Определение глубины исследования, объектов исследования и исследуемых совокупностей
Прежде чем начать исследование, необходимо определить его глубину. По глубине различают следующие виды исследований:
- разведывательное;
- описательное;
- аналитическое;
Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование может использоваться в качестве предварительного этапа маркетингового исследования.
Потребность в таких исследованиях возникает тогда, когда предмет исследования относится к числу мало или вообще не изученных.
Такое исследование обычно включает в себя какой – либо метод сбора первичной информации (опрос, фокус-группу, экспертный опрос), а также анализ вторичной информации. Для исследований берутся небольшие совокупности, неполные выборки, сжатый инструментарий, упрощенная программа.
Основными целями исследования в этом случае является обычно дополнительная информация об объекте и предмете исследования, уточнение или корректировка гипотез, задач, инструментария.
Описательное (дескриптивное) исследование – изучение эмпирических сведений, дающих относительно полное представление об объекте, явлении и его структурных элементах. Такое исследование проводится по полной программе на базе выверенного инструментария. Объектом анализа являются большие совокупности, инструментом – полные выборки. Такое исследование дает информацию аналитического характера о существующем состоянии объекта.
Аналитическое (казуальное) исследованиеимеет своей целью не только описание состояния объекта, но и выявление причинно-следственных связей, которые лежат в основе явления или процесса и позволяют определить его прогнозное состояние.
Определив инструменты сбора информации, необходимо четко указать объекты исследований, проводимых с помощью этих инструментов.
В исследовании берутся небольшие совокупности, не полные выборки, а разведывательные совокупности, рассчитанные на основе выборочных, отличаются только по размерам, сжатый инструментарий, упрощенная программа. Исследование включает следующие методы сбора информации: первичный – анкетирование потребителей, проведение экспертного опроса, а также анализ вторичной информации. Задачей ставится получение информации, которая послужит основой для дальнейшего, более глубокого исследования и анализа. [6, с.20]
Объектом исследования являются лицо, лица, процесс, результат этого процесса или явления, выступающий носителем или источником проблемы.
В качестве объектов исследования выступают:
1. При анкетировании – лица, проживающие в собственных домах с уровнем дохода выше 15926 руб. на человека в семье.
2. При экспертном опросе – мнение специалистов, специализирующихся на производстве и продаже металлических кровельных материалов.
3. При анализе вторичной информации – данные госстатистики, информационные сайты.
4. При анализе экономических процессов в УР – статьи в журналах о прогнозах экономического развития УР на 2009-2011 г.
Предмет исследования –та часть объекта или его свойства, которая задействована в появлении проблемной ситуации. В данном исследовании предметом исследования выступают характеристики и предпочтения по отношению к металлическим кровельным материалам.
Определение исследуемой совокупности:
Метод – массовый выборочный опрос.
Объект исследования – лица, проживающие в собственных домах, с доходом свыше 15926 руб. на человека.
Элементы совокупности:
1) генеральная совокупность – количество населения г. Ижевска, проживающего в собственных домах, с доходом свыше 15926 руб. на человека.
2) выборочная совокупность – лица, проживающие в собственных домах, с доходом свыше 15926 руб. на человека.
Единица совокупности – домовладельцы.
Размеры и структура совокупности.
Генеральная совокупность:
Размер совокупности – 2059 человек, так как единицей совокупности являются лица, проживающие в частных домах в г. Ижевске УР, с доходом свыше 15926 руб. на человека. Общая численность населения г. Ижевска - 615700 чел., численность населения с доходом выше 15926 руб. на человека – 1,25% (7696 чел.), при этом в частных домах проживает 27% этого числа. [10]
Структура генеральной и выборочной совокупности рассчитана на основе данных по стратификации населения г.Ижевска и представлена в Таблицах 1.3 и 1.4 соответственно.
Таблица 1.3 – Структура генеральной совокупности
Район проживания | Октябрьский | Устиновский | Ленинский | Индустриальный | Первомайский | Всего |
Тип жилья | ||||||
Собственный дом с приусадебным участком | ||||||
Собственный дом за городом (коттедж) | ||||||
Всего |
Выборочная совокупность: размер определяется выборкой по формуле (3):
(3)
= 335 человек
где n – размер выборочной совокупности;
t – коэффициент доверия;
σ – выборочная дисперсия;
∆ - предельная, задаваемая ошибка выборки;
N - величина генеральной совокупности.
Таблица 1.4 – Структура выборочной совокупности
Район проживания | Октябрьский | Устиновский | Ленинский | Индустриальный | Первомайский | Всего |
Тип жилья | ||||||
Собственный дом с приусадебным участком | ||||||
Собственный дом за городом (коттедж) | ||||||
Всего |
Так как выборочная совокупность довольно велика, необходимо охарактеризовать и разведывательную совокупность. Она будет равна 10% от выборочной (34 человека).
Характеристика разведывательной совокупности представлена в Таблице 1.5.
Таблица 1.5 – Структура разведывательной совокупности
Район проживания | Октябрьский | Устиновский | Ленинский | Индустриальный | Первомайский | Всего |
Тип жилья | ||||||
Собственный дом с приусадебным участком | ||||||
Собственный дом за городом (коттедж) | ||||||
Всего |