Все, что вы должны знать о Веревочном курсе
Первое упоминание в США практического использования концепции тимбилдинга относят к 1960-м гг. Веревочный курс, или Rope Courses, возник в США как программа психологической и физической реабилитации американских солдат после войны во Вьетнаме. В некоторых источниках указывается, что данная программа была взята на вооружение японцами и они добавили в нее сильную корпоративную составляющую, пронизанную важностью командного духа и единения. Предприимчивые американские бизнес-тренеры, в свою очередь, мгновенно превратили эту программу в новую бизнес-услугу на корпоративном рынке. Так в 1980-х гг. он стал формироваться в отдельное бизнес-направление — тимбилдинг — и распространяться в западном деловом мире.
Таблица 1 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ТИМБИЛДИНГА
Исследователь | Концепция | Годы жизни | Страна |
Элтон Мэйо | Хоторнские эксперименты | 1880-1949 | США |
Абрахам Маслоу | Мотивация | 1908-1970 | США |
Джон Эдейр | Лидерство | 1934-наст. время | США |
Мередит Белбин | Команда | 1926-наст. время | Англия |
Майерс Бриггс | 16 типов | 1897-1980 | США |
Дуглас МакГрегор | Организационное поведение | 1906-1964 | США |
Брюс Тукман | Динамика команды | 1938-наст. время | США |
Джордж Хеберт | Натуральный метод | 1875-1957 | Франция |
Вильям Дайер | Тимбилдинг | 1925-1997 | США |
Глава 1. Концепция тимбилдинга
В США существуют также различные синонимы для Rope Courses: Challenge Courses, Ropes Challenge Courses, Teams Course, Low Ropes, Challenging Outdoor Personal Experience, Obstacle Courses, Commando Courses.
Важно рассказать, что же представляет собой веревочный курс.
Веревочный курс — это спектр разнообразных командных упражнений и заданий, каждое из которых может быть успешно выполненотолько командой. Каждое из заданий требует определенного вида командного взаимодействия — интеллектуального, физического, психологического, или разнообразного их сочетания. Каждое командное упражнение предназначено для отработки одного или нескольких элементов командного взаимодействия — например, ролевого распределения, ситуационного лидерства, развития доверия, раскрытия незнакомых и новых качеств в участниках, творческого мышления и командной эффективности.
Основной результат веревочного курса — получение участниками навыков создания команды и работы в ней. Веревочный курс проводится на специально оборудованных площадках в лесу и состоит из «низкого» и «высокого» курсов. Благодаря упражнениям, в которых используются туристские веревки, развиваются командный дух, чувство доверия и уважения к каждому участнику. Современный веревочный курс может быть построен для различных целей — образовательных, развивающих, физической тренировки и для отдыха. «Высокий» курс (High Ropes course) традиционно считается более направленным на личное развитие и достижения, связан с преодолением участниками их личных страхов и сомнений. Челленджи (Challenges — «вызовы») могут быть как физическими, так и эмоциональными. «Низкий» курс (Low Ropes course) традиционно считается командным курсом заданий, направленным на сплочение команды, развитие командных коммуникаций, построение доверия и усиление сплоченности.
Исследователи концепции тимбилдинга говорят о следующих ключевых результатах веревочного курса:
• построение доверия;
• развитие инициативы в команде;
• развитие командного взаимодействия;
• развитие навыков решения проблем и конфликтов и принятия решений;
• развитие лидерства;
Часть 1.Тимбилдинг
• развитие позитивного отношения к принятию риска;
• рост самооценки;
• рост сплоченности и командного духа.
Тимбилдинги на Западе
На Западе тимбиддинг изначально принял вид отдельного ни-шевого продукта для определенного сегмента компаний. Тимбил-динговые компании известны на Западе как профессиональные компании в области развития и построения команды с помощью огромного разнообразия инструментов, максимально нацеленных на создание командной атмосферы и командного духа.
Первые тимбилдинговые компании появились в США и в Великобритании в начале 1990-х гг. Их рождение совпало с первой волной глобализации бизнеса и активной потребности в создании сильных сплоченных команд, которые могут управлять крупными амбициозными проектами не только национального, но и глобального масштаба. Индустрия тимбилдинга стала развиваться по типичным законам эволюции индустрии. В индустрии стали возникать профессиональные компании, оказывающие типичные услуги, потом с насыщением рынка началась видимая специализация компаний, следом возникли отраслевые организации, такие, например, как Ассоциация тимбил-динговых компаний. В подобных ассоциациях существует обязательное членство и лицензирование деятельности, члены ассоциации должны строго придерживаться Кодекса организатора тимбилдинга.
