является изучение конъюнктуры рынка исследуемого товара. Этот этап включает сбор и анализ данных о конкурентах и производимых ими товарах, емкости рынка, его специализации, остроте конкуренции. Изучаются потребности потенциальных покупателей, побудительные мотивы покупки конкретного товара, факторы, влияющие на формирование потребительских предпочтений, неудовлетворенные потребности конкретными видами товаров. На этом этапе исследуются разновидности однородной группы товаров и выбирается товар-аналог (база) для сравнения.
При выборе базовой модели должны учитываться следующие требования:
•базовая модель должна быть идентична по составу конструкции и функциональному назначению с оцениваемым товаром;
•исходя из качества и цены, товары-аналоги должны быть сходны по социальному назначению (один сегмент рынка);
•необходимая информация о критериях конкурентоспособности базового образца должна быть достоверной;
•базовая модель для оценки конкурентоспособности выбирается на основе анализа ассортимента товаров на рынке региона(города) с учетом потребительских предпочтений, положительного имиджа товаропроизводителей, значительной доли товара на рынке, высокого уровня его продаж, что свидетельствует о повышенном спросе на товар;
•оценочные показатели конкурентоспособности базового и оцениваемого образца товара должны быть сопоставимы.
В качестве базы сравнения при оценке конкурентоспособности товаров могут быть взяты нормативные показатели качества, технологические показатели конкурентного товара (это показатели, не входящие в нормативную документацию, используются результаты экспертизы качества товаров): показатели качества гипотетического (идеального образца) с наилучшими значениями показателей на определенный период времени; эффективность лучшего образца-конкурента, определяемая отношением полезного эффекта товара к совокупным затратам на его производство, а также степень удовлетворения потребности потребителя.
Оценка конкурентоспособности должна основываться на следующих принципах:
•учет позиции субъекта рынка, изготовителя, продавца, потребителя;
•соответствие товаров требованиям технических регламентов, государственных стандартов и других нормативных документов; в стране экспорта устанавливается патентная чистота товара;
•использование принципа квалиметрии при определении уровня качества товаров;
•ориентация на определенный сегмент и тип рынка;
•формирование номенклатуры показателей конкурентоспособности с учетом обязательных и превышающих требований. Особенно это важно при оценке конкурентоспособности новых видов товаров. Выбор номенклатуры критериев (показателей качества) при оценке конкурентоспособности производителя с учетом требований международных, национальных стандартов, проспектов фирм-изготовителей и потребительских предпочтений. За основу оценки конкурентоспособности большинство исследователей берет номенклатуру, включающую показатели качества и цену реализации.
После выбора номенклатуры критериев (показателей) конкурентоспособности проводят оценку конкурентоспособности товаров.
Конкурентоспособность товаров может быть оценена различными методами в зависимости от цели исследования. При оценке конкурентоспособности используют два подхода.
Первый — квалиметрический, основанный на расчете показателя конкурентоспособности с учетом потребительских показателей качества и экономических показателей (цены потребления товаров).
Количество показателей оценки качества должно быть порядка 8 — 10.
Второй — маркетинговый, учитывающий показатели рыночной и конкурентной ситуации, а также изменение рыночной ситуации.
Квалиметрический подход оценки конкурентоспособности основан на сравнении качества товаров с качеством базовой модели или качеством товаров конкурентов. При данном подходе основными методами являются дифференцированный и комплексный.
Дифференцированный метод основан на сопоставлении нескольких единичных показателей конкурентоспособности исследуемого товара с аналогичными показателями товаров конкурентов и установление их соотношения. Расчет относительного единичного показателя конкурентоспособности товара производится по формуле:
где qi— относительный единичный показатель конкурентоспособности;
Рi — значение i-гo единичного показателя конкурентоспособности оцениваемого товара;
— значение i-гo единичного показателя конкурентоспособности базового образца товара.
Относительный единичный показатель конкурентоспособности (q'i,) может рассчитываться по формуле:
В случае, если рост единичного показателя ведет к повышению конкурентоспособности исследуемого товара по сравнению с базовым образцом, используют формулу (6.1), если при увеличении значения показателя свойство товара ухудшается, то используется формула (6.2).
