Факторы формирования ассортимента.

ОБЩИЕ: потребительскийспрос и рентабельность предприятия

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ: сырьевая и материально-техническая база производства, достижения НТП, специализация торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, МТБ торговой организации.

Нормативно-техническая база, регламентирующая ассортимент товаров

  1. Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента , устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий ( ГОСТ, ТУ, ОСТ, СТП)
  2. Каталоги и прейскуранты, составляемые фирмами-производителями или оптовыми торговыми организациями .

Работа в аудитории

Задание:

Студент самостоятельно:

- изучает методические рекомендации по проведению практической работы;

- выполняет практическое задание;

- отвечает на контрольные вопросы;

- оформляет отчет.

Содержание отчета:

1.Номер ПР

2.Название ПР

3.Цели работы

4. Анализ ассортиментной политики выбранной торговой организации; План по совершенствованию ассортимента.

Задание 1. Сделайте анализ ассортимента торговой организации.

Предприятие:______________________________________________________

Задачи, решаемые в области ассортиментной политики ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные направления предприятия в области совершенствования ассортимента:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы, которые оказывают влияние на формирование ассортимента данного предприятия:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Разработайте квартальный план-предложение по совершенствованию ассортимента в торговой организации. Оформите план в виде таблицы ( форма произвольная).

Контрольные вопросы:

1.Основополагающие элементы ассортиментной политики?

Практические работы №5, 6, 7

Тема: Показатели качества товаров

Цель:

- Изучить показатели качества товаров и практику их регламентации в стандартах

Материальное обеспечение:

1.Конспекты лекций по «Теоретическим основам товароведения»

2.ГОСТ 24886-81 "Промышленные товары народного потребления. Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества".

3.Наборы стандартов на различные виды продукции.

4.Закон о защите прав потребителя.

5.Правила продаж отдельных видов товаров.

6.Образцы швейных изделий.

Предварительная подготовка

Ознакомиться с теоретическими сведениями.

Свойства товаров характеризуются соответствующими показателя­ми, по совокупности которых определяется уровень качества товара в це­лом Показатели качества товаров - это количественные характеристики свойств, определяющих качество товара применительно к конкретным условиям его производства и эксплуатации или потребления, те показа­тели качества характеризуют степень пригодности товара удовлетворить определенные потребности.

Показатели качества товаров делятся на группы по следующим признакам: количеству характеризуемых свойств, способу выражения, методу определения, стадии определения, области применения, примене­нию для оценки уровня качества.

По количеству характеризуемых свойств показатели качества бы­вают единичными и комплексными.

Единичные показатели качества товара характеризуют только одно из ее свойств, например, стойкость запаха духов, пористость хлеба.

Комплексный показатель качества товара характеризует несколько его свойств Он может относиться как ко всей совокупности свойств, со­ставляющих качество, так и к определенной группе их. В последнем слу­чае он называется групповым комплексным показателем

По способу выражения различают показатели качества, выра­женные в баллах или в натуральных единицах (километрах, часах и т.д.) Иногда они могут быть и безразмерными.

По методу определения показатели качества бывают определяемые органолептическим методом, социологическим, экспертным и др.

По стадии определения показатели качества делят на проектные, производственные и эксплуатационные.

По области применения различают показатели, применимые к еди­нице продукции, к совокупности единиц однородной продукции к со­вокупности единиц разнородной продукции.

По применению для оценки уровня качества показатели бывают ба­зовыми и относительными. Различают также показатели обобщающие, определяющие, прямые, косвенные, интегральные и др.

Показатель, по которому оценивают качество продукции, называют определяющим.

Простые показатели качества непосредственно связаны с потреби­тельскими свойствами товаров, а косвенные показатели качества товаров - со свойствами, зависящими от ряда факторов.

Относительный показатель качества характеризует отношение показателя качества конкретного товара к соответствующему базовому показателю эталона. Эти показатели выражают в отвлеченных числах или в процентах.

