Вопрос 51. Специфика маркетинга туристических услуг.

Рынок услуг туризма представляет собой часть потребительского рынка, посредством которого устанавливаются взаимоотношения между компаниями, работающими в сфере туризма и их потенциальными клиентами. Стремления таких компаний повысить собственную конкурентоспособность, побуждает их к изучению и анализу рынка. В современной практике для этого используются различные приемы и методы, среди которых маркетингу отводится особое место.

Специфика маркетинга туристских услуг определяется особенностями рынка и характерными чертами самих услуг.

Методология маркетинга включает:

• анализ рыночных возможностей: призван продемонстрировать степень вовлеченности туристских ресурсов в экономический оборот, оценить производство и потребление туристских услуг, охарактеризо- вать состояние туристской индустрии в целом. Кроме этого, на макро- уровне решаются задачи по согласованию спроса и предложения, а на микроуровне – анализируются сильные и слабые стороны конкурентных позиций фирмы и определяются направления деятельности, способные принести наибольшую выгоду;

• сегментацию рынка: осуществляется по географическому, соци- ально-демографическому (разделение туристов по полу и возрасту, по уровню образования, по семейному и доходному положениям и т.д.), психографическому (образ жизни людей) и другим признакам;

• позиционирование на рынке (по конкурентным преимуществам фирмы и предоставляемым ею туристским услугам);

• разработку и реализацию мероприятий по усилению сбалансированности между спросом и предложением, по созданию собственного имиджа, по продвижению своих услуг на рынок, и многое другое.

Более полная адаптация к рыночной конъюнктуре нередко требует модификации предлагаемого на рынке туристского продукта, уточнения ценовой политики, проведения локальных рекламных мероприятий, поиска путей сокращения риска, применения новых технологий организации сервиса [20, с.78-80].

Анализ внешней среды позволяет определить внешние по отношению к организации факторы, с целью определения возможностей и угроз.

Ф. Котлер подразделяет ее на макросреду и рыночную микросреду.

Маркетинговая микросреда включает в себя совокупность субъектов и факторов, непосредственно оказывающих воздействие на предприятие в плане удовлетворения потребностей своих клиентов. К ней относятся: само предприятие, посредники, поставщики, конкуренты, банки и т.д.

Под макросредой маркетинга понимается совокупность неконтролируемых факторов, которые воздействуют на все субъекты рыночной среды, рассматриваются в качестве условий деятельности и включают:

o политические (стабильность политической обстановки, защита государственных интересов предпринимателей);

o социально-экономические (жизненный уровень и покупательная способность населения, демографические, инфляционные процессы и др.);

o правовые (законодательная система, в т.ч. нормативные документы и законодательные акты по защите окружающей среды и прав потребителей);

o научно-технические (дают преимущества предприятиям, при- меняющим в своей практике достижения научно-технического прогресса);

o культурные (культурные традиции, мода и т.д.);

o природные факторы (наличие природных ресурсов и состояние

окружающей среды).

Полномасштабные исследования и анализ рынка влечет за собой временные и финансовые затраты, поэтому в должном объеме они дос- тупны далеко не каждому предприятию.

После определения собственного положения на рынке, положения конкурентов и потребителей, формируются цели деятельности и методы их достижения.

По результатам всех проведенных исследований, формируется конъюнктура рынка, знание которой, наряду с прогнозом его дальнейшего развития, позволяет оценить возможности, угрозы и негативные

воздействия, исходящие от рынка. Иначе говоря, дается объективная оценка сильных и слабых сторон деятельности туристской организации.

Анализ конъюнктуры рынка позволяет выбрать маркетинговую стратегию развития туристской компании

можно выделить следующие особенности туристического маркетинга.

1. Для М* в туризме в меньшей степени важна задача стимулирования спроса. Спрос на туруслуги постоянно растет. Для туристического М* более важной является задача «направить спрос» в нужное русло. Не стимулирование спроса, а управлением спросом.

2. Большое значение приобретает достоверная информационная политика в отношении клиента, особенно на этапе продажи услуг, а также тщательность к разработке турпродукта.

· Высока степень достоверности информации о турпродукте.

3. Учитывая особую роль субъективного фактора в процессе покупки именно туруслуг, турфирмам следует большое внимание уделять защите прав клиента – потребителя туруслуг.

· Защита прав потребителя.

4. Влияние фактора сезонности обуславливает необходимость диверсификации туруслуг или особого внимания к маркетинговым мероприятиям межсезонный период, что бы сделать фирму менее зависимой от временного фактора.

· Особая роль маркетинга в межсезонный период (диверсификация)

5. В процессе управления маркетингом следует учесть большей мере, чем в других отраслях, не только материальные аспекты, но и психологии и доховно-эмоциональное состояние и особенности потребителя.

· Центральная роль психологическо-поведенческих и социальных особенностей потребителя.

6. В силу того, что турпродукт представляет собой, как правило сложный комплекс материальных и идеальных компонентов, большое значение для достижения оптимального конечного эффекта маркетинговых мероприятий имеет координация маркетинга всех участников производства туруслуг, государственных органов по регулированию туризма, общественных объединений.

· Координация маркетинга участников рынка туруслуг.


Наши рекомендации