При использовании в качестве базы сравнения нормативных показателей качества товара значения единичных показателей исследуемого товара имеют только два параметра — 0 и 1, а знаменатель — только 1. Это объясняется тем, что при оценке конкурентоспособности по нормативным показателям можно констатировать, что если исследуемый товар соответствует требованиям действующих стандартов, то он имеет значение параметра равное 1, если не соответствует требованиям стандартов, то значение данного параметра равно 0. В результате коэффициент конкурентоспособности товара будет равен нулю, такой товар является неконкурентоспособным и не имеет допуска на рынок.
При оценке конкурентоспособности товаров по технологическим или экономическим показателям значение относительного единичного показателя исследуемого продукта может принимать различные значения от 0 до бесконечности. Такие же значения показателей имеет база сравнения. Коэффициент конкурентоспособности может иметь значение от 0 до 1. В этом случае расчет проводится по формуле (6.1).
Если технологические параметры исследуемого товара не имеют количественной оценки (например, развариваемость, цвет мякоти картофеля, потемнение мякоти картофеля до варки и после варки и др.), то используются экспертные методы оценки в баллах исследуемого и опытного образцов.
Оценку конкурентоспособности продовольственных товаров с использованием экспертных методов оценки в баллах можно проводить по органолептическим показателям качества.
Если за базу сравнения для оценки конкурентоспособности товаров принимается степень удовлетворения потребностей потребителя, то единичный относительный показатель конкурентоспособности рассчитывается по формуле:
где qi. — значение относительного единичного показателя конкурентоспособности степени удовлетворения потребностей потребителя;
Рi — значение i-гo единичного показателя степени удовлетворения потребности потребителя для исследуемого товара;
— значение i-го единичного показателя степени удовлетворения потребности покупателя в тех или других компонентах по данному показателю.
Относительные показатели конкурентоспособности товара при дифференцированном методе оценки можно рассчитывать по формуле:
*100%
Используя для расчета относительных показателей конкурентоспособности товара формулу (6.4), можно установить, насколько исследуемый товар в процентном отношении превосходит или отстает от товара конкурента.
Дифференцированный метод оценки конкурентоспособности обычно применяют в двух случаях: если используются нормативно-технологические требования или степень удовлетворения потребности потребителя.
Более объективно оценить конкурентоспособность товара позволяет комплексный метод, который основан на сравнении товаров со сложной номенклатурой показателей конкурентоспособности. При этом учитывается степень влияния на конкурентоспособность каждого показателя.
Комплексный метод оценки включает исследование рынка и потребностей покупателей; установление факторов конкурентоспособности товаров, составление номенклатуры показателей и расчет их значимости; экспертизу показателей конкурентоспособности товаров; расчет комплексного показателя по нормативным, качественным и экономическим параметрам; расчет комплексного интегрального показателя конкурентоспособности; анализ результатов оценки конкурентоспособности.
При экспертизе показателей конкурентоспособности товаров применяются органолептические, измерительные, расчетные, экспериментальные методы.
При проведении оценки конкурентоспособности товаров комплексным методом целесообразно проводить опросы потребителей методом анкетирования или интервьюирования. Проведение опросов позволяет выявить побудительные мотивы приобретения товара, критерии потребительского выбора, установить специфику требований потребителей к товару.
При анализе результатов опроса критерии потребительского выбора товаров ранжируются по степени их значимости.
Результаты опроса респондентов и экспериментальных данных подвергаются математико-статистической обработке, при которой рассчитывают среднее арифметическое значение (формула 1.1), среднеквадратическое отклонение (формула 1.2), коэффициент вариации, коэффициент корреляции.
Коэффициент вариации характеризует степень колебания экспертных оценок и рассчитывается по формуле:
где — среднеквадратическое отклонение значений исследуемого показателя;
— среднее арифметическое значение исследуемого показателя.
Степень согласованности результатов с учетом коэффициентов вариации считается высокой приV 10%; средней — при V = 16-25%; низкой — при V>35%.
Коэффициент корреляции — это количественная характеристика, характеризующая взаимосвязь между исследуемыми показателями (признаками). Значение коэффициента корреляции находится в пределах от +1 (прямая связь) до — 1 (обратная связь).
Коэффициент корреляции рассчитывается по формуле:
где х — значение одного показателя;
у — соответствующее х значение другого показателя;
n — количество значений показателей.
