Менеджмент индустрии гостеприимства

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института туризма

________________ Л.В.Сакун

_______________________

Регистрационный № УД ____

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности переподготовки

1-89 03 71 «Менеджмент туристской индустрии»

Минск 2016

СОСТАВИТЕЛИ:

Л.В.Сакун,директор Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»;

О.А.Мечковская,заведующая кафедрой непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

В.Н.Новиков, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин в туризме и гостеприимстве Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», доктор философских наук, доцент;

Р.Н.Медников,заместитель директора Института повышения квалификации и переподготовки кадров по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол от _______№___);

методической комиссией факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол от _______№____).

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

Советом Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»

(протокол от _______№____).

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН…………………………
Общепрофессиональные дисциплины  
1. Менеджмент в туризме ……………………………………………………
2. Маркетинг в туризме……………………………………………………....
Дисциплина специальности  
3. Менеджмент индустрии гостеприимства………………………………..
III. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………
1. Порядок проведения аттестации (извлечения из Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых)………………………………………………………………………..
2. Список вопросов к государственному экзамену (по учебным дисциплинам) …………………………………………………………………..
3. Основные термины и определения образовательного стандарта переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование специальности 1-89 03 71 «Менеджмент туристской индустрии»……………………………………………………………………...
4. Критерии оценки знаний и компетенций слушателей по 10-балльной шкале на государственном экзамене по специальности 1-89 03 71 «Менеджмент туристской индустрии»……………………………………….
1. 5. Список рекомендуемой литературы ……………………………………….



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный экзамен является формой итоговой аттестации слушателей, осваивающих образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-3.

Программа государственного экзамена разработана в соответствии:

- с образовательным стандартом Республики Беларусь 1-89 03 71-2012 по специальности 1-89 03 71 «Менеджмент туристской индустрии»;

- типовым учебным планом переподготовки по специальности 1-89 03 71 «Менеджмент туристской индустрии»;

- учебными программами по учебным дисциплинам «Менеджмент в туризме», «Маркетинг в туризме», «Менеджмент индустрии гостеприимства».

Программа государственного экзамена носит комплексный, системный, междисциплинарный характер и ориентирована на выявление у выпускника общепрофессиональных и специальных знаний и умений.

Выпускник должен:

знать:

- организационно-управленческие основы деятельности предприятий туристической индустрии;

- регламенты нормативных правовых актов, других руководящих документов и методических материалов, регулирующих туристическую деятельность;

- организацию финансово-хозяйственной деятельности предприятий туристической индустрии;

- общие и региональные закономерности формирования и развития туристического рынка;

- принципы рациональной организации труда менеджеров предприятий индустрии туризма;

- принципы управления качеством услуг в туризме.

уметь:

- применять на практике базовые научно-теоретические знания в области менеджмента, маркетинга при организации и управлении деятельностью предприятий туристической индустрии;

- генерировать новые идеи по повышению эффективности деятельности предприятий туристической индустрии и решать нестандартные ситуации;

- применять междисциплинарный подход при решении профессиональных задач.

владеть:

- навыками пользования современными средствами технической связи, информационными компьютерными технологиями, в том числе глобальными компьютерными сетями;

- лингвистическими навыками устной и письменной коммуникации;

- основами методологии маркетинга и особенностями его применения в индустрии туризма;

- навыками проведения маркетинговых исследований;

- методами управления предприятиями сферы туризма и гостеприимства;

- основными методами обслуживания в сфере туризма и гостеприимства.

Содержание программы государственного экзамена включает перечень тем, вопросов, список основной и дополнительной литературы, критерии оценки знаний и компетенций выпускников. Содержание программы соответствует требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям руководящих работников и специалистов, в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь 1-89 03 71–2012 специальности 1-89 03 71 «Менеджмент туристской индустрии».

В критериях оценки знаний и компетенций выпускников нашли отражение характеристики, которые позволяют по десятибалльной системе оценить результаты образовательной деятельности, а именно:

– уровень готовности выпускника к осуществлению основных видов профессиональной деятельности и решению типовых профессиональных задач в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста;

– уровень усвоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин;

– уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника.

