Концепции управления маркетингом

Маркетинг считается существующим с 1900 г. Банковская сфера восприняла маркетинг только где-то в 80-х годах.

1. Концепция совершенствования производства.

Концепция совершенствования производства утверждает что потребители будут благожелательны к товарам ко­торые широко распространены и доступны по цене а следовательно руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения

Применение концепции совершенствования производства подходит в двух ситуациях Первая когда спрос на товар превышает предложение В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство Вторая когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить для чего требуется повышение производительности Вся концепция Генри Форда заключалась в отлаживании производства модели «Т» до такого состояния чтобы можно было снизить ее себестоимость и сделать машину доступной более широкому кругу лиц. Это еще один основополагающий подход, которым руковод­ствуются продавцы

Она связана с экономическими воззрениями и ситуациями. С началом массового производства Америка имела тенденцию – среднего качества товар в очень больших количествах. Основной упор фирма делает на соответствующее совершенствование технологий и снижение издержек, в результате чего считалось, что фирма получит конкурентное преимущество. Такую методику применял Форд. Т. е. это массовость товаров и невысокие цены. На самом деле это приносит пользу только для определенных отраслей.

2. Концепция совершенствования товаров.

Концепция совершенствования товара утверждает, что по­требители будут благосклонны к товарам, предлагаю­щим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном со­вершенствовании товара

Концепция совершенствования товара приводит к «маркетинго­вой близорукости» Продавец так влюбляется в собственный товар, что упускает из виду нужды клиентов. Этого подхода придерживаются многие производители.

Считается, что если упор будет сделан на более совершенный товар, то фирма завоюет определенное место и определенные преимущества на рынке. Цена товара немного ниже очень высокого качества. Однако могут появиться товары-конкуренты, выполняющие туже функцию, но использующие совершенно другую технологию. Например, граммофоны – бобина – магнитофоны – лазерные диски. Таким образом, совершенствование товара не должно закрывать широкого взгляда на рынок.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий.

Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает,. что потребители не будут покупать товары орга­низации в достаточных количествах, если она не пред­примет значительных усилий в сфере сбыта и стимули­рования.

Особый упор фирма делает на то, каким образом можно продвинуть товар на рынке, особенно товары пассивного спроса.. Эта концепция появилась где-то в 70-е годы в Америке. Часто используется навязывание. Особенно агрессивно используют концепцию интенсификации коммерческих усилий применительно к товарам пассивного спроса т е. товарам о приобретении которых покупатель обычно не думает например страховкам энциклопедическим словарям могильным участкам В этих отраслях деятельности разработаны и доведены до совершенства различные приемы выявления потенциальных покупателей и «жесткой продажи» им товара. Это сравнительно новый подход в предпринимательской деятельности

4. Концепция маркетинга. Своей цели фирма добивается через изучение и удовлетворение потребностей потребителя. Основной упор делается на то, что если вы не удовлетворили покупателя, то повторной покупки он у вас делать не будет.

Концепция маркетинга утверждает что залогом дости­жения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более про­дуктивными чем у конкурентов способами Суть концепции маркетинга определяют с помощью цветистых выражений типа «Отыщите потребности и удовлетворите их «Производите то, что можете продать вместо того чтобы пытаться продать то что можете произвести» «Любите клиента а не товар «Пусть будет по-вашему» (закусочные Бергер кинг») Вы наш

босс» (авиакомпания «Юнаитед эйрлайнс») Суммирует подобный подход девиз магазинов фирмы «Дж. К Пенин» «Делать все что в наших силах чтобы максимально возместить каждый затраченный клиентом доллар ценностной значимостью качеством и удовлетво­ренностью»

Концепции интенсификации коммерческих усилий и маркетинга часто путают друг с другом Т. Левитт разграничивает их следую­щим образом

Коммерческие усилия по сбыту - это сосредоточенность на нуждах продавца а маркетинг это сосредоточенность на нуждах покупателя Коммерческие усилия по сбыту это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги а маркетинг забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов связанных с созданием поставкой и наконец потреблением этого товара

Сравнение этих двух подходов дается на рис. 2

Концепции управления маркетингом - student2.ru

Рис 2

Сопоставление концепции интенсификации коммерческих усилии и концепции маркетинга

5. Концепция социально-этичного маркетинга. Здесь важно не только удовлетворить потребности потребителя, но и учитывать воздействие своей деятельности на общество. Этический маркетинг – работа не должна нарушать норм законодательства, моральных и этических норм.

Социально-этичный маркетинг - явление самого последнего вре­мени

Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и бо­лее продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благопо­лучия потребителя и общества в целом

Концепция социально-этичного маркетинга порождена сомне­ниями относительно соответствия концепции чистого маркетинга нашему времени с его ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, стремительным приростом населе­ния, всемирной инфляцией и запущенным состоянием сферы со­циальных услуг Всегда ли фирма, чувствующая, обслуживающая и удовлетворяющая потребности покупателей, действует с учетом долговременного блага потребителей и общества. Концепция чис­того маркетинга обходит стороной проблемы возможных кон­фликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием.

