I. Шкала общей интернальности (Ио)

Высокий показатель Ио соответствует высокому УСК над любыми значимыми ситуациями. Такие люди счита­ют, что большинство всяких важных событий в их жизни было результатом их собственных действий и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Низкий показатель — низкий УСК. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

II. Шкала интернальности в области достижений (Ид)
Высокие показатели соответствуют высокому УСК над

эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хоро­шего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом достигать своих целей в будущем.

Низкие показатели — у людей, которые приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятель­ствам: везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

III. Шкала интернальности в области неудач (Ин)
Высокие показатели говорят о развитом чувстве субъ­
ективного контроля по отношению к отрицательным собы­
тиям и ситуациям, что проявляется в склонности обви­
нять себя в неудачах, неприятностях и страданиях.

Низкие показатели — человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

IV. Шкала интернальности в области производствен­
ных отношений (Ип)

Высокие показатели — человек считает свои действия важным фактором в организации собственного производ­ства, в складывающихся отношениях в коллективе, в сво­их продвижениях.

Низкие показатели — склонность приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководст­ву, товарищам по работе, везению — невезению.

V. Шкала интериальности в семейных отношениях (Ис)
Высокие показатели — человек считает себя ответ­
ственным за события семейной жизни.

Низкие показатели — человек считает не себя, а сво­его партнера причиной значимых ситуаций, возникающих в семье.

VI. Шкала интернальности в области межличностных
отношений (Им)

Высокие показатели — человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение, симпатию и т. д.

Низкие показатели — он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен счи­тать себя, свои отношения результатом действия своих партнеров.

VII. Шкала интернальности в отношении здоровья и
болезни (Из)

Высокие показатели у тех, кто считает себя во многом ответственным за свое здоровье. В болезни обвиняет само­го себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.

Низкие показатели — считает здоровье и болезнь ре­зультатом случая и надеется, что выздоровление придет врезультате действия других людей, прежде всего врачей.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Обработку проводят по ключам, суммируя ответы на пункты по столбцам (+) и ответы с обратным знаком (—). Инструкция.

Ответьте на предложенные вопросы «да» (+) или «нет» (—) в зависимости от того, согласны ли вы с данным утверждением, свойственно ли вам то, о чем говорится в утверждении. Вопросы нумеровать необходимо.

Ио Идости-жений Инеудач Ипроизв. Исемья Имеж-лич. отн. Издо-ровье
+ - + - + - + - + - + - + -
       
       
           
                   
                       
                       
                       
                       
                       
+ -                        
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                         


Может быть такая обработка.

ЭТАП

Подсчет «сырых» (предварительных) баллов по 7-ми шкалам с помощью ключа № 1

Показатели шкалы

1. И0 –шкала общей интернальности;

2. ИД – шкала интернальности в области достижений;

3. ИН –шкала интернальности в области неудач;

4. Ис – шкала интернальности в семейных отношениях;

5. ИП – шкала интернальности в производственных отношениях;

6. Им – шкала интернальности в области межличностных отношений;

7. Из – шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам:

Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из 7-ми шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+» берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «-«, изменяют знак Вашего балла на обратный.

И0 + -   ИД + -   ИП + -
               
               
               
               
               
               
                       
      ИН + -   ИМ + -
               
               
                   
            Из + -
               
               
      Ис + -          
                   
                   
                   
                   
                   
                       
                       

Итак, Вы получили 7 сумм баллов.

ЭТАП

Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти бальной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

Таблица 2 для перевода «сырых» баллов в стены

БАЛЛЫ ® СТЕНЫ:

Ио от -132   до - 13   Ô
      -13     - 2    
      -2     + 10    
             
             
             
             
             
             
             
                   
ИД от -36   до -10   Ô
      -10     -6    
      -6     -2    
      -2     +2    
             
             
             
             
             
             
                   
ИН от -36   до -7   Ô
      -7     -3    
      -3     +1    
             
             
             
             
             
             
             
Ис от -30   до -11   Ô
      -11     -7    
      -7     -4    
      -4        
             
             
             
             
             
             
                   
ИП от -30   до -4   Ô
      -4        
             
             
             
             
             
             
             
             
                   
ИМ от -12   до -6   Ô
      -6     -4    
      -4     -2    
      -2        
             
             
             
             
             
             
                   
Из от -12   до -3   Ô
      -3     -1    
      -1        
             
             
             
             
             
             
             

ЭТАП

Построение «профиля УСК» по 7-ми шкалам.

