Предварительное продумывание и отбор идей

2. Предварительное технико-экономическое обоснование (предварительный бизнес-план)

3. Технико-экономическое обоснование проекта (полный бизнес-план)

Принятие или отклонение проекта

5. Проведение переговоров и заключение контрактов

Реализация проекта (строительство, обучение, монтаж)

Рабочая фаза

На этапах 1 и 2 производится исследование общих возможностей для реализации проекта.

Основная цель этой работы – решить вопрос: нужно ли переходить к следующему этапу, нужно ли проводить ТЭО; определить какой из вариантов наиболее жизнеспособный, а также определить критерии для выбора проекта; из вариантов остаётся один.

По степени новизны бизнес проекты можно классифицировать на

Проекты, поддерживающие прежний уровень производства

Проекты , направленные на расширение существующего производства

Проекты, направленные на создание новой продукции

Проекты, направленные на охрану окружающей среды

Прочие проекты

Чаще всего при составлении бизнес-плана ориентируются проекты третьего вида, однако проекты расширения и прочие проекты также могут быть объектами бизнес планирования.

Таким образом, бизнес план представляет собой документ, содержащий основные направления, цели и набор действий, ведущий к поставленной цели.

Продвижение бизнес-плана

В том случае, когда бизнес-план создается для привлечения инвесторов, то существует необходимость поиска и отбора инвесторов. Эта фаза может начинаться уже при создании предварительного технико-экономического обоснования.

Она заключается в

q сборе информации о возможных источниках финансирования

q выборе формы финансирования (кредит, лизинг, выпуск и продажа акций)

q проведении переговоров

q налаживании соответствующих отношений между предприятием и инвесторами(кредиторами)

q проработка возможности получения иностранных инвестиций

При получении иностранных инвестиций кроме финансовых ресурсов можно получить управленческий, технологический и рыночный опыт инвестора, как существенную составляющую, помогающую минимизировать риски при реализации бизнес-плана

Взаимодействие между партнерами должно начинаться как можно раньше и проходить в духе сотрудничества и кооперации.

Структура бизнес-плана

В бизнес-план должны быть включены следующие структурные элементы

Титульный лист

Резюме

Содержание

История бизнеса (если есть)

Цели

Описание предпринимательской идеи

Маркетинговый анализ

Маркетинговая стратегия

Организация и методы управления

Финансовая часть

Юридическая часть

Сырье и поставки

Дополнительные документы и приложения

Титульный лист

Содержание титульного листа

Название бизнес-плана

Автор

Адрес предприятия (если есть)

Логотип

Резюме

На одной-двух страницах излагаются главные пункты бизнес-плана. Это

q Цели

q Описание бизнес идеи

q Целевые рынки

q Конкурентное преимущество

q Управление и структура предприяти

q Финансовые требования и результаты

Объем данного раздела не должен превышать 2 страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту — предельная простота и минимум специальных терминов.

Этот разделом важен, поскольку если он не произведет благоприятного впечатления на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план не будет рассматриваться.

В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на два основных вопроса: “Что они получат при успешной реализации данного плана?” и “Каков риск потери ими денег?”.

Хронологически этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем основным вопросам и в целом по проекту. В этом же разделе помещается краткая информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

Основное содержание

Основные стратегические компоненты бизнес-плана следующие

История бизнеса (предприятия)

В случае, когда бизнес существовал, а бизнес-план предложен для развития нового направления, то необходима часть, содержащая описание истории предприятия.

Этот материал должен отражать

q Предпосылки и экономико-политическая среда

q Связь с другими предприятиями и лицами

q История: год основания, основные события

q Структура существующего рынка, положение предприятия на нем

q Организация продвижения и продаж

q Поставки сырья и комплектующих

q Месторасположение

q Технологии и производственные процессы

q Финансовое положение предприятия

Цели и задачи проекта

Четкое и структурированное изложение целей помогают определить структуру и границы проекта, легче проверять, что достигнуто и что еще нужно достичь

Цели и задачи должны быть реалистичными, соответствующими бизнес-идее и ресурсам, четкими и краткими

Для малого бизнеса большую роль играют мотивация предпринимателя: почему он решил начать бизнес. Как показывают опросы предпринимателей основными движущими мотивами является желание получить больше материальных выгод и быть самому себе хозяином.

Какая отдача ожидается от бизнеса

Наши рекомендации