Определение предложения и его величина
Покупатели — лишь одна сторона рынка. На другой его стороне те, кто призван удовлетворить спрос, — многочисленные производители и продавцы продукции. Их действия формируют предложение, под которым понимается количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от цен на данные товары (услуги).
Величина предложения определяется уровнем цены. Составить шкалу предложения.
Зависимость величины предложения от цены
Таблица показывает, что повышение цены сопровождается ростом величины предложения.
ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ — то количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время.
Кривая предложения и закон предложения
Зависимость между ценой и объемом предложения можно изобразить графически.
Кривая предложения имеет, в отличие от кривой спроса, положительный наклон.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ гласит: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги).
Объяснение закона предложения:
Когда цена на товар растет, производители, заинтересованные в увеличении прибыли, начнут расширять свое производство. Кроме того, в отрасль, где растут цены, устремятся и предприниматели из других отраслей, изымая свои капиталы из менее прибыльного дела.
Факторы, влияющие на предложение
В реальной жизни предложение изменяется не только под влиянием цены товара. Существует ряд факторов, которые не связаны с изменением цены товара. Рассмотрим их.
1. Цены на ресурсы.
2. Изменение в технологии производства. Если ручной труд заменить машинами, произойдет увеличение производительности труда и предложение товара вырастет.
3. Налоги и дотации. Производители рассматривают увеличение налогов как рост издержек производства. Дотации — это «издержки наоборот».
4. Цены на другие товары.
5. Ожидания изменения цен.
6. Рост числа производителей.
Рыночное равновесие
Чтобы ответить на вопрос, какая цена установится на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, сведем в единую таблицу шкалу спроса и предложения.
Таблица Спрос, предложение и рыночная цена
Лишь при цене 25 р. не будет ни излишка, ни дефицита.
При этой цене количество товара, которое вынесут на рынок продавцы, будет равно тому количеству, которое покупатели желают и могут купить.
Таким образом, при цене в 25 р. будет достигнуто равновесие спроса и предложения. Эту цену называют равновесной ценой.
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА — цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.
Ценовая эластичность спроса
Мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванная изменением цены этого товара или услуги, называется ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА ПО ЦЕНЕ, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на тот или иной товар при изменении его цены на 1%.
Спрос эластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1%.
Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%. Проиллюстрируем эластичность спроса по цене с помощью кривых спроса.