Список основной и дополнительной литературы является актуальным и включает учебники, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов.

В экзаменационном билете содержатся три вопроса (первый и второй вопросы по дисциплинам общепрофессионального блока, третий вопрос по дисциплине специальности). Формулировка вопроса в экзаменационном билете является краткой.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ

Тема 1. Система управления туризмом

Сущность понятия «менеджмент». Туризм как объект управления. Современная экономическая система управления туризмом и ее элементы. Особенности туризма как объекта управления.

Тема 2. Туристский продукт как объект управления

Сущность понятия «туристский продукт». Структура туристского продукта. Особенности производства туристского продукта. Особенности потребления туристского продукта.

Тема 3. Структура управления туризмом как отраслью экономики

Иерархическая структура управления туризмом. Управление туризмом как отраслью мирового хозяйства. Международные туристские организации. Транснациональные корпорации в туризме: виды, особенности управления. Корпоративные стандарты обслуживания туристов. Управление туризмом на национальном уровне: отечественный и зарубежный опыт. Региональная политика в области туризма.

Тема 4. Функции и принципы менеджмента

Основные функции менеджмента в туризме. Основные этапы процесса менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и стимулирование, учет и контроль, анализ. Основные, конкретные и специфические функции управления, их взаимосвязь в системе управления деловой организации. Принципы менеджмента. Принципы менеджмента современного бизнеса.

Тема 5. Планирование как функция менеджмента

Виды планирования. Сегментация туристского рынка производителей (географическая сегментация). Сегментация рынка потребителей. Стратегическое планирование деятельности в туризме: анализ потребителей и производителей, целеполагание, бизнес-планирование.

Тема 6. Организация как функция менеджмента

Организация деятельности туристского предприятия. Организация поставок ресурсов на принципах деловой логистики. Организация производства товаров и услуг на принципах инновационного менеджмента и устойчивого развития. Организация сбыта товаров и услуг на основе маркетинга.

Организация работы персонала (туристская организация как структура). Сущность понятия «туристская организация». Организационно-штатная структура, функциональные обязанности персонала, определение потребности в персонале. Организационные структуры управления предприятиями туристской индустрии. Структура туристской организации (уровни, связи, звенья). Принципы (модели) организации производства туристского продукта. Формальная и неформальная организация. Организационная культура туристской организации. Организация и проведение деловых совещаний и переговоров.

Тема 7. Координация, мотивация и контроль как функции менеджмента

Стиль управления. Методы управления. Делегирование полномочий. Принятие управленческих решений. Мотивация персонала и стимулирование сбыта. Управление конфликтами. Контроль и SWOT-анализ.

Тема 8. Инновационная функция менеджмента. Управление качеством туристских услуг

Понятие «качество» и его влияние на эффективность деятельности туристского предприятия. Качество и экономическая эффективность. Качество и социальная эффективность менеджмента туризма. Эволюция менеджмента качества. Развитие теорий управления качеством. Основные модели управления качеством услуг в США, Европе и Японии. Кайдзен как современная философия управления качеством. Международные стандарты в сфере услуг. Качество и устойчивое развитие туризма.

МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ

Тема 1. Основные понятия маркетинга в туризме

Основные понятия туризма. Основные понятия маркетинга. Социально-экономическая сущность маркетинга. Специфика маркетинга сферы услуг. Сущность и содержание маркетинга в туризме. Развитие теории и практики маркетинга. Основные условия и принципы маркетинга в туризме.

Тема 2. Концепции маркетинга в туризме

Концепции маркетинга в туризме. Сравнительная характеристика концепций маркетинга в туризме. Выбор оптимальной концепции маркетинга в туризме. Технология реализации выбранной концепции маркетинга в туризме.

Тема 3. Универсальный блок функций маркетинга

Аналитическая функция маркетинга в туризме. Управленческая функция маркетинга в туризме. Товарно-производственная функция маркетинга в туризме. Сбытовая функция маркетинга в туризме. Контролирующая функция маркетинга в туризме.

