Сущность понятий конкуренции и конкурентоспособности товаров и их значение
В условиях рыночных отношений, интеграции отечественной промышленности в мировое хозяйство и вступления России в ВТО резко обострилась проблема конкурентоспособности продукции, реализуемой на внутреннем и внешнем рынке, решение которой потребует от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых товаров.
Сущность рыночных взаимодействий между изготовителями или продавцами однородных товаров и услуг определяют как конкуренцию.
В любой стране свободная конкуренция может эффективно действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства.
В России отдельные аспекты конкуренции и конкурентоспособности рассматриваются Гражданским кодексом РФ, федеральными законами от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и № 135-ФЗ от 26.07.2006 г."О защите конкуренции".
Определение термина "конкуренция" приведено в Законе "О защите конкуренции": "Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке".
Однако такой подход к определению понятия "конкуренция" является односторонним, так как рассматривает конкуренцию только как деятельность по ограничению свободы соперников и не учитывает собственной заинтересованности объектов в положительном действии. В этом определении просматривается основополагающая составляющая конкуренции — принцип состязательности.
Вторая базовая составляющая понятия "конкуренция"— заинтересованность участников.
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночной экономики. Адам Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные условия продажи и покупки товаров. Поэтому другой стороной конкуренции, ее движущей силой для каждого из участников является личный мотив, заинтересованность в достижении положительного для себя результата.
Основополагающими принципами конкуренции являются: состязательность, заинтересованность участников в достижении положительных результатов.
Цель конкуренции — борьба за получение высокой прибыли от реализации товаров и услуг.
Конкуренция обеспечивает взаимодействие спроса и предложения, уравновешивает рыночные цены и регулирует пропорции общественного производства.
На свободном рынке присутствуют два субъекта товарно-денежных отношений — производитель товара (либо опосредовано продавец) и покупатель. Объект этих отношений — товар, который является пассивным компонентом рынка.
В конкурентные отношения вступают изготовители, продавцы и потребители, являющиеся активными компонентами товарно-денежных отношений. При этом конкуренция производителей и продавцов — это взаимоотношение между ними по поводу установления цен и объемов предложения товаров или услуг на рынке.
Производитель заинтересован в продаже своего конкурентоспособного товара по более выгодной для него цене и может быть представлен на рынке сам либо через опосредованных представителей (агентов или посредников товара).
В любом производстве отрасли выделяют пять параметров (или пять сил конкуренции), определяющих конкурентную среду: потенциальные конкуренты; товары-заменители; потребители; поставщики; конкуренты внутри отрасли.
Владение знаниями о своих конкурентах и понимание правил конкуренции помогает предприятию в разработке эффективной конкурентной стратегии.
Потребители не могут формировать цены на товары напрямую, но в условиях рынка они влияют на конкурентоспособность товаров, приобретая их или отказываясь от покупки. Причем сегодня удовлетворенность потребителя является необходимым, но недостаточным условием для его удержания и сохранения. Существует принципиальное различие между удовлетворенным и восхищенным потребителем. Для восхищения потребителя и достижения его лояльности необходимо предоставить ему такую продукцию, которая не только отвечает его требованиям и ожиданиям, но и превосходит их.
Главным элементом или средством конкуренции на рынке является товар, с помощью которого потребитель удовлетворяет свои потребности, а соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Конкуренция обязывает фирмы (предприятия) создавать конкурентоспособные товары. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности: одно вытекает из другого.
Категории конкуренции и конкурентоспособности должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.
Терминология в области конкурентоспособности объектов не стандартизирована. В общем смысле понятие конкурентоспособность дословно обозначает быть способным к конкуренции.
Конкуренция и конкурентоспособность могут рассматриваться в разных аспектах — товаров (продукции, услуг), товаропроизводителей (фирм, отраслей, стран). Базовым понятием является конкурентоспособность товаров.
Однако конкурентоспособность объектов всех уровней находится в тесной взаимосвязи друг с другом и оказывает непосредственное влияние на величину каждого из них. Нельзя рассчитывать на обоснованно высокую конкурентоспособность исследуемых объектов, если в стране не отрегулированы основные балансы политического, социального и экономического характера.
Целью каждого субъекта на рынке является достижение оптимального соответствия результатов функционирования своих предприятий конкурентным требованиям, предъявляемым к их конкурентному товару со стороны покупателя.
Свободный немонополизированный рынок товаров позволяет каждому потребителю из представленного ассортимента, выбрать товар, наиболее удовлетворяющий его потребность.
Таким образом, конкурентоспособность товара проявляется в процессе его сбыта и определяется не просто отличными характеристиками товара, но и его привлекательностью для клиента, ориентированного на покупку. В этом заключается суверенитет потребителя. Решение о приобретении товара остается за ним, даже когда он объективно неправ.
Конкурентоспособность товара — это совокупность свойств реализованного объекта, удовлетворяющих ту или иную потребность человека в данный период времени в условии конкуренции на конкретном рынке.
В этом определении заложены три отличительные признака:
•пространство — конкретный рынок (сегмент рынка, страна);
•фиксированный отрезок времени;
•познаваемость в сравнении (конкуренция).
Основополагающими принципами понимания термина "конкурентоспособность" являются следующие:
•конкурентоспособность может проявляться только на свободном рынке;
•конкурентоспособность может распространяться как на объект рыночных отношений (товар, услуги), так и на субъект;
•конкурентоспособность продукции — это мера ее привлекательности;
•привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований;
•состав предъявляемых требований, их приоритетность зависят как от вида продукции, так и от типа ее потребителя (возраста, пола, черт характера и др.), его денежных доходов;
•конкурентоспособность должна рассматриваться относительно конкретного рынка и конкретного аналога;
•конкурентоспособность производителя определяется как экономическими, технологическими и другими параметрами, так и его долей на рынке;
•конкурентоспособности присущ динамический характер;
•управляет конкурентоспособностью товара только конкуренция, складывающаяся на товарном рынке.