Интегральный показатель качества продукции (И) есть отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления про­дукции (Э) к суммарным затратам на ее создание (Зс) и эксплуатацию или потребление (Зэ). Его вычисляют по формуле:

И = Э / (Зс + Зэ), (1)

Базовый показатель характеризует качество продукции, принятое при сравнительных оценках за образец пли эталон.

Работа в аудитории

Задание:

Студент самостоятельно:

- изучает методические рекомендации по проведению практической работы;

- выполняет практическое задание;

- отвечает на контрольные вопросы;

- оформляет отчет.

Содержание отчета:

1.Номер ПР

2.Название ПР

3.Цели работы

4. Выполнены задания с 1 по 13; Оформлены таблицы 1, 3,4, 5, 6, 7.

Задание 1. Изучить ГОСТ 24886-81 "Промышленные товары народного потребления. Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества".

Кратко в тетради оформить результаты изучения основных положе­ний стандарта.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.По двум стандартам системы "Система показателей качества про­дукции" выявить основные показатели.

Результаты записать по следующей форме:

Таблица 1. Основные показатели продукции

Вид продукции Наименование и обозначение стандарта Перечень основных показателей Характеризуемые потребительские свойства
       
       
       
       
       
       

Задание 3. Определить комплексным показатель подкладочной ткани по сле­дующим данным:

Таблица 2. Показатели тканей

Наименование показателя величина показателя Базовый показатель Коэффициент весомос­ти
Разрывная нагрузка, даН
но основе 0,10
по утку 0,10
Усадка после стирки, %
по основе 4,7 0,15
по утку 1,5 0,15
Прочность к воздействию, баллы
Пота 3,5 4,0 0,10
Мыла 3,5 4,0 0,10
Воды 4,0 4,0 0,10
Колористическое оформление, бал­лы 3,0 3,0 0,10
отделка ткани, баллы 3,0 4,0 0,07
структура, баллы 4,0 4,0 0,03

Комплексный показатель может быть выражен: главным показателем, отражающим основное значение продукции, интегральным показа­телем; средним взвешенным показателем. Поскольку трудно определить главный и интегральный показатели используют в основном средние взвешенные показатели.

Комплексный показатель качества (N) чаще всего рассчитывается по формуле средней взвешенной арифметической:

N = ∑mi·qi , (2)

где

mi – коэффициент весомости,

qi – относительный показатель.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Ознакомиться с единичными и комплексными показателями качества продовольственных товаров. Выписать примеры из стандартов в таблицу.

Таблица 3. Показатели качества продовольственных товаров

Вид продук­ции Наименование и обозначение стандарта Единичные показатели Комплексные показа­тели
       
       
       
       

Задание 5. Ознакомиться с показателями безопасности продовольственных то­варов. Выписать примеры из стандартов в таблицу:

Таблица 4. Показатели безопасности продовольственных товаров

Виды продукции Наименование и обозначение стандарта Показатели безопасности Порядок нормирования
       
       
       
       

Задание 6.Изучите теоретические сведения.

Фальсификация - действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

В широком смысле фальсификация может рассматриваться как дей­ствия, направленные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств.

Понятие "фальсифицированные товары" иногда путают с понятия­ми "товары-заменители" и "дефектные товары".

Заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицирован­ным, если на маркировке или в товарно - сопроводительных документах указано их подлинное наименование, а цена соответствует их качеству и происхождению.

При фальсификации обычно подвернется подделке одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько ви­дов фальсификации: ассортиментная, качественная, количе­ственная, стоимостная, информационная.

Для каждого вида фальсификации характерны свои способы под­делки товара. При ассортиментной фальсификации подделка осу­ществляется путем полной пли частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

- Способы ассортиментной фальсификации:

•частичная замена продута водой;

•добавление в продукт низко ценного заменителя, цитирующего натуральный продукт,

•замена натуральною продукта имитатором.

Качественная фальсификация - подделка товаров с помощью добавок, непредусмотренных рецептурой, для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств ил! замена товара высшей градации качества низшей.