Тема 4.Маркетинговое понимание туристического рынка Республики Беларусь

Структура туристического рынка. Субъекты и участники туристического рынка Республики Беларусь. Оценка конъюнктуры рынка. Определение емкости рынка. Структура управления туризмом в Республике Беларусь. Тенденции развития национального туристического рынка.

Тема 5.Использование Internet-технологий в туристическом маркетинге

Основные услуги сети Internet. Возможности сети Internet в маркетинге туристических услуг. Использование современных Internet-технологий в туристическом маркетинге. Сравнительная характеристика сайтов ведущих туристических предприятий Республики Беларусь. Сравнительная характеристика туристических порталов. Преимущества использования сети Internet в туристическом маркетинге.

Тема 6. Маркетинг в туризме на национальном уровне

Развитие маркетинга в туризме на национальном уровне. Исполнители маркетинга в туризме на национальном уровне. Маркетинговое регулирование рынком туристических услуг. Технология формирования национального туристического продукта. Спрос и предложение на национальный туристический продукт. Интеграция Республики Беларусь в мировую индустрию туризма. Примеры удачных маркетинговых решений в туризме других государств.

Тема 7. Маркетинговые исследования рынка туристических услуг

Сущность, содержание и задачи маркетинговых исследований. Специфика проведения маркетинговых исследований в туризме. Понятие среды маркетинга. Анализ внутренней среды маркетинга в туризме. Изучение внешней среды маркетинга в туризме. Изучение факторов, которые оказывают прямое и косвенное влияние на среду маркетинга в туризме. Инструментарий маркетинговых исследований в туризме.

Тема 8. Маркетинговые исследования туристического продукта

Структура туристического продукта. Характеристика туристических услуг. Понятие туристического продукта. Классификация производителей туристического продукта. Классификация продавцов туристического продукта. Анализ этапов жизненного цикла туристического продукта: американская и европейская матрица.

Тема 9. Маркетинговые исследования конкурентов

Субъекты рынка туристических услуг. Социально-этический маркетинг. Методы проведения маркетинговых исследований конкурентов. Типизация и классификация прямых и косвенных конкурентов туристического предприятия. Виды конкуренции. Анализ цен и продуктов конкурентов. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов.

Тема 10. Маркетинговые исследования потребителей туристических услуг

Участники рынка туристических услуг. Типы потребителей туристических услуг. Принципы, цели, методы и критерии сегментации потребителей туристических услуг. Факторы, оказывающие влияние на потребителей туристических услуг. Оценка степени удовлетворённости потребителей туристических услуг. Мотивы поведения потребителей. Психология общения с разными типами потребителей туристических услуг. Построение коммуникационной модели общения с разными типами потребителей туристических услуг.

Тема 11. Формирование маркетинговой стратегии туристического предприятия

Сущность стратегического планирования. Особенности стратегического планирования в туризме. Ситуационный анализ. Планирование миссии и целей предприятия. Формирование современных ценностей сотрудников туристического предприятия. Определение маркетинговой стратегии туристического предприятия. Оценка стратегии, разработка программы маркетинга. Бюджет маркетинга.

Тема 12. Маркетинговая продуктовая стратегия предприятия. Цена в комплексе маркетинга

Задачи формирования продуктовой стратегии туристического предприятия. Новые туристические продукты в маркетинговой деятельности туристического предприятия. Этапы разработки и внедрения продукта-новинки на рынок. Функции цены в комплексе маркетинга туристического предприятия. Цели и этапы ценообразования в туризме. Методы и стратегии ценообразования в туризме. Понятия ценовой и неценовой конкуренции.

Тема 13. Маркетинговая сбытовая стратегия туристического предприятия

Цели формирования сбытовой стратегии туристического предприятия. Этапы формирования сбытовой стратегии туристического предприятия. Определение эффективного каналы сбыта туров и услуг туристического предприятия. Вертикальные и горизонтальные маркетинговые системы сбыта в индустрии туризма. Выбор партнёров-посредников по сбыту, построение договорных отношений с ними. Методика эффективного взаимодействия с турагентами.

Тема 14. Маркетинговая коммуникационная стратегия туристического предприятия

Сущность маркетинговых коммуникаций в туризме. Разработка бюджета и анализ результатов маркетинговой коммуникационной стратегии туристического предприятия. Элементы коммуникационной политики: реклама; пропаганда; стимулирование сбыта; личная продажа. Виды и средства рекламы. Разработка рекламного бюджета.

Тема 15. Выставочная деятельность в маркетинге туристического предприятия

Классификация выставочных мероприятий. Характеристика выставочных мероприятий в туризме. Цели маркетинга в организации выставочной деятельности предприятия. Работа персонала во время выставки. Оформление и виды стендов туристического предприятия. Типология посетителей туристических выставок.

Тема 16. Эффективность маркетинга в туризме

Этапы организации эффективной маркетинговой деятельности в туризме. Контроль маркетинговой деятельности в туризме. Классификация маркетинговой информации в туризме. Системы внутренней и внешней маркетинговой информации. Система сбора и анализа маркетинговой информации в туризме. Достоверность источников информирования. Методы оценки эффективности маркетинга в туризме.

ДИСЦИПЛИНА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ

1. Менеджмент как наука. Система управления туризмом.

2. Туризм как глобальное социально-экономическое и культурное явление.

3. Функции, принципы и методы менеджмента в туризме

4. Туристическая организация как объект управления.

5. Управление туризмом как отраслью мирового хозяйства. Корпоративные структуры международного туризма.

6. Роль международных туристических организаций в управлении туризмом как отраслью мирового хозяйства.

7. Структура и особенности управления туризмом как отраслью национальной экономики.

8. Планирование как функция менеджмента в туризме. Перспективный анализ и бизнес-план туристического предприятия.

9. Организация как функция менеджмента в туризме. Модели организации туристического производства. Организационные структуры предприятий индустрии туризма.

10. Управление персоналом предприятий индустрии туризма: технологии отбора, профессиональная ориентация, развитие персонала.

11. Особенности формирования организационной культуры в сфере туризма.

12. Мотивация как функция управления. Особенности мотивации персонала предприятий индустрии туризма.

13. Координация деятельности предприятий туристической индустрии.

14. Контроль в туризме как универсальная функция менеджмента.

15. Общая характеристика и классификация управленческих решений. Методы и модели принятия управленческих решений в организациях сферы туризма.

16. Стили руководства и их ситуационная эффективность.

17. Понятие «коммуникация» и «коммуникационный процесс». Роль коммуникаций в деятельности менеджера туристической организации.

18. Организация и эффективность проведения деловых совещаний и переговоров.

19. Сущность понятия «качество» в туризме. Концепции менеджмента качества в индустрии туризма.

20. Развитие инновационной деятельности в сфере туризма. Инновационная функция менеджмента.

МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ

1. Сущность и основные составляющие маркетинговой деятельности в туризме.

2. Характеристика комплекса маркетинга и его составляющих.

3. Сущность, содержание и правила проведения маркетинговых исследований в туризме. Объекты исследований на туристическом рынке.

4. Среда маркетинга, анализ микросреды и макросреды туристического предприятия.

5. Маркетинговый анализ туристического рынка Республики Беларусь.

6. Факторы развития туризма в Республике Беларусь.

7. Планирование маркетинговой деятельности и организация маркетинга на туристическом предприятии.

8. Жизненный цикл туристического продукта. Этапы позиционирования продукта на рынке.

9. Конкурентная среда туристического предприятия. Сущность ценовой и неценовой конкуренции.

10. Мотивы поведения потребителей. Система факторов, оказывающих влияние на потребителей туристических услуг.

11. Сегментация рынка. Основные критерии сегментации туристического рынка. Выбор целевого рынка.