Отложите свои 7 результатов (стенов) на 7-ми десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.

Например:

5,5

I. Шкала общей интернальности (Ио) - student2.ru 1. Ио
2. ИД
I. Шкала общей интернальности (Ио) - student2.ru I. Шкала общей интернальности (Ио) - student2.ru 3. ИН
4. Ис
I. Шкала общей интернальности (Ио) - student2.ru I. Шкала общей интернальности (Ио) - student2.ru 5. ИП
6. ИМ
I. Шкала общей интернальности (Ио) - student2.ru 7. Из
       

профиль норма

моего УСК

Анализ результатов

Проанализируйте количественно и качественно Ваши показатели УСК по 7-ми шкалам, сравнивая свои результаты (полученный профиль) с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

ВОПРОСЫ

1. Продвижение по службе зависит больше от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь — дело случая: если суждено заболеть, — то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от ве­зения.

6. Бесполезно предпринимать усилия, для того чтобы завоевать симпатии других людей.

7. Внешние обстоятельства — родители и благососто­яние влияют на семейное счастье не менее, чем отноше­ния супругов.

8. Я чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффек­
тивным, когда полностью контролирует действия подчи­
ненных, а не полагается на их самостоятельность.

10.Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11.Когда я строю планы, то верю, что смогу осущес­твить их.

12.То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправлен­ных усилий.

13.Думаю, что правильный образ жизни может боль­ше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14.Если люди не подходят друг к другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они не смогут.

15.То хорошее, что я делаю, обычно бывает по досто­инству оценено другими.

16.Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17.Успех в моих действиях обусловлен моими собствен­ными усилиями.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, т. к. многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше зависели от моих знаний и подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24.Как правило, неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25.В конце концов за плохое управление организа­цией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26.Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах в семье.

27.Если я захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много
разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспи­
танию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, — это дело собствен­ных рук.

30. Трудно понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31.Человек, который не добился успеха в своей рабо­те, скорее всего не проявил достаточных усилий.

32.Часто я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу.

33.В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще виноваты другие, чем я сам.

34.Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

35.В сложных обстоятельствах я предпочитаю подо­ждать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36.Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37.Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38.Мне всегда было трудно понять, почему я нрав­люсь одним людям и не нравлюсь другим.

39.Я всегда предпочитаю принять решение и действо­вать самостоятельно, а не надеяться на помощь других или судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, кото­рые невозможно разрешить даже при самом сильном же­лании.

42. Способные люди, не сумевшие себя, свои способ­ности реализовать, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения или лени и мало зависело от везения или неве­зения.

Третьякова Елизавета "Интеллектуальная лабильность" Методика

Цель: исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Материал: специальный бланк для ответов, выдается каждому испытуемому.

Описание: методика состоит из ряда нескольких несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых испытуемых.

I. Шкала общей интернальности (Ио) - student2.ru

Инструкция: “Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!”

Тестовый материал.

1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.)

2. (Квадрат 4). Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.)

3. (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.)

4. (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.)

5. (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.)

6. (Квадрат 8). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.)

7. (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.)

8. (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.)

9. (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.)

10. (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.)

11. (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия Вашего города (4 сек.)

12. (Квадрат 18). Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.)

13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.)

14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.)

15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.)

16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.)

17. (Квадрат 23). Соедините конец первой линии и верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 сек.)

18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчерните четные (5 сек.)

19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.)

20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 сек.)

21. (Квадрат 27). Если слово ДОМ и ДУБ начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.)

22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.)

23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.)

24. (Квадрат 30). Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.)

25. (Квадрат 31). В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4 сек.)

26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.)

27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.)

28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.)

29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 сек.)

30. (Квадрат 36). Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.)

31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх (5 сек.)

32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.)

33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.)

34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2 сек.)

35. (Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 сек.)

36. (Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4 сек.)

37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек)

38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 сек.).

39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.)

40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные - в круглые (5 сек.)

Обработка результатов и интерпретация: Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0 - 4 ошибки - хорошая способность к обучению; 5 - 9 ошибок - средняя лабильность; 10 - 14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Кеттелл

1. Я вполне мог бы жить один, вдали от людей:
а) нет; в) иногда; с) да.

2. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову точный», это:

а) тщательный; в) приблизительный; с) небрежный.

3. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
а) да; в) не знаю; с) нет.

4. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомо­билей, я предпочел бы:

а) обогнать все идущие впереди машины; в) не знаю;

с) пропустить вперед большинство машин.

5. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

6. Я думаю, что:

а) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись;

в) затрудняюсь сказать;

с) не все надо делать одинаково тщательно.

7. Мне говорили, что ребенком я был:
а) живым и подвижным;

в) не знаю;

с) спокойным и любил оставаться один.

8. Я бы скорее занимался: а) борьбой или баскетболом; в) затрудняюсь сказать;

с) танцами или фехтованием.

9. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко:

а) нет; в) трудно сказать; с) да.

10. Мне нравится друг:

а) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь;

в) не знаю; с) интересы которого имеют деловой и практический интерес.

11. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказы­вают идеи,

противоположные тем, в которые верю я:

а) верно; в) затрудняюсь ответить; с) неверно.

12. Если мне кто-нибудь нагрубит, могу быстро забыть об этом:

а) неверно; в) не знаю; с) верно.

13. В музыке я наслаждаюсь:

а) скрипичными соло; в) не знаю; с) маршами в исполнении военных оркестров.

14. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
а) в деревне с одним или двумя друзьями;

в) затрудняюсь сказать;

с) возглавляя группу в туристическом походе.

15. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишние; в) трудно сказать; с) не стоят этого.

16. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принять решение:

а) верно; в) не знаю; с) не верно.

17. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:

а) да; в) трудно сказать; с) нет.

18. Я предпочел бы работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них;

в) затрудняюсь ответить;

с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.

19. Дом так относится к комнате, как дерево:
а) к листу; в) растению; с) лесу.

20. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тош­ноты и головокружения

без определенной причины:

а) нет; в) не знаю; с) да.

21. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рискнуть; в) не знаю; с) предпочитаю действовать наверняка.

22. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:

а) скорее всего, это так; в) не знаю; с) думаю, что нет.

23. На вечеринке мне нравится:

а) принимать участие в интересной беседе; в) затрудняюсь ответить;

с) смотреть, как люди отдыхают и просто отдыхать самому

24. Я принимаю решение:

а) быстрее, чем многие люди;

в) не знаю;

с) медленнее, чем многие люди.

25. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными

установками и машинами:

а) нет; в) не знаю; с) да.

26. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

а) да; в) иногда; с) нет.

27. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи потому, что они кажутся мне неосуществимыми:

а) неверно; в) затрудняюсь ответить: с) верно.

28. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:

а) неверно; в) не знаю; с) верно.

29. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

а) да; в) не знаю; с) нет.

30. В школьные годы я получил больше всего знаний:

а) читая книги; в) трудно сказать; с) на уроках.

31. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

а) нет; в) иногда; с) да.

32. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требу­ет от меня много усилий, я стараюсь:

а) еще раз попытаться решить этот вопрос; в) затрудняюсь ответить;

с) заняться другим вопросом.

33. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:

а) неверно; в) не знаю; с) верно.

34. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникает чувство раздражения к моим родителям:

а) нет; в) не знаю; с) да.

35. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним в удобное для него время, даже если это немного неудобно для меня:

а) да; в) иногда; с) нет.

36. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к матери Марии:

а) племянником; в) двоюродным братом; с) дядей.

37. Мне бывает скучно:

а) редко; в) иногда; с) часто.

38. Люди говорят, что мне нравится делать все своим ориги­нальным способом:

а) верно; в) иногда; с) неверно.

39. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений потому, что они утомляют:

а) нет; в) не знаю; с) да.

40. Дома в свободное время я:

а) занимаюсь интересующими меня делами; в) затрудняюсь ответить; с) болтаю и отдыхаю.

41. Я робко и осторожно отношусь к установлению дружес­ких отношений с новыми людьми:

а) нет; в) иногда: с) да.

42. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также выразить прозой:

а) нет; в) иногда; с) да.

43. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

а) да, в большинстве случаев; в) иногда; с) нет.

44. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканны­ми, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:

а) да; в) не знаю; с) нет.

Наши рекомендации