При анализе взаимосвязи сопоставляются воздействия различных факторов на исследуемые показатели и определяются наиболее существенные.
Прежде чем рассчитать комплексный показатель, необходимо определить весомость (значимость) каждого единичного показателя.
Весомость показателей определяется экспертной группой (не менее 10 экспертов) или при опросе потребителей. Экспертный метод основан на усреднении весомости показателей. Применяют следующие методы определения весомости: метод предпочтения и более сложные (метод ранга, метод фиксированной суммы).
После определения значимости показателей рассчитывают комплексный показатель конкурентоспособности.
По нормативным параметрам комплексный нормативный показатель конкурентоспособности рассчитывают по формуле:
где — комплексный нормативный показатель конкурентоспособности;
П—произведение значений показателей с номерами 1, 2, 3,...,n;
q — i-й единичный относительный нормативный показатель конкурентоспособности; рассчитывается по формуле (6.1);
n — число нормативных показателей.
Особенность анализа результатов при определении комплексного нормативного показателя конкурентоспособности заключается в том, что если хотя бы один из единичных показателей равен 0, то комплексный показатель также равен 0. Это очевидно, так как товар, не соответствующий нормативной документации, не будет сертифицирован, что свидетельствует о неконкурентоспособности данного товара на рынке.
Расчет комплексного показателя конкурентоспособности по потребительским свойствам, технологическим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:
где — комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам или технологическим параметрам;
qi — i-й единичный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, рассчитывается по формулам (6.1), (6.2);
n — число показателей;
тi — весомость i-го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность.
Комплексный экономический показатель конкурентоспособности рассчитывается по известным экономическим показателям и цене потребления.
Полная цена потребления рассчитывается по формуле:
где Ц — цена потребления товара, руб.;
З — затраты на приобретение товара, руб.;
Сi — средние суммарные затраты на эксплуатацию товара, относящиеся к i-му году службы, руб.;
Т — срок службы, лет;
i — год по порядку.
При этом:
где Сj — эксплуатационные затраты по j-й статье, руб.;
n — количество статей эксплуатационных затрат.
В случае, если продукция продана после эксплуатации или к концу гарантийного срока хранения, полные затраты должны быть уменьшены на величину затрат за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).
Комплексный экономический показатель конкурентоспособности рассчитывается по формуле:
где Jэ — экономический комплексный показатель конкурентоспособности;
З, З0, — полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и базе сравнения, руб.
При расчете комплексного экономического показателя конкурентоспособности по продовольственным товарам за полные затраты принимается цена реализации. Она фактически соответствует цене потребления, так как после покупки продовольственные товары сразу используют для приготовления пищи.
Интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывается по формуле:
Интегральный показатель конкурентоспособности отражает уровень конкурентоспособности оцениваемого товара в потребительском эффекте, приходящемся на единицу цены потребления товара. Если К<1, то оцениваемый товар имеет более низкий уровень конкурентоспособности и уступает сравниваемому образцу, если К > 1, то превосходит его, при К = 1 образцы имеют одинаковую конкурентоспособность.
Смешанный метод оценки конкурентоспособности представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов при одинаковой базе сравнения. При этом используют часть показателей, рассчитанных комплексным методом.
В настоящее время производится разработка и модификация методов оценки конкурентоспособности товаров. Так, Н. Е. Свирейко предложена методика оценки конкурентоспособности масложировых продуктов, которая позволяет оценить товары не с точки зрения производителя, а с точки зрения потребителя, так как учитывает лишь имеющие для него значение показатели.
В качестве оцениваемых показателей, характеризующих полезный эффект, берутся следующие: вкус и запах, консистенция, удобство расфасовки, калорийность, состав продукта, привлекательность и надежность упаковки, ее информативность, известность товара, имидж предприятия, срок годности, наличие торговой марки, цена, масса продукта.
Коэффициент полезного эффекта рассчитывается по формуле:
где n — число показателей, по которым товар является наиболее привлекательным для потребителя;
n0 — общее число оцениваемых показателей.
