Количественные исследования: понятие, проблемы, стадии, концепция сбора данных.
Количественные исследованияобычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных «опросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.
Цель количественных исследований — получение и анализ достоверных данных, подлежащих всесторонней статистической обработке. Количественные исследования позволяют проверить достоверность мнений потребителей, выявленных в ходе качественных исследований. Они проводятся с помощью опросов с использованием методов статистической выборки.
Маркетинговые исследования обычно бывают не сплошными, а выборочными, т.е. опрашивается не вся генеральная совокупность, а только часть ее представителей. Методы статистической выборки обеспечивают представительность, надежность и точность полученных результатов. Это и позволяет иметь достоверные данные, которые можно по-разному статистически интерпретировать.
Представительностьвыборки обеспечивает отражение в ней существенных характеристик генеральной совокупности и измеряется объемом выборки. Надежностьвыборки позволяет утверждать, что при повторе исследований при том же уровне надежности будет получен тот же результат. Точностьвыборки характеризует отклонение полученных результатов (стандартную ошибку) от полученной средней величины.
В маркетинговых исследованиях используются:
· Устные опросыобладают значительными преимуществами, поскольку основаны на личном общении. Они дают высокий уровень возврата анкет. С их помощью можно получить большой объем информации. Вместе с тем устные опросы требуют высоких затрат и специально подготовленных интервьюеров.
· Анкетирование по почте— сравнительно дешевый способ получения информации. Обладая значительным временем, опрашиваемый может ответить на достаточно сложные вопросы, требующие обдумывания. Влияние интервьюера исключается. Существенными недостатками почтовых опросов являются низкий уровень возврата анкет (максимум 10—15%), а также длительный период времени на рассылку и обратное получение заполненных анкет.
· Телефонные интервьюявляются самым дешевым и оперативным способом проведения опросов. Они обладают высокой результативностью (80—90% ответов). Однако такой способ проведения опросов ограничен небольшим количеством задаваемых вопросов. Кроме того, телефонная выборка может оказаться недостаточно представительной (преобладание определенных групп населения).
Во всех случаях контакты с опрашиваемыми устанавливаются на основе специально разработанных анкет. Общие требования к составлению анкеты:
• каждый вопрос должен иметь определенный смысл и предусматривать один ответ;
• вопрос должен быть сразу ясен опрашиваемому;
• вопрос должен быть конкретным и соответствовать опыту и знаниям интервьюируемого;
• отсутствие наводящих вопросов;
• этичность задаваемых вопросов и т.д.
Вопросы могут быть открытыми и закрытыми (т.е. с заранее подготовленными вариантами ответов или без них). Различают также прямые и косвенные вопросы (респондент осознает или не осознает цель вопроса). Наряду с основными могут включаться и контрольные вопросы.
Структура анкеты предусматривает вступление (обращение к опрашиваемому), наличие блоков тематических вопросов, иллюстраций и разъяснений. В зависимости от задач исследования иногда в анкету включаются данные, характеризующие самого опрашиваемого.
Перепись потребления.Серьезную помощь в получении информации о потребителях могут оказать так называемые клиентские базы данных. Как показывает российский опыт, формирование клиентской базы данных можно осуществлять на основе дисконтных карт, при розыгрыше призов, блиц-опросах и т.п. Полученные сведения помогают создавать общественное мнение о компании или бренде, формировать лояльность, развивать ассортимент, прогнозировать продажи, разрешать кризисные ситуации, планировать маркетинговые стратегии.
Быстрое получение маркетинговой информации — одно из важных преимуществ при работе с клиентскими базами данных.
Обработка и анализ данных
Для обработки полученных данных в результате маркетингового исследования используются различные методы количественного и качественного измерения. Количественные измерения и оценки связаны с экономико-статистически ми и экономико-математическими методами обработки данных (трендовый, корреляционный и регрессионный анализ и др.).
Качественные исследования не позволяют получить статистические данные. Они выявляют лишь отношение потребителей к чему-либо (потребительским свойствам нового товара, упаковке и др.); восприятие, основанное на знаниях или эмоциях, предпочтение (например, относительно определенных марок товаров и т.п.). Поэтому способы измерения количественных показателей отличны от количественных измерений. Качественные измерения и оценки основываются на методах одномерного и многомерного шкалирования.
Одномерныеметоды шкалирования используются для «измерений в одном направлении», т.е. когда исследователь заранее знает, на базе каких качественных характеристик проводится сопоставление или дается оценка. Используются следующие шкалы:
• описательные (номинальные шкалы);
• порядковые;
• интервальные (шкалы расстояния);
• относительные (шкалы с начальной точкой).
Оценка качественных данных в этом случае возможна на основе:
• семантического (смыслового) дифференциала (шкала Осгуда);
• суммарных оценок (шкала Лайкерта).
Методы многомерногошкалирования предназначены для измерений полученных показателей по нескольким направлениям для поиска наиболее значимых характеристик (когда они заранее не известны), например, при позиционировании. При этом используются специальные компьютерные программы.
Можно выделить следующие основные этапы маркетингового исследования:
1-й этап Постановка проблемы.
2-й этап Определение целей исследования.
3-й этап Выбор методов проведения исследования.
4-й этап Определение типа требуемой информации и источников ее получения.
5-й этап Процесс получения данных.
6-й этап Обработка и анализ данных.
7-й этап Разработка выводов и рекомендаций.
8-й этап Оформление результатов исследования.