Сущность и классификация рыночной конкуренции
Рыночная конкуренция — это соревнование на рынке за предпочтения потребителей с целью получения максимальной прибыли или дохода.
Таблица Система классификации рыночной конкуренции
ПРИЗНАКИ | ЭЛЕМЕНТЫ |
1. Виды | 1.1. Чистая – возникает, когда многочисленные продавцы и потребители занимаются куплей-продажей однородного продукта (например, финансовый или сельскохозяйственный рынок развитых стран) 1.2. Совершенная – чистая конкуренция с дополнительными условиями (абсолютная мобильность ресурсов внутри рынка и отсутствие барьеров на вход на рынок и выход с рынка; абсолютная доступность информации о рынке, как для продавцов, так и для покупателей) 1.3. Эффективная или реальная – потребители и продавцы оперируют независимо друг от друга, даже если рынок не является чисто или совершенно конкурентным. Конкурентная система открыта и свободна, а ее участники сравнимы. |
2. Формы | 2.1. Предметная – конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность 2.2. Функциональная – конкуренция между товарами (объектами) - заменителями |
3. Методы | 3.1 Ценовая – предполагает продажу товаров или услуг по более низким ценам, чем у конкурентов 3.2. Неценовая (качество товара, сервиса, эксплуатационных затрат) 3.3. Комбинированная 3.4. Недобросовестная – связана с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции |
4. Степень угрозы | 7.1. Реальная – фактически имеющаяся 7.2. Потенциальная обусловлена возможностью вступления новых конкурентов в отрасль. |
5.Степень интенсивности | 9.1. Привлекательная – когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте 9.2. Умеренная – когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка 9.3. Ожесточенная по отношению к объекту конкуренции – когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента 9.4. Ожесточенная для субъекта конкуренции- когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента |
6.Уровень конкуренции | 10.1. Местный – группа, отдел, организация 10.2. Региональный – район, город, область 10.3. Национальный - страна 10.4. Межнациональный – несколько стран 10.5. Глобальный –мировой масштаб, без конкретно определенных стран |
Этапы развития рыночной конкуренции и условия их определяющие
На первом этапе (вплоть до 60-70-х годов ХХ века) характерным средством конкуренции и, одновременно, монополизации становится захват. Важнейшими условиями производства на данном этапе являлись: новые технологии, источники природного минерального сырья, территории, крупные финансовые ресурсы, отраслевые рынки сбыта,
Особенностью данного периода является то, что в средство конкуренции превращается укрупнение (концентрация) производства, которое проявляется в укрупнении отдельных предприятий; горизонтальной и вертикальной интеграции.
Важными особенностями хозяйствования, предопределившими особенности первого этапа конкуренции в ХХ веке являются: становление индустриального общества; первичное насыщение спроса товарами массового потребления; экономическая ситуация, при которой важнейшими условиями производства являются финансовые ресурсы, минеральное сырье; территории, богатые сырьем; рынки сбыта; формирование антимонопольных законодательств, направленных против слияний и поглощений монополистического характера, дискриминации цен и др.
Во второй половине ХХ века условия конкуренции стали изменяться, причинами тому стали: становление информационного, постиндустриального общества; выдвижение на первый план новых отраслей промышленности и утрата ведущих позиций базовыми отраслями; переход к преимущественно интенсивному типу экономического роста; изменения в потребительских предпочтениях, связанные с относительным насыщением спроса товарами массового потребления; индивидуализация потребностей; превращение научно-технических знаний и информации в важнейшие факторы производства.
Для данного этапа развития конкуренции характерны такие новые тенденции фирменного роста как диверсификация и транснационализация.