Цена потребления масложировых продуктов зависит главным образом от количественных показателей: массы продукта, содержания в нем жира. Поэтому она должна быть приведена в сопоставимый вид (на 100 г продукта) с учетом содержания жира в 100 r продукта. Расчет средней цены потребления 1 г жира в продукте осуществляется по формуле (6.14) на основе средней цены товара на рынке:
)
где — средняя цена товара на рынке, руб.;
т — масса оцениваемого продукта, г;
d — содержание жира в 100 г оцениваемого товара, %
Расчет уровня конкурентоспособности товара (К) осуществляется по формуле:
где — коэффициент полезного эффекта;
Ц — средняя цена потребления 1 г жира в продукте.
Чем больше значение коэффициента К, тем конкурентоспособнее товар. Методика позволяет оценить конкурентоспособность как отдельных видов масложировой продукции, так и продукции отдельного предприятия с использованием формулы:
где КП— уровень конкурентоспособности предприятия;
Ki — уровень конкурентоспособности i-гo товара, производимого предприятием;
п — общее количество подвергнутых оценке товаров предприятия.
Таким образом, можно рассчитать конкурентоспособность товаров, вырабатываемых различными предприятиями, на основе потребительских свойств и цены потребления с целью определения перспективы их продажи в регионе.
4. Структура и содержание организационно – экономической главы
Одной из важных составных частей выпускной квалификационной работы является глава, посвященная раскрытию содержания и эффективности коммерческой деятельности предприятия, на примере которого она выполняется. В ней необходимо показать, в какой мере студент овладел теоретическими знаниями в области коммерческой деятельности предприятия, технологии торговли и умением эффективно применять их в практической работе.
Студент-выпускник должен хорошо разбираться в сущности и содержании коммерческой деятельности, ее нормативно-правовом обеспечении и особенностях коммерческой работы на данном предприятии с учетом его специфики (производственное предприятие, оптовое или розничное торговое предприятие).
Ниже приведены варианты примерных названий и планов организационно-экономической главы выпускной квалификационной работы.
Вариант 1. Организация коммерческой работы на предприятии
1.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия (оптовой базы, магазина и т. и.)
1.2 Организация коммерческой работы по оптовым закупкам товаров
1.3 Организация коммерческой работы по продаже товаров
1.4 Реклама товаров и услуг и ее эффективность
Вариант 2. Коммерческие и технологические операции на предприятии оптовой торговли и их эффективность
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Организация коммерческой работы на предприятии
2.3 Организация и технология операций по поступлению и хранению товаров
2.4 Организация и технология операций по отпуску товаров оптовым покупателям
Вариант 3. Коммерческие и технологические операции на предприятии розничной торговли и их эффективность
3.1 Краткая организационно-экономическая характеристика магазина
3.2 Организация коммерческой работы по закупкам товаров и завоза их в магазин
3.3 Организация и технология приемки и хранения товаров в магазине
3.4 Подготовка товаров к продаже, их размещение и выкладка в торговом зале
3.5 Организация продажи товаров и обслуживания покупателей и их эффективность
Вариант 4. Организация и технология оптовой торговли непродовольственными (продовольственными) товарами*
4.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
4.2 Организация и технология закупки продовольственных (непродовольственных) товаров
4.3 Организация и технология операций по оптовой продаже и отпуску товаров покупателям
4.4 Реклама товаров и услуг на предприятии и ее эффективность
Вариант 5. Организация и технология розничной торговли продовольственными (непродовольственными) товарами*
5.1 Краткая организационно-экономическая характеристика магазина
5.2 Организация и технология закупки и завоза товаров в магазин
5.3 Организация и технология приемки товаров и их хранения в магазине
5.4 Подготовка товаров к продаже, их размещение и выкладка в торговом зале
5.5 Организация и технология продажи товаров и их эффективность
Вариант 6. Современные методы продажи продовольственных (непродовольственных) товаров и их эффективность
6.1 Краткая организационно-экономическая характеристика магазина
6.2 Технологическая планировка торгового зала магазина и ее эффективность
6.3 Характеристика методов продажи, применяемых в магазине, их эффективность
6 4 Совершенствование обслуживания покупателей на основе внедрения современных методов продажи товаров
Вариант 7. Организация рекламной работы в магазине
7.1 Краткая организационно-экономическая характеристика магазина
7.2 Средства рекламы, применяемые в магазине, их характеристика
7.3 Рекламно-информационное оформление магазина
7.3.1 Фирменный стиль и интерьер магазина
7.3.2 Оформление мест продаж
7 4 Планирование и организация рекламной работы в магазине, ее эффективность
Рассмотрим примерное содержание отдельных разделов приведенных глав.