Способы качественной фальсификации:

использование добавок, имитирующих улучшение качества;

пересортица.

В зависимости от степени вреда, наносимого фальсифицировании продуктом, различают две разновидности качественной фальсификации безопасная для жизни и здоровья потребителя; опасная.

Количественная фальсификация - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара \массы, объема, длины и т.п., превышающих предельно допустимые нормы отклонений. В практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером.

Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цепе товаров больших размеров.

Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. При фальсификации информации о товаре довольно часто искажаются или указываются еле дующие данные: наименование товара; страна происхождения товара фирма-изготовитель товара; количество товара. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке, рекламе. В последнее время очень распространенным видом фальсификации документов стала подделка сертификатов.

Наряду с указанной выше классификацией видов и способов фальсификации можно выявить еще две группы способов фальсификации зависимости от места ее осуществления: технологическая и предреализационная.

Технологическая фальсификация - подделка товаров в процесс технологического цикла производств.

Предреализационная фальсификация - подделка товаров при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю. Для определения фальсификации товаров могут применяться две группы методов: органолептические и измерительные (см. тему 4).

Дефект - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Существуют следующие виды дефектов: явный, скрытый, критический, значительный, малозначительный, устранимый, неустранимый. Дефектным считается изделие, имеющее хотя бы один де­фект.

Уровень дефектности показывает содержание дефектных единиц партии продукции или число дефектов, приходящихся на 100 единиц продукции, и рассчитывается по формуле:

Уд = число дефектов/число проверенных единиц продукции∙100%

Задание 7. Ознакомиться со статьями 5, 11, 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Задание 8. Ознакомиться с методом обнаружения фальсификации молока пу­тем разбавления водой метод определения плотности ГOCT 13277-79.

Задание 9. Ознакомиться с методами обнаружения фальсификации крупы, свя­занной с пересортицей ГOCT 6292-93.

Задание 10. По "Правилам продажи отдельных видов продовольственных и не­продовольственных товаров" ознакомиться с методикой измерений тка­ней (для предупреждения количественной фальсификации).

Задание 11. Изучить термины и определения дефектов швейных изделий по

ГОСТ 24103-80* Изделия швейные. Термины и определения дефектов.

Оформить результаты в виде таблицы.

Таблица 5. Дефекты швейных изделий

Наименование дефектов Определение
     
     
     
     
     
     
     
     

Задание 12. Рассмотреть предложенные образцы швейных изделий с дефектами. Сделать выводы, результаты оформить.

Таблица 6.

Наименование изделий   Наличие дефектов
допустимых недопустимых
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Задание 13. Ознакомиться с видами дефектов, степени и опасности потребителей. Выписать примеры из стандартов, предложенных преподавателем. Результаты оформить в виде таблицы.

Таблица 7. Характеристика дефектов потребительских товаров

№ и наименование стандарта   Дефекты
Допустимые Недопустимые
   
     
   
     
   
     
   
     

Контрольные вопросы

1.Что такое фальсификация?

2.В чем отличие фальсифицированных товаров?

3.Перечислите основные виды и способы фальсификации?

4.Какие изделия считаются дефектными?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №8.

Тема: Показатели качества товаров

Цель:

- Научиться оценке качества товара и определять товарный сорт продукции.

Материальное обеспечение:

1.Конспекты лекций по «Теоретическим основам товароведения»

2. Наборы стандартов на различные виды продукции.

Работа в аудитории

Задание:

Студент самостоятельно:

- изучает методические рекомендации по проведению практической работы;

- выполняет практическое задание;

- отвечает на контрольные вопросы;

- оформляет отчет.

Содержание отчета:

1.Номер ПР

2.Название ПР

3.Цели работы

4.Решение ситуационных задач с 1 по 7.

Задание 1.

Решить ситуацию, пользуясь ГОСТ.