Концепция эта требует от дея­телей рынка увязки в рамках политики маркетинга трех факторов (см. рис. 3).

Концепции управления маркетингом - student2.ru

Рис. 3. Три фактора, лежащие в основе концепции социально-этичного

Маркетинга.

6. Зеленый маркетинг – маркетинг, учитывающий экологические требования и изменения. 80 % новых товаров, производящихся в Англии удовлетворяют требования зеленого маркетинга.

Концепция маркетинга – это идея понимания фирмой направления своей деятельности.

Цели – это глобальное. Они опираются на концепции, но гораздо специфичнее их.

Цели маркетинга:

1) достижение максимально высокого потребления.

Многие руководители делового мира считают, что цель мар­кетинга облегчать и стимулировать максимально высокое потреб­ление, которое в свою очередь создает условия для максимального роста производства, занятости и богатства.

За всем этим кроется утверждение, что, чем больше люди покупают и потребляют, тем счастливее они становятся. «Чем больше - тем лучше» так звучит этот боевой клич. Однако не­которые сомневаются в том, что возросшая масса материальных благ несет с собой и больше счастья. Их кредо: «чем меньше тем больше» и «немного - это здорово».

2) достижение максимальной потребительской удовлетворенности

Согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга достиже­ние максимальной потребительской удовлетворенности, а не макси­мально возможного уровня потребления. Потребление большого количества жевательной резинки или владение более обширным гардеробом что-то значит только в том случае, если ведет в конечном итоге к более полной потребительской удовлетворен­ности.

К сожалению, степень потребительской удовлетворенности и трудно измерить. Во-первых, еще ни один экономист не придумал, как замерить полное удовлетворение конкретным товаром или конкретной маркетинговой деятельностью. Во-вторых, непосред­ственное удовлетворение, получаемое отдельными потребителями от конкретных «благ», не учитываем «зло», такое, как загрязнение окружающей среды и наносимый ей ущерб В-третьих. степень удовлетворения, испытываемого потребителем определенных товаров, таких, как изделия - символы общественного положения, зависит от того, у сколь малoго круга других эти товары есть Следовательно, дать оценку системе маркетинга на основе по­каза гелей удовлетворенности, которую она приносит общественности, затруднительно.

3) некоторые фирмы хотят достичь широкого выбора товаров

Некоторые деятели рынка считают , что основная цель системы маркетинга - обеспечить максимально возможное разнообразие товаров и предоставить потребителю максимально широкий выбор Система должна дать потребителю возможность найти товары. которые наиболее полно отвечают его вкусу Потребители должны иметь возможность максимально улучшить свой образ жизни, а следовательно, и получить наибольшее удовлетворение.

К сожалению, максимальное расширение потребительского вы­бора требует затрат Во-первых, товары и услуги станут дороже, поскольку большое разнообразие вызовет рост издержек по их производству и поддержанию запасов Повышенные цены повлекут за собой снижение реальных доходов потребителей и масштабов потребления Во-вторых, увеличение разнообразия товаров потре­бует от потребителя больше времени и усилий на знакомство с различными товарами и их оценку В-третьих, увеличение числа товаров вовсе не означает для потребителя расширения возможностиреального выбора В Соединенных Штатах существуют множество марок пива и большинство из них имеют одинаковый вкус Когда в рамках товарной категории насчитывается множество марочных товаров с незначительными отличиями друг от друга. ситуация эта называетсямарочным изобилием и потребителю предоставляетсямнимый выбор И наконец, сами потребители -не всегда приветствуют большое разнообразие товаров Некоторые, встречая в определенных товарных категорияхизбыток выбора, испытывают чувство растерянности и беспокойства

4) повышение качества жизни и общего благосостояния.

Многие считают, что основная цель системы маркетинга должна заключаться в улучшении «качества жизни» Это понятие складывается из 1) качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров, 2) качества физической среды и 3) качества

культурной среды. Сторонники этого взгляда склонны оценивать систему маркетинга не только по степени предоставляемой ею непосредственной потребительской удовлетворенности, но и по воздействию, которое деятельность в сфере маркетинга оказывает на качество физической и культурной среды. Большинство со­глашается с тем, что для системы маркетинга повышение качества жизни - цель благородная, но признает, что качество это измерить нелегко, а толкования его порой противоречат друг другу.

Лекция 2 Маркетинговые стратегии и основные организационные принципы маркетинга

Анализ основных маркетинговых возможностей фирмы. Базовая схема принятия маркетинговых решений. ведение в сегментацию рынков, основная деятельность маркетинговых служб предприятия. Сегменты рынка и позиционирование товара. Основные маркетинговые рычаги фирмы, Задачи и структура маркетингового отдела предприятия

Наши рекомендации