Третья эпоха – постиндустриальная, или эпоха метакапитализма
(начиная с 50-х гг. 20 в. и до наст. времени)
Эта эпоха охарактеризована английским экономистом Питером Друкером как «не имеющая закономерностей», или «эпоха неопределенности». Главными детерминантами этой эпохи явились ускорение темпов научно-технического прогресса и новый уровень благосостояния общества, что породило изменение структуры экономики (рост доли услуг в ВНП, высокая степень дифференциации продукции, усиление внимания к негативным формам прогресса – загрязнению окружающей среды, инфляции, монополизму, манипуляции потребителями и т.п.), а также увеличение темпа протекания экономических процессов. Это значительно усложнило не только оперативное управление, но и управление с учетом будущих тенденций за счет снижения степени их определенности.
Эта эпоха характеризуется усилением интенсивности конкуренции, что в совокупности с ростом стоимости рабочей силы и сырья усилило интернационализацию предпринимательской деятельности.
Наше время, богатое новыми возможностями получило название «эпохи метакапитализма». Не секрет, что многие современные предприятия, в особенности, работающие в сфере высоких технологий, являясь владельцами «раскрученных» брендов, все чаще отказываются от деятельности, требующей реального, или как еще говорят, физического капитала. Они отказываются от производства, перепоручая его партнерам в странах с недорогой рабочей силой, и концентрируются на продажах, маркетинге, рекламе и исследованиях рынка. Все это очевидные проявления нового способа ведения бизнеса, свойственного эпохе постиндустриального развития экономики, или метакапитализму.
Согласно доступным широкой аудитории экономическим исследованиям, метакапитализм – это новая, фундаментальным образом изменившаяся среда ведения деловой активности, требующая от руководящего звена менеджеров неординарных усилий для успешного преобразования своих компаний в духе времени. Причем, времени на перестройку дается очень мало: или компания подстраивается под современные условия ведения бизнеса и побеждает, или ее «съедают» конкуренты – третьего не дано.
Характерная особенность метакапитализма – широкое использование интернет-технологий и глобальных компьютерных сетей для создания системы взаимодействия с партнерами, поставщиками и покупателями. Устарели представления о том, что интернет-экономика вытеснит экономику традиционную, а онлайновые магазины заставят закрыться торговые центры и супермаркеты. Из модного и дорогого «удовольствия» интернет превращается в мощный инструмент, отлично подходящий для реализации новых технологий ведения бизнеса.
Высокие технологии перестали быть чужеродным «довеском» к бизнес-процессам традиционных компаний. Новинки удачно вписываются в существующий порядок, а там, где это невозможно, становятся причиной серьезного пересмотра всей стратегии работы компании на рынке.
Важно осознавать, что теории и практика метакапитализма актуально и для Украины. Как вести себя в новых условиях, куда идет развитие и чего ожидать в ближайшем будущем – вопросы, на которые хотят знать ответы отечественные предприниматели и менеджеры, стремящиеся к успеху. Глобализация мировой экономики не позволит никому остаться в стороне и заставит всех задуматься о собственных перспективах.
До середины XX в. на вопрос «Что представляет собой «сильная» компания?» возникал однозначный ответ: сильная – это богатая компания, имеющая мощную материальную базу. Материальные активы должны быть использованы грамотно, капитал должен приносить прибыль, инвестиции – быть доходными и т.д. Поколения менеджеров учились этому и совершенствовали свои знания на практике.
В послевоенное время американская экономика показала всему миру что такое эффективное накопление активов и не менее эффективное управление ими. Богатая страна, богатые компании и грамотный менеджмент – главные условия мирового экономического лидерства.
Тем неожиданнее был феномен «японского чуда». В 70-е годы XX в. внимание японских компаний, которые объективно не могли похвастать значительными материальными активами и финансовыми ресурсами, было сосредоточено в первую очередь на более эффективном использовании оборотного капитала. Имелись в виду разного рода комплектующие, компоненты, сырье, складские запасы, готовая продукция. Ведущие компании мира на опыте японцев открыли для себя способы повышения эффективности производства за счет оборачиваемости запасов, снижения текущих издержек на их хранение, а также за счет проведения мероприятий, направленных на увеличение спроса.
