Анализ информации. Критерии и методы.
Применяемые в ходе аналитических исследований методы анализа информации делятся на три группы:
1. общенаучные (качественные) методы;
2. количественные методы;
3. частнонаучные методы.
Основные методы анализа, относящиеся к первой группе, включают метод выдвижения гипотез, метод интуиции, метод наблюдения, метод сравнения, метод эксперимента.
Из количественных методов наиболее распространен метод статистических исследований.
К третьей группе относятся методы письменного и устного опроса, метод индивидуальной беседы и метод экспертной оценки. Метод выдвижения гипотез состоит в процедуре отделения известного от неизвестного и вычленения в неизвестном отдельных, наиболее важных элементов и фактов (событий).
Метод интуиции заключается в использовании аналитиком своей способности к непосредственному постижению истины (достижению требуемого результата) без предварительного логического рассуждения. Во многом этот метод основывается наличном опыте аналитика.
Метод наблюдения заключается в непосредственном исследовании (обследовании) конкретного объекта (источника информации, события, действия, факта), в самостоятельном описании аналитиком каких-либо фактов (событий, процессов), а также их логических связей в течение определенного времени.
Цель метода сравнения состоит в более глубоком изучении процессов (событий), происходящих на предприятии и имеющих отношение к вопросам защиты охраняемой информации. Сравниваются различные факторы, обусловливающие причины и обстоятельства, приводящие к утечке конфиденциальной информации или к возникновению предпосылок к ее утечке. При использовании метода сравнения в обязательном порядке соблюдаются следующие основные условия: сравниваемые объекты (действия, явления, события) должны быть сопоставимы по своим качественным особенностям; сравнение должно определить не только элементы сходства, но и элементы различия между исследуемыми объектами.
Метод эксперимента используется для проверки результатов деятельности по конкретному направлению защиты информации или для поиска новых решений, совершенствования системы ее защиты.
Роль количественных методов анализа заключается в информационном, статистическом обеспечении качественных методов. Наиболее характерен метод статистических исследований, который заключается в проведении количественного анализа отдельных сторон исследуемого явления (факта, события).
В ходе этого анализа накапливаются цифровые данные о состоянии и динамике нарушений режима конфиденциальности (секретности) в ходе проводимых работ, об эффективности решения службой безопасности (режимно-секретным подразделением) задач по их недопущению, о тенденциях развития ситуации в области информационной безопасности и т.д.
Методы письменного и устного опроса заключаются в получении путем анкетирования (или иным способом) необходимой информации от сотрудников предприятия, руководителей подразделений, а также лиц, допускающих нарушения установленного режима секретности (конфиденциальности информации). При этом в анкете указываются несколько возможных вариантов ответов на каждый поставленный вопрос.
Метод индивидуальной беседы отличает от метода письменного и устного опроса необходимость личного общения с сотрудником предприятия. Использование этого метода позволяет в динамично развивающейся беседе получить конкретную информацию в зависимости от целей аналитического исследования.
Метод экспертной оценки включает учет и анализ различных мнений по определенному кругу вопросов, излагаемых специалистами в той или иной области деятельности предприятия, связанной с конфиденциальной информацией.
Выбор конкретных методов анализа при проведении аналитических исследований в области защиты конфиденциальной информации зависит от целей и задач исследований, а также от специфики деятельности предприятия, состава и структуры службы безопасности и ее аналитического подразделения.
Критерии анализа информации
Информационная ценность контента (содержательной части) web-ресурса – важнейший фактор продвижения сайта в Интернете.
Есть народная пословица «Хороший товар продает себя сам»! Web-сайт – это прежде всего информационный продукт. Поэтому к планированию и формированию контента надо отнестись самым внимательным образом. В этом Вам поможет наша система критериев анализа информации.
Основные критерии анализа информации:
1. Презентабельность (дизайн и внешний облик)
• Привлекательность заголовка, подзаголовка, иллюстрации.
• Соблюдение стиля написания и оформления статьи, страницы, материала.
2. Достоверность
• Надежность источников и каналов передачи информации.
• Правильность ее обработки, трактовки, передачи.
3. Объективность информации
• Независимость от субъективного мнения.
• Неискаженность информации.
4. Полнота информации
• Достаточность данных для принятия решений.
• Достаточность охвата и глубины информации (временной, территориальный, отраслевой, тематический и др. срезы).
5. Актуальность (реальные сведения в нужный момент времени)
• Свежесть и новизна.
• Обновленность, периодичность.
6. Целенаправленность
• Соответствие генеральной цели ресурса.
• Сфокусированность и специфичность информации.
7. Простота
• Краткость и неизбыточность (отсутствие лишней и второстепенной информации).
• Понятность, доступность, легкость восприятия.
8. Однозначность
• Четкость, недвусмысленность.
• Невозможность другого понимания.
9. Сопоставимость
• Информационное единство (величины, периоды сопоставления) .
• Соблюдение принципа сопоставимости объектов исследования и единиц наблюдения.
10. Наглядность
• Визуализация, иллюстрированность (рисунки, фотографии).
• Возможности для лучшего сравнения (графики, диаграммы).
11. Преемственность
• Возможность сравнивать информацию, полученную в разные периоды времени.
• Возможность сравнивать информацию, полученную на разных территориальных срезах.
12. Правомерность (право публиковать информацию на сайте)
• Не нарушаем ли мы чьи-либо авторские права?
• Ссылаемся ли мы на источник информации?
• Не нужна ли лицензия для публикации этих материалов (например, изменений в законодательстве)?
13. Целесообразность (эффективность размещения информации)
• Каких финансовых и трудовых затрат будет стоить сбор и обработка этой информации для размещения на сайте?
• Какой ожидается возможный эффект или отдача от размещения информации?
• Сопоставимы ли затраты на размещения информации и отдача от ее размещения?
14. Доступность информации
• Возможность получить нужную информацию.
• Степень доступности информации.
15. Ценность (кто будет за нее платить или загружать сайт для ее получения
• Спрос на данную информацию.
• Реальная (истинная) полезность информации.
Учет вышеперечисленных критериев при оценке статей, материалов, аналитики, размещаемых на сайте, поможет Вам комплексно подойти к формированию контента Вашего web-ресурса и управлению его информационной ценностью. Подвергая информацию оценке по данным критериям, можно значительно улучшить качество содержательной части web-ресурса и привлечь постоянных посетителей.