Сколько начинки должно быть в 2,6 кг завернутой карамели «Раковой шейки» при количестве 95 штук и 150 штук. В 1 кг,и в 3,7 кг^ карамели «Зубровка в сахаре» при 180, 250 и 310 шт. в 1 кг?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 2.Установлено, что в ящике с карамелью весом 15 кг вес крошки и разбитой карамели составляет 1,3 кг. Соответствует ли содержание крошки и разбитой карамели установленным нормам по стандарту?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 3. На яйцебазу прибыло 20 ящиков яиц от райпотребсоюза. Сколько надо вскрыть ящиков и отобрать яиц для проверки их качества?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.При проверке качества свежих яиц 1 категории в количестве 50 ящиков по 720 штук в отобранном среднем образце оказалось:

- яиц II категории 10 шт.; /

- с присушкой-6 штук;

- с туманом -2 штуки;

- боя- 2 штуки.

Соответствуют ли отклонения в качестве установленным по стандарту нормам?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 5.На разрезе любительской колбасы имеется 15 кусочков шпика , из них 4 кусочка желтые. Дайте заключение о качестве колбасы. Определите сорт колбасы.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 6.На разрезе колбас «Докторской» и «Чайной» обнаружено два жировых и бульонных стека длиной 3,5 см. Дайте заключение о сорте и качестве.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 7.Дайте заключение о качестве партии сарделек весом 100 кг, если обнаружены слипы длиной % поверхности батона у 7 кг длиной !/2 части батона у 2 кг сарделек.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1.Какими разделами нормативных документов вы пользовались, осуществляя расчеты?

2.Можно ли только органолептически оценить качество продукта?

3.Охарактеризуйте измерительный метод оценки качества, его достоинства и недостатки?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практические работы № 9, 10.

Тема: Оценка качества продукции.

Цель:

- Научиться оформлять сопроводительные документы, оценивать качество, опираясь на информацию в сопроводительных документах;

- Расшифровывать данные содержащиеся в сертификатах качества;

- Научиться читать информационные знаки, наносимые на упаковку и тару.

Материальное обеспечение:

1.Конспекты лекций по «Теоретическим основам товароведения»

2. Бланки документов: накладной, товарно-транспортной накладной, счет-фактуры.

3.Бланки удостоверений качества, сертификатов качества, ветеринарных свидетельств.

Работа в аудитории

Задание:

Студент самостоятельно:

- изучает методические рекомендации по проведению практической работы;

- выполняет практическое задание;

- отвечает на контрольные вопросы;

- оформляет отчет.

Содержание отчета:

1.Номер ПР

2.Название ПР

3.Цели работы

4. Оформленные бланки накладной и счет-фактуры

5. Оформленная таблица №1 и №2.

Предварительная подготовка

Ознакомиться с теоретическими сведениями.

Сопроводительные документы – документы, которыми оформляют движение товаров от поставщика к потребителю. Эти документы предусмотрены условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов.

Накладная– документ, в соответствии с которым происходит передача товаров. Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным документом. Выписывает накладную материально-ответственное лицо, когда отпускает товары со склада или принимает их.

Товарная накладная (форма ТРОГ-12) – документ, который выписывает организация при продаже товаров, даже если торговля не является основным видом ее деятельности. Согласно п.3 ст.38 НК РФ товар – это любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Товарная накладная составляется в двух экземплярах. 1-й остается у организации-продавца. Кладовщик отпускает товары со склада на основании накладной и доверенности, выписанной на имя получателя. Товарная накладная является для организации-продавца основанием для списания себестоимости проданных товаров. Второй экземпляр передается покупателю и является основанием для принятия к учету этих ценностей.

Товарно-транспортная накладная (ТТН) –основной документ, регламентирующий отношения грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя. Она заменяет обычную расходную накладную. Выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей перевозимых товаров к ним могут прилагаться другие документы, следующие с грузом. Товарно-транспортная накладная служит для расчетов с транспортной конторой за перевозку грузов. В товарном разделе указывают: - через кого отпущен товар; - номер и дату доверенности; - сведения о товаре и таре, подписи лиц, кто отпустил и получил груз. В транспортном разделе указывают: - сроки доставки груза; - наименование автопредприятия; - номер автомашины, ФИО водителя, ФИО заказчика; - вид перевозки; - пункт погрузки-выгрузки; - сведения о грузе, погрузочно-разгрузочных работах.