Независимо от выбранной темы главы ее первый раздел должен содержать организационно-экономическую характеристику объекта исследования.
Организационно-экономическая характеристика организации (предприятия).Вначале на основании данных, содержащихся в учредительном документе (уставе, учредительном договоре), следует дать краткое описание предприятия, указав место его расположения и виды деятельности, а также привести организационную структуру с указанием численности работающих и занимаемых ими должностей. Для крупных предприятий приводится состав структурных подразделений и перечисляются выполняемые ими функции.
Обязательным является анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия за последние 2 — 3 года, который проводят на основании данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Анализируемые данные должны быть представлены в виде сводной таблицы или нескольких таблиц (при подробном анализе каждого показателя). Примерная форма сводной таблицы приведена в приложении 9. (Определения финансово-экономических показателей торговли приводятся в соответствии с ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения").
К основным финансово-экономическим показателям, характеризующим различные аспекты деятельности торговой организации, относятся:
•товарооборот1 — объем продажи товаров и оказания услуг в
денежном выражении за определенный период времени. Товарооборот подразделяют на оптовый и розничный. Оптовый товарооборот — объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Розничный товарооборот-объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования, а также продажи товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям и т.п.), через которые осуществляется совместное потребление товаров;
•товарные запасы — количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату. В зависимости от назначения они подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза;
•товарные запасы в днях оборота — относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий, на сколько дней торговли хватит товарных запасов;
•товарооборачиваемость — время обращения среднего товарного запаса за определенный период;
•издержки обращения — денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени. Различают материальные, финансовые, трудовые и иные затраты;
•затраты торгового предприятия — денежная оценка суммарной величины затрат торгового предприятия как относимых на издержки обращения, так и не учитываемых в их составе;
•валовой доход торговли — показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени;
•прибыль от реализации товаров — показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода, за вычетом обязательных платежей, над издержками за определенный период времени. Обязательным платежом являются, например, налог на добавленную стоимость, акцизы;
•валовая прибыль торгового предприятия — показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества к сальдо доходов и расходов от внереализационных операций;
•чистая прибыль торгового предприятия — часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении торгового предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.
Остановимся подробнее на некоторых из перечисленных показателей.
Важным показателем деятельности торгового предприятия является товарооборот. К основным показателям, характеризующим его, относятся:
•объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;
•структура товарооборота (товарооборот по отдельным товарным группам в рублях и их доля в общем товарообороте, выраженная в процентах);
•однодневный товарооборот;
•товарооборот в расчете на одного работника (в розничной торговле — в расчете на одного работника, занятого обслуживанием покупателей);
•товарооборот на единицу площади (в оптовой торговле при расчете используют показатель общей складской площади, а в розничной торговле — торговой площади).
При анализе товарооборота необходимо выявить закономерности его развития, а также причины изменения этого показателя. Для этого рассчитывают показатели динамики товарооборота (темпы роста и темпы прироста) в действующих и сопоставимых (с учетом индекса цен) ценах.
Динамику товарооборота по некоторым товарным группам (кондитерские изделия, мороженое, ювелирные изделия, канцелярские товары и др.) целесообразно анализировать поквартально или помесячно, поскольку объемы продаж многих товаров зависят от времени года, праздников и других причин. Кроме того, такой анализ позволяет более точно прогнозировать изменение спроса на те или иные товары в будущем.
Анализ издержек обращения предприятия может проводиться как по общей их величине, так и по отдельным видам расходов (с определением их доли в сумме издержек).
Основными статьями издержек обращения в торговле являются:
•транспортные расходы;
•расходы на оплату труда;
•отчисления на социальные нужды;
•расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;
•амортизация основных средств;
•расходы на ремонт основных средств;
•износ санитарной и специальной одежды и пр.;
•расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
•расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
•расходы на рекламу;
•затраты по оплате процентов за пользование кредитами и займами;
•потери товаров и технологические отходы;
•расходы на тару; прочие расходы.
При анализе издержек обращения необходимо сделать заключение о путях их уменьшения, уделив особое внимание тем статьям, которые занимают наибольший удельный вес в структуре расходов. Например, если для доставки товаров в магазин используется его собственный транспорт, то доля транспортных расходов будет существенно выше, нежели при централизованной доставке товаров поставщиком.