В Америке возникли самостоятельные компании, занимающиеся изготовлением оборудования для тимбилдингов, компании, занимающиеся сертификацией и обучением тимбиддинг-инструкторов. В каждом большом городе появилась возможность купить полный пакет со всеобъемлющей информацией и инструктированием по проведению и реализации веревочного курса. Стандарты должны были выполняться с точностью до минут.
В Америке, проповедующей «тимбилдинг-религию» с 1980-х гг., все было предельно четко и структурированно. Тимбиддинг принял вполне стандартную форму регламентированного веревочного курса, который проводится единообразно в каждом из 50 американских штатов.
Вам, дорогие читатели, думаю, небезынтересно будет узнать, что первая официальная организация, координирующая и контролирующая деятельность компаний в сфере веревочных курсов,
Глава 1. Концепция тимбилдинга
появилась в США в 1993 г. Название этой организации — Association ior Challenge Course Technologies2. Подобная европейская организация, координирующая деятельность компаний в области организации веревочных курсов, European Rope Course Association3, работает в Европе с 1998 г. Деятельность ассоциаций необычайно активна, в них входят около 100 действующих членов, постоянно идет активная научная и маркетинговая деятельность. Раз в год ассоциации организуют крупные международные конференции, соответственно выбирая для этого наиболее привлекательные с точки зрения приключений места. Так, по неофициальным приблизительным данным, количество подобных веревочных курсов, которые к 2007 г. существовали в США, составляет около 7500 (включая Adventure Parks, стационарные курсы и мобильные курсы).
Тимбилдинг на Западе уже не молод, этому направлению уже более 15 лет. Сейчас тимбилдинг на Западе орудует в зоне широчайшего спектра: от классических тренингов построения команды до суперэкстремальных тимбилдинг-событий.
Для западного тимбилдинга важно, что, каким бы ни было меро-прятие, прежде всего необходимо понять основную цель события. Что мы извлечем из него? Как мы сможем применять эти новые знания и навыки в нашем бизнесе? Запад отличает очень четкая практическая составляющая тимбилдингов.
Запад не меньше России любит праздники и веселье. Однако праздник празднику рознь. У них не принято мешать деловое с личным, праздник с тимбилдингом. Если это юбилей компании, то помпезно и ярко отмечают юбилей компании. Безусловно, это никогда не будет пассивное сидение за роскошно накрытыми столами, это вполне могут быть игры и какие-то другие события с элементами тимбилдинга. Но никто в этом случае не будет требовать результата повышения эффективности командной деятельности. Отдыхайте, господа сотрудники!
Но если это даже самый легкий или нетрадиционный тимбилдинг, такой как «Шоколадная фабрика» — тимбилдинг по командному изготовлению шоколада, перед ним проводится детальная диагностика, продуманно формируются дизайн программы и составы команд, ведется пристальное наблюдение за процессом. Сама активная часть тимбилдинга, собственно сам experience, не играет центральной роли.
2 http://www.acctinfo.org — Association for Challenge Course Technologies (ACCT). ' http://www.erca.cc — European Rope Courses Association.
Часть 1. Тимбилдинг
На Западе тимбилдинг состоит из трех равноправных этапов: 1) подготовка; 2) активная часть; 3) анализ.
В России тимбилдинг представлен преимущественно одним этапом — активной частью.
Иллюстрированная структура тимбилдинга представлена на рис. 1.
США
Анализ |
РОССИЯ
Рис. 1. Тимбилдинг: значимость этапов в США и в России
Если вы оторветесь от книги, дорогой читатель, то могу спорить, что в зоне 500 м от себя вы сможете отыскать хоть один компьютер, подключенный к Интернету. Выйдите в Amazon и наберите только одно слово «Teambuilding». Результат не заставит себя ждать. Более 8000 книг высветится незамедлительно. Общий анализ существующей литературы по тематике можно классифицировать на три большие группы:
1. Первая и самая внушительная — практика тимбилдинга, а именно тонны заданий, упражнений, комментариев, секретов, подсказок, рекомендаций, алгоритмов и рецептов по изготовлению эффективного тимбилдинга и построению эффективной команды. Литература главным образом рассчитана на HR-специалистов в компаниях, которые могут использовать эти знания в своей работе, и на сотрудников тимбилдинг-компаний.
Глава 1. Концепция тимбилдинга
2. Вторая, чуть менее внушительная — рекомендации топ-менеджерам и руководителям бизнеса по развитию собственных командных навыков и выдающихся характеристик командного игрока.
3. Третья — ничуть не менее внушительная — полнейшее разнообразие литературы по смежным направлениям — тимбилдинг для детей, тимбилдинг для людей с ограниченными возможностями, тимбилдинг для родственников, тимбилдинг как в первый раз, тимбилдинг с целью отличного отдыха и другие, на мой взгляд абсолютно не тематические, издания.