ТТН выписывают в 4-х экземплярах: 1-й – грузоотправителю, 2-й – грузополучателю, 3-й и 4-й – автопредприятию. Материально-ответственные лица несут, подписавшие накладную, несут ответственность за недооформление необходимых реквизитов.

Счет-фактура– является приходным товарным документом и служит основанием для оплаты поступившего товара. По счет-фактуре получают товары от поставщика. В ней содержаться подробные сведения о товаре, его количестве и стоимости. Счет-фактуру выписывают наряду с другими товарами, подтверждающими отгрузку товара ( накладная). Это важный документ, который используется при расчете налога на добавленную стоимость(НДС).Счет-фактуру оформляют в двух экземплярах: 1-й передают покупателю(заказчику), второй остается в бухгалтерии. Составить и передать счет-фактуру покупателю необходимо в течении 5 дней с даты отгрузки товара. Согласно пп.5 – 7 ст.169 НК РФ в счете-фактуре обязательно должны быть указаны: 1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес , ИНН налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителе и грузополучателя;

4) номер платежного документа в случае получения авансовых или иных платежей;

5) наименование поставляемых товаров;

6) количество поставляемых товаров;

7) цена за единицу измерения;

8) стоимость товаров за все количество;

9) сумма акциза ( при продаже подакцизных товаров);

10) налоговая ставка НДС;

11) сумма НДС, исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых товаров, с учетом НДС;

13) страна происхождения товара;

14) номер грузовой таможенной декларации.

Счет-фактуру подписывает руководитель и главный бухгалтер организации либо иные лица, уполномоченные на то приказом по предприятию.

Задание 1. Оформить бланки сопроводительных документов.

Задание 2. Ознакомиться с теоретическими сведениями.

Сертификат качества продукции - в самом названии этого типа сертификатов ясно, для чего он - для подтверждения качества. Такой документ как сертификат качества подтверждает тот факт, что данная продукция или товар безопасны для жизни и здоровья потребителя. Он выдается на специальном бланке. Ну и как становится понятно, сертификация качества – это установленная форма подтверждения соответствия продукции требованиям определенным стандартам. Недавно сертификат соответствия разрешили заменить декларацией на некоторые группы товаров. То есть, вместо сертификата выдается декларация, заверенная гербовой печатью органа по сертификации.

Нужно понимать, что сертификат качества - это общее название, которое может объединять в себе несколько типов сертификатов. Например, сертификат соответствия ГОСТ Р или сертификат пожарной безопасности. Сертификация качества может проводится только аккредитованным органом по сертификации. Сертификат, выданный органом по сертификации имеет регистрационный номер бланка. Подделка сертификата качества карается лишением свободы и попадает под действие уголовного кодекса РФ, в частности под статью о подделке документов. Не рекомендуется также смотреть сквозь пальцы на оформление сертификата качества продукции с нарушением порядка этого самого оформления. Вот перечень аналогичных названий сертификата безопасности: сертификаты соответствия, сертификаты качества, таможенный сертификат. Все это синонимы, то есть, когда Вы слышите одно из перечисленных названий - речь идет об одном документе -сертификате соответствия.

Задание 3.

По предложенному сертификату соответствия проверьте все реквизиты на правильность оформление и полноту содержания и оформите таблицу1.

Таблица 1.

Должно содержаться в сертификате   Фактическое содержание сертификата
1. Номер и дата протокола, проведенных испытаний  
2.Контактные данные органа по сертификации  
3.Наименование вида продукции с характеристиками  
4.Маркировка знаком соответствия национальным стандартам  
5. Наименование и местонахождение заявителя  
6. Наименование и местонахождение изготовителя продукции  
7. Наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация  
8.Срок действия сертификата    

На заметку.

Наши рекомендации