Кроме абсолютной суммы издержек обращения, которая определяется путем суммирования расходов по всем статьям, рассчитывают уровень издержек обращения (процентное отношение суммы издержек к объему товарооборота) и его отклонение (экономию или перерасход). Уровень издержек обращения зависит от ассортиментного профиля торгового предприятия (расходы, связанные с транспортировкой, хранением, подготовкой к продаже продовольственных товаров выше, чем в торговле непродовольственными товарами).
Валовой доход в торговле, по сути, отражает величину реализованной торговой надбавки. Иными словами, это разница между товарооборотом и покупной стоимостью товаров. Валовой доход характеризуется абсолютным значением (в рублях) и уровнем, т. е. отношением к величине товарооборота (в процентах). Уровень валового дохода во многом зависит от структуры товарооборота и того, насколько обоснована величина торговой надбавки для каждой товарной группы. Кроме того, важным является правильный выбор поставщиков, заключение с ними договоров на выгодных для покупателя условиях, что позволяет снизить стоимость приобретаемых товаров.
Эффект от хозяйственной деятельности торгового предприятия выражается в виде прибыли.На величину прибыли, полученную предприятием, оказывают влияние все рассмотренные выше показатели. В том случае, когда валовой доход предприятия меньше суммы издержек обращения, оно получает убыток.
О том, насколько эффективно используются ресурсы торгового предприятия, судят по таким относительным показателям, как показатели рентабельности.Уровень рентабельности вычисляется как частное от деления прибыли, полученной в результате реализации товаров, на товарооборот. Этот показатель определяет, сколько рублей прибыли получено торговым предприятием в результате реализации товаров на один рубль товарооборота. Аналогично могут быть рассчитаны и другие показатели рентабельности, например, отношение прибыли к издержкам обращения.
После проведения анализа каждого из перечисленных показателей следует сделать общий вывод об их взаимосвязи, а также предложить пути повышения эффективности работы предприятия.
Далее необходимо привести краткую характеристику материально-технической базы предприятия(его общую площадь, состав и размеры помещений, их взаимосвязь, оснащенность различными видами оборудования и т. п.).
Особое внимание при этом следует уделить технологической планировке основных помещений, для чего необходимо приложить к работе схемы технологических планировок склада или торгового зала магазина(в зависимости от того, на примере какого предприятия выполняется работа).
Так, при анализе технологической планировки помещений основного производственного назначения на складе оптовых предприятий необходимо учитывать соблюдение таких требований, как:
•обеспечение непосредственной связи между всеми помещениями склада с учетом последовательности выполняемых технологических операций;
•оптимальное использование складской площади и емкости;
•соответствие ширины проходов между технологическим оборудованием характеристикам подъемно-транспортного оборудования;
•наличие в зоне хранения одного или нескольких центральных проходов, обеспечивающих свободный поворот напольных подъемно-транспортных средств и их встречное движение;
•организация движения грузопотоков таким образом, чтобы исключались встречные перевозки;
•соблюдение техники безопасности и правил противопожарной безопасности.
Для того чтобы определить, насколько эффективно используются складские помещения основного производственного назначения, применяют следующие показатели — коэффициент использования складской площади и коэффициент использования складского объема.
Коэффициент использования складской площади рассчитывают по формуле:
где КS — коэффициент использования складской площади;
Sгр — грузовая (занятая оборудованием для хранения товаров) площадь склада, м2;
Sскл — складская площадь (грузовая площадь и площадь, занятая проходами и проездами), м2.
С учетом типа складского помещения, его планировки и других факторов этот показатель должен иметь значения от 0,25 до 0,6.
Коэффициент использования складского объема рассчитывается по формуле:
где КV — коэффициент использования складского объема;
Vгр — грузовой объем склада (объем стеллажей, поддонов и контейнеров с товарами), зависящий от высоты укладки товаров, м3;
Vскл — складской объем, м3.
Оптимальные значения этого показателя составляют 0,3-0,5.
Если выпускная квалификационная (дипломная) работа выполняется на примере магазина, то особое внимание следует уделить анализу эффективности использования площади его торгового зала.
Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:
где КУ — коэффициент установочной площади;