I. Шкала общей интернальности (Ио)
Высокий показатель Ио соответствует высокому УСК над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство всяких важных событий в их жизни было результатом их собственных действий и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
Низкий показатель — низкий УСК. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
II. Шкала интернальности в области достижений (Ид)
Высокие показатели соответствуют высокому УСК над
эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом достигать своих целей в будущем.
Низкие показатели — у людей, которые приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам: везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
III. Шкала интернальности в области неудач (Ин)
Высокие показатели говорят о развитом чувстве субъ
ективного контроля по отношению к отрицательным собы
тиям и ситуациям, что проявляется в склонности обви
нять себя в неудачах, неприятностях и страданиях.
Низкие показатели — человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
IV. Шкала интернальности в области производствен
ных отношений (Ип)
Высокие показатели — человек считает свои действия важным фактором в организации собственного производства, в складывающихся отношениях в коллективе, в своих продвижениях.
Низкие показатели — склонность приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению — невезению.
V. Шкала интериальности в семейных отношениях (Ис)
Высокие показатели — человек считает себя ответ
ственным за события семейной жизни.
Низкие показатели — человек считает не себя, а своего партнера причиной значимых ситуаций, возникающих в семье.
VI. Шкала интернальности в области межличностных
отношений (Им)
Высокие показатели — человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение, симпатию и т. д.
Низкие показатели — он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать себя, свои отношения результатом действия своих партнеров.
VII. Шкала интернальности в отношении здоровья и
болезни (Из)
Высокие показатели у тех, кто считает себя во многом ответственным за свое здоровье. В болезни обвиняет самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.
Низкие показатели — считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет врезультате действия других людей, прежде всего врачей.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Обработку проводят по ключам, суммируя ответы на пункты по столбцам (+) и ответы с обратным знаком (—). Инструкция.
Ответьте на предложенные вопросы «да» (+) или «нет» (—) в зависимости от того, согласны ли вы с данным утверждением, свойственно ли вам то, о чем говорится в утверждении. Вопросы нумеровать необходимо.
Ио | Идости-жений | Инеудач | Ипроизв. | Исемья | Имеж-лич. отн. | Издо-ровье | |||||||
+ | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - |
+ | - | ||||||||||||
Может быть такая обработка.
ЭТАП
Подсчет «сырых» (предварительных) баллов по 7-ми шкалам с помощью ключа № 1
Показатели шкалы
1. И0 –шкала общей интернальности;
2. ИД – шкала интернальности в области достижений;
3. ИН –шкала интернальности в области неудач;
4. Ис – шкала интернальности в семейных отношениях;
5. ИП – шкала интернальности в производственных отношениях;
6. Им – шкала интернальности в области межличностных отношений;
7. Из – шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам:
Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из 7-ми шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+» берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «-«, изменяют знак Вашего балла на обратный.
И0 | + | - | ИД | + | - | ИП | + | - | |||||
ИН | + | - | ИМ | + | - | ||||||||
Из | + | - | |||||||||||
Ис | + | - | |||||||||||
Итак, Вы получили 7 сумм баллов.
ЭТАП
Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти бальной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.
Таблица 2 для перевода «сырых» баллов в стены
БАЛЛЫ ® СТЕНЫ:
Ио | от | -132 | до | - 13 | Ô | ||||
-13 | - 2 | ||||||||
-2 | + 10 | ||||||||
ИД | от | -36 | до | -10 | Ô | ||||
-10 | -6 | ||||||||
-6 | -2 | ||||||||
-2 | +2 | ||||||||
ИН | от | -36 | до | -7 | Ô | ||||
-7 | -3 | ||||||||
-3 | +1 | ||||||||
Ис | от | -30 | до | -11 | Ô | ||||
-11 | -7 | ||||||||
-7 | -4 | ||||||||
-4 | |||||||||
ИП | от | -30 | до | -4 | Ô | ||||
-4 | |||||||||
ИМ | от | -12 | до | -6 | Ô | ||||
-6 | -4 | ||||||||
-4 | -2 | ||||||||
-2 | |||||||||
Из | от | -12 | до | -3 | Ô | ||||
-3 | -1 | ||||||||
-1 | |||||||||
ЭТАП
Построение «профиля УСК» по 7-ми шкалам.
Отложите свои 7 результатов (стенов) на 7-ми десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.
Например:
5,5
1. | Ио | ||
2. | ИД | ||
3. | ИН | ||
4. | Ис | ||
5. | ИП | ||
6. | ИМ | ||
7. | Из | ||
профиль норма
моего УСК
Анализ результатов
Проанализируйте количественно и качественно Ваши показатели УСК по 7-ми шкалам, сравнивая свои результаты (полученный профиль) с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.
ВОПРОСЫ
1. Продвижение по службе зависит больше от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь — дело случая: если суждено заболеть, — то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия, для того чтобы завоевать симпатии других людей.
7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние влияют на семейное счастье не менее, чем отношения супругов.
8. Я чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффек
тивным, когда полностью контролирует действия подчи
ненных, а не полагается на их самостоятельность.
10.Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
11.Когда я строю планы, то верю, что смогу осуществить их.
12.То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13.Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14.Если люди не подходят друг к другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они не смогут.
15.То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16.Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17.Успех в моих действиях обусловлен моими собственными усилиями.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, т. к. многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше зависели от моих знаний и подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24.Как правило, неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25.В конце концов за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26.Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах в семье.
27.Если я захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28. На подрастающее поколение влияет так много
разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспи
танию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, — это дело собственных рук.
30. Трудно понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
31.Человек, который не добился успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.
32.Часто я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу.
33.В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще виноваты другие, чем я сам.
34.Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.
