Анализ прошлой и текущей стратегий фирмы

При управлении производственно-сбытовой деятельностью предприятия можно выделить несколько направлений менеджмента, по каждому из которых должно быть принято решение о стратегических принципах формирования соответствующих управленческих решений. Среди этих направлении можно выделить решение в отношении продукта, рынка, вертикальной интеграции, диверсификации изменения степени присутствия фирмы на рынке.

Стратегия в отношении продукта: степень учета фирмой потребностей рынка по качеству товаров и их цене:

- стратегия дифференциации: выделение фирмой своих товаров в качестве особых, отличных от товаров конкурентов; этим обеспечивается автономное положение фирмы на рынке (надежность продукции, монополия компании на определенные виды сырья, имидж лидера в отрасли, торговая марка, преимущества в технологии);

- стратегия низких издержек: ради дешевизны товара фирма отказывается от дорогостоящих сопутствующих услуг, создает упрощенные модели, монополизирует доступ к дешевому сырью, совершенствует технологии производства продукции;

- стратегия узкой специализации: фирма использует преимущества своего товара на относительно узком сегменте рынка либо в силу дифференцированной ориентации на ограниченное число потребителей, либо из-за отсутствия ресурсов на организацию сбыта на широком рынке;

- стратегия массового маркетинга:при разработке товаров фирма исходит из предположения, что потребители продукции имеют очень сходные желания в отношении её характеристик; на рынок предлагается ограниченный ассортимент изделий под одной товарной маркой для многих типов потребителей (так называемые универсальные товары).

Стратегия в отношении рынка: принципиальная стратегия работы фирмы на освоенных и потенциальных целевых рынках с целью оптимизации объёмов сбыта существующих или разрабатываемых товаров.

Стратегия вертикальной интеграции: разрабатывается в случае необходимости расширения сферы влияния фирмы путём присоединения к ней компаний – поставщиков сырья и сбытовых организаций.

Стратегия диверсификации: расширение числа сфер деятельности фирмы на рынках новых товаров, выпуск которых не связан с основным производством (применяется как способ увеличения степени деловой стабильности предприятия: снижение степени зависимости от рынка одного товара).

Стратегия в отношении объема присутствия фирмы на рынке:

- стратегия товарной экспансии: ориентация производственно-сбытовой деятельности фирмы на постоянное расширение доли своего присутствия на рынке;

- стратегия поддерживания уровня сбыта: ориентация производственно-сбытовой деятельности фирмы на сохранение существующей рыночной доли (разрабатывается в случае резкого ухудшения рыночной конъюнктуры или при реализации каких-либо внешних угроз).

- стратегия постепенного сворачивания операций или ликвидации бизнеса: постепенный отказ от модернизации производства, снижение постоянных и переменных издержек производства; решение о разработке данной стратегии принимается фирмой либо в случае увеличения риска внезапного банкротства, либо при исчезновении предпринимательского стимула для продолжения работы на рынке даже в условиях благоприятного прогноза перспективного развития конъюнктуры.

Анализ организационной структуры фирмы

Основные направления анализа организационной структуры:

- анализ степени централизации (децентрализации) производства и управления деятельностью фирмы;

- анализ целесообразности сохранения (изменения) существующего разделения функций управленческих звеньев фирмы;

- анализ взаимоотношений управленческих звеньев фирмы.

Анализ издержек на производство товаров

Анализируется целесообразность тех или иных затрат на производство продукции как в масштабе фирмы, так и в сравнении с себестоимостью изготовления аналогичной продукции конкурентами.

Анализ портфеля направлений деятельности

Анализируется целесообразность сохранения или изменения ассортимента (номенклатуры) выпускаемых фирмой товара

Наши рекомендации