Богатства крупных американских корпораций в то же самое время падали в цене вследствие инфляции. До 80-х гг. реальная доходность капитала, равная разнице между номинальной доходностью и инфляцией, была близка к нулю или отрицательной величине из-за высокого уровня инфляции, охватившей более-менее стабильно развивавшиеся экономики мира. В этих условиях оборотный капитал был в определенном смысле «бесплатным», а американские (и не только) менеджеры не уделяли должного внимания совершенствованию управления им.
Кроме того, на рынке господствовала идеология «навязывания» покупателю новых продуктов и товаров. Над потребителем доминировал производитель. Такая стратегия требовала того, чтобы любое предприятие стремилось максимально контролировать все звенья производственного процесса и сеть дистрибуции. Компании действавали независимо, «нащупывая» наилучшую модель производства, и успокаивались только тогда, когда им удавалось держать под контролем все: от закупки сырья до появления товара на витрине. Появление технологий управления ресурсами (ERP) позволило целому ряду крупных компаний создать превосходную модель для организации внутренних процессов, а также стимулировало стандартизацию во многих секторах экономики.
Однако все больше аналитиков и экспертов отмечали, что в 90-е гг. XX в. по мере продвижения современных технологий финансовые показатели традиционных компаний оказывались ниже показателей молодых компаний, успешно применявших новейшие бизнес-решения. Так, в прошлое уходили гиганты промышленности, которые отличались значительными объемами собственного физического капитала. Их рабочая сила в первую очередь была сориентирована на производство, основную массу сотрудников составляли специалисты, занятые в цехах и управляющие производственными процессами, транспортом, сырьем и т.д. При этом значительных объемов достигал оборотный капитала в виде запасов, незавершенного строительства и прочий. Службы, занимающиеся непосредственно рынком и продвижением продукции в таких компаниях были немногочисленны, и методы их работы не отличались изобретательностью. Период реакции на изменения конъюнктуры был довольно длительным, а планирование во многом выглядело как проекция прошлых показателей на новый временной отрезок.
На смену им начали приходить модели бизнеса нового поколения, которые реализовывались иными по форме и содержанию компаниями, все меньше ориентировавшихся на физический капитал. Производство было отдано внешним партнерам, а взамен упор начали делать на развитие и продвижение брендов. Такие компании, владеющие «именем», т.е. известной торговой маркой, становятся центром системы отношений, в которой находят свое место многочисленные поставщики комплектующих, компонентов, услуг и даже персонала. Деньги берутся в кредит, а необходимое оборудование не покупается, а берется в аренду или лизинг.
В отдельных случаях персонал компании нового типа представляет собой группы специалистов, работающих в разных концах мира, связанных мощными телекоммуникационными сетями. Такая компания, является, по сути, системным интегратором, механизмом объединения усилий многих участников бизнес-процесса с целью получения максимальной прибыли. Объект ее основного интереса – потребитель. Клиент становится центром всей системы экономических отношенийю Он знает лишь название продукта – и покупает его.
Компании с малым капиталом, тесно сотрудничающие с сетью внешних партнеров и в то же время владеющие мощным брендом, названы экспертами «сообществом добавленной стоимости» (англ. – “value added community”). Новые, в буквальном смысле этого слова, компании ничего не производят сами, однако деньги от продаж поступают именно к ним. Итак, системы управления ресурсами уступают место системам управления отношениями с клиентами.
На рынке телекоммуникаций не так давно виртуальные операторы. Компания, владелец торговой марки, продает услуги, например, мобильной связи, не построив при этом ни одной базовой станции, не проложив ни метра телефонного кабеля. Свои услуги виртуальный оператор оказывает, используя мощности другого, прочно закрепившегося на рынке оператора, владельца всей инфраструктуры. Что же позволяет успешно конкурировать по получаемой прибыли этому «легковесному» новичку с уже известными гигантами? Концентрация на результате.
Средства и люди не отвлекаются на обслуживание дорогого оборудования. Все направлено на выработку успешной маркетинговой политики, интенсивную рекламу и изучение рынка, потребностей клиентов. До этого у мощных конкурентов порой просто «не доходят руки». И вот виртуальный оператор, в считанные месяцы развернувший свой бизнес, демонстрирует завидные результаты. Его клиенты приносят больше прибыли, чем у работающего не первый год на рынке, богатого, но такого «непоротливого» конкурента, чьи ресурсы эксплуатируются на полную мощность.
