Внешнеторговые цены — цены, формирующиеся в рамках внешнеторговой и таможенной политики, проводимой государством.
выделяют следующие виды цен, применяемые во внешней торговле:
- базисная – устанавливается на товар, имеющий заранее обусловленный стандарт качества, возможные отклонения от него оговариваются в контракте системой скидок и накидок;
- фaктурная – определяемая условиями поставки, четко сформулированными в контракте;
- мировая – по сырьевым товарам определяется уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров, по другим – ценами международных бирж или аукционов; по готовым изделиям – ценами товаров ведущих фирм мира, специализирующихся на производстве и экспорте продукции данного вида;
- монопольная – размер ее в зависимости от конъюнктуры рынка может быть выше или ниже цены производства, но общей тенденцией при этом является то, что фирмы на свою продукцию стремятся установить максимально высокие цены, а на продукцию, приобретаемую у других фирм, более низкие;
- нoрмальная – публикуемая в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках и преимущественно является ориентиром при заключении контракта;
- оптовая – устанавливается на товар, поставляемый крупными партиями предприятиям;
- cправочная – отражает уровень фактически заключенных сделок за конкретный отрезок времени (неделя, месяц); используется в переговорах при заключении контракта в качестве первоначальной (исходной) цены.
Виды контрактных цен:
- твердая фиксированная цена (устанавливается на дату подписания контракта и не изменяется до окончания его исполнения);
- твердая фиксированная цена с возможностью корректировки (связано с оговариванием условий корректировки цен с учетом возможных ценовых изменений на рынке);
- цена с последующей фиксацией (в контракте устанавливаются соответствующий принцип определения цен, а также источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются);
- скользящая цена (связана с осуществлением продавцами и покупателями соответствующих расчетов по принятой в контракте формуле, первую часть которой составляете базовая цена, аналогичная по своей сути твердой фиксированной цене, а вторая часть представляет соотношение долей основных видов издержек по производству товара);
- смешанная цена (одна часть цены является твердой фиксированной, а другая -скользящей).
Весьма существенную роль в практике ценообразования в международной торговле играют ценовые скидки, которые представляют собой сознательное и согласованное продавцами и покупателями уменьшение цены. Одновременно с ценовыми скидками существуют и ценовые накидки.
Ценовые скидки:
- количественные скидки продавца, которые даются, например, за значительный объем единовременной покупки;
- бонусные скидки - предоставляются крупным оптовым покупателям-импортерам, которые, как правило, являются постоянными клиентами;
- скидки "сконто" - предоставляются при оплате товара покупателем наличными деньгами или при осуществлении предоплаты;
- дилерские скидки - предоставляются оптовым и розничным торговцам, торговым агентам и посредникам;
- временные скидки - применяются главным образом при реализации продукции, которая носит сезонный характер;
- специальные скидки - предоставляются покупателям, с которыми фирма имеет особые отношения;
- закрытые скидки - предоставляются на продукцию, которая реализуется в рамках внутрифирменных поставок или по специальным межправительственным соглашениям.
2. Справочные цены - цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, по каналам компьютерной информации. Существенное значение здесь имеют специальные ценовые справочники. Широкое развитие в последние годы получил рынок электронных информационных услуг.
3. Биржевые цены (котировки) - цены на товары торговля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень оперативно отражают изменения, происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являются фактически ценами сделок именно в данный момент времени. Однако недостаток биржевых цен состоит в том, что они не отражают другие важные элементы современной международной торговли, связанные с ценообразованием.
4. Цены аукционов - цены, складывающиеся в результате аукционных торгов. Данный вид международной торговли достаточно специфичен.
5. Статистические цены или цены статистики внешней торговли - усредненные цены, публикуемые в различных национальных и международных справочниках. Поскольку это усредненные цены, то они не показывают конкретную цену конкретного товара. Здесь в одну товарную группу (товарную позицию) включаются однородные, но различающиеся по своим техническим характеристикам и качеству товары.
Билет 14