35.В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
36.Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37.Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38.Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39.Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других или судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие себя, свои способности реализовать, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения или лени и мало зависело от везения или невезения.
Третьякова Елизавета "Интеллектуальная лабильность" Методика
Цель: исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.
Материал: специальный бланк для ответов, выдается каждому испытуемому.
Описание: методика состоит из ряда нескольких несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых испытуемых.
Инструкция: “Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!”
Тестовый материал.
1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.)
2. (Квадрат 4). Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.)
3. (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.)
4. (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.)
5. (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.)
6. (Квадрат 8). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.)
7. (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.)
8. (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.)
9. (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.)
10. (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.)
11. (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия Вашего города (4 сек.)
12. (Квадрат 18). Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.)
13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.)
14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.)
15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.)
16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.)
17. (Квадрат 23). Соедините конец первой линии и верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 сек.)
18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчерните четные (5 сек.)
19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.)
20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 сек.)
21. (Квадрат 27). Если слово ДОМ и ДУБ начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.)
22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.)
23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.)
24. (Квадрат 30). Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.)
25. (Квадрат 31). В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4 сек.)
26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.)
27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.)
28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.)
29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 сек.)
30. (Квадрат 36). Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.)
31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх (5 сек.)
32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.)
33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.)
34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2 сек.)
35. (Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 сек.)
36. (Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4 сек.)
37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек)
38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 сек.).
39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.)
40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные - в круглые (5 сек.)
Обработка результатов и интерпретация: Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0 - 4 ошибки - хорошая способность к обучению; 5 - 9 ошибок - средняя лабильность; 10 - 14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.
Кеттелл
1. Я вполне мог бы жить один, вдали от людей:
а) нет; в) иногда; с) да.
2. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову точный», это:
а) тщательный; в) приблизительный; с) небрежный.
3. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
а) да; в) не знаю; с) нет.
4. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
а) обогнать все идущие впереди машины; в) не знаю;
с) пропустить вперед большинство машин.
5. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:
а) верно; в) не знаю; с) неверно.
6. Я думаю, что:
а) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись;
в) затрудняюсь сказать;
с) не все надо делать одинаково тщательно.
7. Мне говорили, что ребенком я был:
а) живым и подвижным;
в) не знаю;
с) спокойным и любил оставаться один.
8. Я бы скорее занимался: а) борьбой или баскетболом; в) затрудняюсь сказать;
с) танцами или фехтованием.
9. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко:
а) нет; в) трудно сказать; с) да.
10. Мне нравится друг:
а) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь;
в) не знаю; с) интересы которого имеют деловой и практический интерес.
11. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи,
противоположные тем, в которые верю я:
а) верно; в) затрудняюсь ответить; с) неверно.
12. Если мне кто-нибудь нагрубит, могу быстро забыть об этом:
а) неверно; в) не знаю; с) верно.
13. В музыке я наслаждаюсь:
а) скрипичными соло; в) не знаю; с) маршами в исполнении военных оркестров.
14. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
а) в деревне с одним или двумя друзьями;
в) затрудняюсь сказать;
с) возглавляя группу в туристическом походе.
15. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда не лишние; в) трудно сказать; с) не стоят этого.
16. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принять решение:
а) верно; в) не знаю; с) не верно.
17. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:
а) да; в) трудно сказать; с) нет.
18. Я предпочел бы работать:
а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них;
в) затрудняюсь ответить;
с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.
19. Дом так относится к комнате, как дерево:
а) к листу; в) растению; с) лесу.
20. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения
без определенной причины:
а) нет; в) не знаю; с) да.
21. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рискнуть; в) не знаю; с) предпочитаю действовать наверняка.
22. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:
а) скорее всего, это так; в) не знаю; с) думаю, что нет.
23. На вечеринке мне нравится:
а) принимать участие в интересной беседе; в) затрудняюсь ответить;
с) смотреть, как люди отдыхают и просто отдыхать самому
24. Я принимаю решение:
а) быстрее, чем многие люди;
в) не знаю;
с) медленнее, чем многие люди.
25. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными
установками и машинами:
а) нет; в) не знаю; с) да.
26. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:
а) да; в) иногда; с) нет.
27. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи потому, что они кажутся мне неосуществимыми:
а) неверно; в) затрудняюсь ответить: с) верно.
28. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:
а) неверно; в) не знаю; с) верно.
29. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:
а) да; в) не знаю; с) нет.
30. В школьные годы я получил больше всего знаний:
а) читая книги; в) трудно сказать; с) на уроках.
31. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
а) нет; в) иногда; с) да.
32. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
а) еще раз попытаться решить этот вопрос; в) затрудняюсь ответить;
с) заняться другим вопросом.
33. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:
а) неверно; в) не знаю; с) верно.
34. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникает чувство раздражения к моим родителям:
а) нет; в) не знаю; с) да.
35. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним в удобное для него время, даже если это немного неудобно для меня:
а) да; в) иногда; с) нет.
36. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к матери Марии:
а) племянником; в) двоюродным братом; с) дядей.
37. Мне бывает скучно:
а) редко; в) иногда; с) часто.
38. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом:
а) верно; в) иногда; с) неверно.
39. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений потому, что они утомляют:
а) нет; в) не знаю; с) да.
40. Дома в свободное время я:
а) занимаюсь интересующими меня делами; в) затрудняюсь ответить; с) болтаю и отдыхаю.
41. Я робко и осторожно отношусь к установлению дружеских отношений с новыми людьми:
а) нет; в) иногда: с) да.
42. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также выразить прозой:
а) нет; в) иногда; с) да.
43. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
а) да, в большинстве случаев; в) иногда; с) нет.
44. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:
а) да; в) не знаю; с) нет.