Яркий пример успешного бренд-бизнеса – британская компания Virgin. Мобильная связь, железнодорожная компания, трансатлантический авиаперевозчик, музыкальные записи, водка, прохладительные напитки и многое другое под одним именем. Собственно, которым компания и владеет. Но основной капитал компании – это торговая марка Virgin. Остальное принадлежит ее партнерам, а порой и конкурентам. Используя их материальные капиталы, Virgin занимается лишь зарабатыванием денег.
Крупнейшая корпорация мира высоких технологий – Microsoft. Ее капитализация измеряется десятками миллиардов долларов, а цена основных фондов составляет несколько сотен миллионов. Остальное – цена бренда.
Еще один пример – недавний опыт российского бренда «Довгань». Правда, не столь успешный. Бывшему производителю мини-пекарен удалось достичь многого, продавая под своим именем продукцию, сделанную на заводах и фабриках, расположенных в странах Европы и Азии. Исчезновение его с рынка стало свидетельством того, что этот бизнес не из легких, и гарантий успеха никто не дает.
Итак, модель бизнеса, при которой компания в значительной мере освобождена от производственных процессов и видов деятельности и которая позволяет направить львиную долю ресурсов на управление взаимоотношениями с потребителями, создание новой продукции, является наиболее перспективной в современных условиях.
Анализ трех эпох развития стратегии предприятия показывает, что имело место неуклонное усложнение структуры внешней среды предприятий, ускорение темпов изменения параметров внешней среды, возрастание неопределенности параметров внешней среды во времени. Эти факторы в совокупности обусловили усложнение управления организациями, в особенности диверсифицированными – концернами и конгломератами.
Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:
- Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
- Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
- Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
«Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.»
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практиковавшемся в бизнесе свыше 20 лет назад, представлены на рисунке 1.
Сущность стратегического управления заключается в ответе на 3 важных вопроса:
- В каком положении предприятие находится в настоящее время?
- В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?
- Каким способом достичь желаемого результата?
Для решения первого вопроса необходима информационная основа с соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность для стратегического управления, как его ориентация на будущее. Необходимо определить к чему стремиться, какие ставить цели. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать данную стратегию.
Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
- Планирование стратегии.
- Организация выполнения стратегических планов.
- Координация действий по реализации стратегических задач.
- Мотивация на достижение стратегических результатов.
- Контроль за процессом выполнения стратегии.
Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование.
Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов (условий) функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к стратегии предприятия.
В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?), направление (каковы тенденции будущего?) и величина (насколько существенны будут перемены?).
С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. Увязка стратегических целей предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета. Бюджетирование включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов.
Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.
Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.
Мотивация как функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов. Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия.
Реализация функций стратегического управления осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений. Стратегическими решениями называют управленческие решения, которые ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных решений, сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы и связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений, например, можно отнести:
- реконструкцию предприятия;
- внедрение новшеств (изменение организационно-правовой формы, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
- выход на новые рынки сбыта;
- приобретение, слияние предприятий.
Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей. Основные из них:
- инновационный характер;
- направленность на перспективные цели и возможности;
- сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;
- субъективность оценки;
- необратимость и высокая степень риска.
Стратегическое управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основные из них:
Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Реализация этой задачи предполагает помимо знаний владение искусством ведения конкурентной борьбы, умение найти выход из самой затруднительной ситуации, сосредоточиться на ключевых проблемах, выделить главные достоинства своей организации.
Целенаправленность стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть всегда ориентированы на выполнение глобальной цели организации. В противоположность свободной импровизации и интуиции стратегическое управление призвано обеспечить осознанное направленное развитие организации и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных проблем.
Гибкость стратегического управления. Подразумевает возможность внесения корректив в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Реализация данного принципа предполагает оценку соответствия текущей стратегии требованиям внешней среды и возможностям предприятия, уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий и усиления конкурентной борьбы.
Единство стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Единство стратегических планов коммерческих организаций достигается посредством консолидации стратегий структурных подразделений, взаимного согласования стратегических планов функциональных отделов.
Создание необходимых условий для реализации стратегии. Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления