Роль статистики в анализе рыночных процессов и явлений.
Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за пределами РФ. Предмет статистики рынка товаров и услуг - массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке.
Статистика рынка товаров и услуг изучает рыночные отношения, проявляющиеся в первую очередь в форме множества актов
купли-продажи. В рыночные отношения вступают между собой субъекты рынка- продавцы (владельцы товара) и покупатели (владельцы денег). Объектом их отношений является товар (продукт или услуга), права собственности на который уступаются продавцом покупателю. Итогом их отношений становится сделка, целью которой для продавца является прибыль, а для покупателя - удовлетворение потребностей. Рыночный механизм, главными инструментами которого являются цены и конкуренция, устанавливает пропорции спроса и предложения, определяет формы поиска рыночных партнеров.
Сущность и характер функций рынка, его роль в развитии рыночной экономики в целом, его влияние на социальные условия и процессы определяют задачи статистического изучения рынка товаров и услуг. Общая задача статистики рынка заключается в изучении закономерностей развития рынка, выявлении и моделировании его внутренних и внешних взаимосвязей и на этой основе прогнозировании его дальнейшего развития. Функциональные задачи статистики рынка товаров и услуг могут быть представлены в следующем порядке:
1. сбор и обработка статистической информации
2. оценка и анализ конъюнктуры (создавшегося положения) рынка;
3. характеристика структуры рынка;
4. оценка и анализ тенденций рынка;
5. региональный анализ рынка;
Реализация поставленных задач позволит всесторонне отразить и проанализировать основные рыночные процессы и явления, определить и спрогнозировать перспективные направления развития рынка исходя из критериев экономической и социальной эффективности. Исходной задачей статистики рынка товаров и услуг является формирование информационной базы.
Определенной информацией, которая необходима коммерческим структурам для оценки ситуации на рынке товаров и услуг, располагает только государственная статистика. К такой информации относится:
- информация о состоянии рынка в целом;
- информация об уровне цен по территориям;
- демографическая информация;
- информация о доходах и расходах населения.
10. Основные разделы плана маркетингового исследования и способы сбора первичных данных.
Маркетинговое исследование включает несколько основных этапов:
1. определение проблемы и постановка цели исследования (хорошо определенная проблема — наполовину решенная проблема)
2. проведение предварительного исследования и формулирование гипотез (Проведение предварительного исследования необходимо для определения причины выявленной проблемы компании. Оно ведется путем обсуждения проблемы с информированными источниками в самой компании и за ее пределами, а также путем использования других доступных источников информации. Так, например, предварительное исследование проблемы эффективности маркетингового комплекса может начаться с обсуждения проблем службы продаж, сервиса, менеджеров по работе с клиентами компании)
3. разработка дизайна (плана, схемы) исследования (Для реализации цели маркетингового исследования, поиска решения маркетинговой проблемы или проверки гипотезы разрабатывается модель (или схема, план) исследования. Разрабатывая проект исследования, маркетеры обеспечивают последующее изучение именно того, что они намеревались изучать)
4. анализ вторичной и сбор первичной информации (Сбор вторичной информации по предмету исследования, как правило, предшествует сбору первичной информации. По критериям доступности, стоимости, оперативности получения вторичная информация имеет преимущества перед первичной. Однако неполнота, неполная адекватность задачам анализа, несвоевременность данных являются недостатком вторичной информации. Например, данные переписи населения содержат демографические характеристики жителей, однако не содержат сведений об их марочных предпочтениях)
5. интерпретация данных и презентация результатов исследования (После устранения ошибок сбора данных ответы респондентов категоризуются и кодируются, т. е. каждому варианту ответа приписывается число-оценка. Данные представляются в матричной форме, сводятся в таблицы — табулируются, что делает возможным статистическую обработку результатов. Статистический анализ позволяет описать состояние ответов (найти средние значения и отклонения ответов от средних величин), проверить истинность гипотез, найти связи между переменными анализа, делать прогнозы).
Найдя компромисс или полное согласие обеих сторон по вопросу целей и масштабов исследования, можно сосредоточить свое внимание на технике проведения исследования. При этом составляется формальный план исследования и информируется управляющий (менеджер) обо всех предпринимаемых шагах. Краткий формальный план маркетингового исследования примерно включает: 1. Название проекта. 2. Описание маркетинговой проблемы. 3. Цель и масштабы проекта. 4. Структура. 5. Источники информации и методология.
6. Сроки проведения исследования и требования к персоналу. 7. Расходы на проведение исследования. Маркетинговое исследование нередко приводит к ситуации,
Когда выводы играют позитивную роль, и в этом случае ситуация может быть обозначена следующим кругом дополнительных вопросов и проблем: - не хватает информации чтобы принять маркетинговое решение; - после оценки альтернатив, не известно, какую сторону принять; - внутри организации существует конфликтная ситуация, например в отношении производственной политики, стратегии или целей; - выясняются симптомы проблемы; - предпринимается что-нибудь новое, например в отношении производственной политики, стратегии или целей; - выясняются симптомы проблемы; - предпринимается что-нибудь новое, например, изменяется цена, находятся новые каналы сбыта продукции, придумывается новая упаковка, завоевывается новый рыночный сегмент.
Первичная информация – это информация об объекте исследования, полученная непосредственно от источника (в момент возникновения) в результате специально проведенных для решения конкретных проблем так называемых полевых маркетинговых исследований. Выделяют три основных метода сбора первичной информации, а именно: наблюдение, опрос, эксперимент.
1. Наблюдение - планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения. Формы: прямое или непрямое наблюдение, открытое или скрытое, структурированное или неструктурированное, осуществляемое с помощью человека или механических устройств.
2. Опрос - интервьюирование участников рынка и экспертов. Формы: письменный или устный, структурированный или неструктурированный, однократный или многократный, групповой или индивидуальный.
3. Эксперимент - исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов. Формы: полевые, лабораторные.