12. Формирование продуктовой стратегии предприятия индустрии туризма. Новые продукты в маркетинговой деятельности, этапы разработки продукта-новинки.

13. Формирование сбытовой стратегии предприятий индустрии туризма. Каналы продвижения туристического продукта.

14. Цели и методы ценообразования в туризме. Ценовые стратегии в комплексе маркетинга в туризме.

15. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Виды и средства рекламы в индустрии туризма.

16. Бренд-технологии в индустрии туризма и гостеприимства.

17. Public Relation и пропаганда в системе маркетинговых коммуникаций в туризме.

18. Туристические выставки и ярмарки в системе маркетинговых коммуникаций.

19. Продвижение национального туристического продукта на внутреннем и международном рынке туристических услуг.

20. Эффективность маркетинговой деятельности в туризме.

Список рекомендуемой литературы

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ

Основная

1. Брасс А.А. Основы менеджмента: Курс лекций. 2-е издание. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2004. – 224с.

2. Брасс А.А. Менеджмент и организационное поведение. Учебное пособие для магистрантов и аспирантов специальности 1. – 26.02.01. «Бизнес-администрирование». – Мн.: БГУ, 2005.

3. Валуев, С.А. Организационный менеджмент/ С.А. Валуев, А.В. Игнатьев. – Москва, 2003. – 385 с.

4. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс/ О.С. Виханский, О.И. Наумов. – Москва, 2003. – 383 с.

5. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие/ Е.Е. Вершигора – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 364 с.

6. Инновационные инструменты продвижения туристических услуг Республики Беларусь: моногр. / А.И. Тарасенок [и др.]; под ред. Н.И. Кабушкина. – Минск: БГЭУ, 2011. – 254 с.

7. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие/ Н.И. Кабушкин. – 5-е изд.: Минск: Новое знание, 2002. – 421 с.

8. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебник / Кабушкин Н.И. – 6-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2006. – 408 с.

9. Кузнецов, Ю.В. Основы менеджмента/ Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных. – Москва: Изд. ОЛБИС, 2002. – 409 с.

10. Максимцов М.М., «Менеджмент»/ М.М. Максимцов. – Москва: ЮНИ-ТИ, 2001. – 352 с.

11. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: учебник. – Москва: Финансы и статистика, 2001. – 288 с.

12. Мескон, М.Х. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон [и др.] – Москва: Дело, 2001. – 354 с.

13. Основы менеджмента: учеб. пособие. Четвертое изд. – Москва, Дашков И., 2002. – 432 с.

14. Радугин, А.А. Основы менеджмента/ А.А. Радугин. – Москва: Центр, 2001. – 325 с.

15. Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие/ А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.

16. Технология делового общения / Кузнецов И.Н. – Минск: Издательский центр «Экономпресс», 1999. – 128 с.

17. Тейлор, Фредерик Уинслоу, Менеджмент/ Фредерик Уинслоу Тейлор. – Москва, 2003 г. – 522 с.

18. Уткин, Н.Я. Курс менеджмента: учебник для ВУЗов/ Н.Я. Уткин. – Москва: Зерцало, 2004. – 395 с.

19. Ямпольская, Д.О. Менеджмент/ Д.О. Ямпольская, М.М. Зонис. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 427 с.

20. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение/ В.П. Шей-нов. – Минск: Амалфея, 1996. – 288 с.

21. Шейнов, В.П. Как управлять другими, как управлять собой. Искусство менеджера/ В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 1996. – 384 с.

22. Шейнов, В.П. Практические приемы менеджмента: учебн. пособие/ В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 2003. – 160 с.

Дополнительная

1. Адамс, С. Профессиональные продажи и коммерческие переговоры / перевод с английского А.Н. Бань/ С. Адамс – Минск: Амалфея, 1998. – 224с.

2. Разуванов, В. М. Менеджмент качества в туризме и гостеприимстве : учеб.-практ. пособие / В.М. Разуванов. – Минск : БГЭУ, 2011. – 157 с.

3. Разуванов, В. М. Менеджмент инновационных проектов : учеб.-метод. пособие / В.М. Разуванов. – Минск : РИПО, 2014. – 132 с.

4. Янковенко, В.А. Логистика в туризме : учеб.-метод. пособие / В.А. Янковенко. – Минск : РИПО, 2014. – 47 с.

МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ

Основная

2. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности: учебное пособие/ В.Г. Гуляев. – М.: Нолидж, 1996.

3. Гуськов, С.И. Спортивный маркетинг/ С.И. Гуськов. – К.: Олимпийская литература, 1995.

4. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие/ А.П. Дурович, А.С. Копанев. – Минск: «Экономпресс», 1998.

5. Квартальнов, В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2004.

6. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М., 1980.

7. Котлер, Ф. Управление маркетингом / Ф. Котлер. – М, 1980.

8. Сакун, Л.В. Маркетинг в туризме: учеб.-метод. пособие / Л.В. Сакун, В.М. Разуванов. – Минск: РИПО, 2014. – 268 с.

9. Тарасенок А.И. Маркетинг туристических дестинаций : учеб.-практ. пособие / А.И. Тарасенок. – Минск : БГЭУ, 2011. – 199 с.

Дополнительная

1. Голубков, Е.П. «Маркетинг: стратегии, планы, структуры» / Е.П. Голубков. – Москва, 1995.

2. Котлер, Ф. Маркетинг: гостеприимство, туризм: учебник / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз; пер. с англ.; под ред. Р.Б. Ноздревой.- М.: ЮНИТИ, 1998.

3. Кретов, И.И. «Маркетинг на предприятии» / И.И. Кретов. – Москва, 1994.

4. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для высш. и средн. спец. учеб. заведений / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998. - 328 с.

5. Эванс, Д.Р. Маркетинг / Д.Р. Эванс, Б. Берман. - М., 1990.

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института туризма

________________ Л.В.Сакун

_______________________

Регистрационный № УД ____

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности переподготовки

1-89 03 71 «Менеджмент туристской индустрии»

Минск 2016

СОСТАВИТЕЛИ:

Л.В.Сакун,директор Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»;

О.А.Мечковская,заведующая кафедрой непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

В.Н.Новиков, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин в туризме и гостеприимстве Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», доктор философских наук, доцент;

Р.Н.Медников,заместитель директора Института повышения квалификации и переподготовки кадров по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол от _______№___);

методической комиссией факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол от _______№____).

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

Советом Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»

(протокол от _______№____).

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН…………………………
Общепрофессиональные дисциплины  
1. Менеджмент в туризме ……………………………………………………
2. Маркетинг в туризме……………………………………………………....
Дисциплина специальности  
3. Менеджмент индустрии гостеприимства………………………………..
III. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………
1. Порядок проведения аттестации (извлечения из Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых)………………………………………………………………………..
2. Список вопросов к государственному экзамену (по учебным дисциплинам) …………………………………………………………………..
3. Основные термины и определения образовательного стандарта переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование специальности 1-89 03 71 «Менеджмент туристской индустрии»……………………………………………………………………...
4. Критерии оценки знаний и компетенций слушателей по 10-балльной шкале на государственном экзамене по специальности 1-89 03 71 «Менеджмент туристской индустрии»……………………………………….
1. 5. Список рекомендуемой литературы ……………………………………….

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный экзамен является формой итоговой аттестации слушателей, осваивающих образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-3.

Программа государственного экзамена разработана в соответствии:

- с образовательным стандартом Республики Беларусь 1-89 03 71-2012 по специальности 1-89 03 71 «Менеджмент туристской индустрии»;

- типовым учебным планом переподготовки по специальности 1-89 03 71 «Менеджмент туристской индустрии»;

- учебными программами по учебным дисциплинам «Менеджмент в туризме», «Маркетинг в туризме», «Менеджмент индустрии гостеприимства».

Программа государственного экзамена носит комплексный, системный, междисциплинарный характер и ориентирована на выявление у выпускника общепрофессиональных и специальных знаний и умений.

Выпускник должен:

знать:

- организационно-управленческие основы деятельности предприятий туристической индустрии;

- регламенты нормативных правовых актов, других руководящих документов и методических материалов, регулирующих туристическую деятельность;

- организацию финансово-хозяйственной деятельности предприятий туристической индустрии;

- общие и региональные закономерности формирования и развития туристического рынка;

- принципы рациональной организации труда менеджеров предприятий индустрии туризма;

- принципы управления качеством услуг в туризме.

уметь:

- применять на практике базовые научно-теоретические знания в области менеджмента, маркетинга при организации и управлении деятельностью предприятий туристической индустрии;

- генерировать новые идеи по повышению эффективности деятельности предприятий туристической индустрии и решать нестандартные ситуации;

- применять междисциплинарный подход при решении профессиональных задач.

владеть:

- навыками пользования современными средствами технической связи, информационными компьютерными технологиями, в том числе глобальными компьютерными сетями;

- лингвистическими навыками устной и письменной коммуникации;

- основами методологии маркетинга и особенностями его применения в индустрии туризма;

- навыками проведения маркетинговых исследований;

- методами управления предприятиями сферы туризма и гостеприимства;

- основными методами обслуживания в сфере туризма и гостеприимства.

Содержание программы государственного экзамена включает перечень тем, вопросов, список основной и дополнительной литературы, критерии оценки знаний и компетенций выпускников. Содержание программы соответствует требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям руководящих работников и специалистов, в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь 1-89 03 71–2012 специальности 1-89 03 71 «Менеджмент туристской индустрии».

В критериях оценки знаний и компетенций выпускников нашли отражение характеристики, которые позволяют по десятибалльной системе оценить результаты образовательной деятельности, а именно:

– уровень готовности выпускника к осуществлению основных видов профессиональной деятельности и решению типовых профессиональных задач в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста;

– уровень усвоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин;

– уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника.

Список основной и дополнительной литературы является актуальным и включает учебники, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов.

В экзаменационном билете содержатся три вопроса (первый и второй вопросы по дисциплинам общепрофессионального блока, третий вопрос по дисциплине специальности). Формулировка вопроса в экзаменационном билете является краткой.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ

Тема 1. Система управления туризмом

Сущность понятия «менеджмент». Туризм как объект управления. Современная экономическая система управления туризмом и ее элементы. Особенности туризма как объекта управления.

Тема 2. Туристский продукт как объект управления

Сущность понятия «туристский продукт». Структура туристского продукта. Особенности производства туристского продукта. Особенности потребления туристского продукта.

Тема 3. Структура управления туризмом как отраслью экономики

Иерархическая структура управления туризмом. Управление туризмом как отраслью мирового хозяйства. Международные туристские организации. Транснациональные корпорации в туризме: виды, особенности управления. Корпоративные стандарты обслуживания туристов. Управление туризмом на национальном уровне: отечественный и зарубежный опыт. Региональная политика в области туризма.

Тема 4. Функции и принципы менеджмента

Основные функции менеджмента в туризме. Основные этапы процесса менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и стимулирование, учет и контроль, анализ. Основные, конкретные и специфические функции управления, их взаимосвязь в системе управления деловой организации. Принципы менеджмента. Принципы менеджмента современного бизнеса.

Тема 5. Планирование как функция менеджмента

Виды планирования. Сегментация туристского рынка производителей (географическая сегментация). Сегментация рынка потребителей. Стратегическое планирование деятельности в туризме: анализ потребителей и производителей, целеполагание, бизнес-планирование.

Тема 6. Организация как функция менеджмента

Организация деятельности туристского предприятия. Организация поставок ресурсов на принципах деловой логистики. Организация производства товаров и услуг на принципах инновационного менеджмента и устойчивого развития. Организация сбыта товаров и услуг на основе маркетинга.

Организация работы персонала (туристская организация как структура). Сущность понятия «туристская организация». Организационно-штатная структура, функциональные обязанности персонала, определение потре<

Наши рекомендации