Сущность процесса распределения товаров
Как только производство товара завершено, с учетом реальных нужд и потребностей произведенные товары должны быть доставлены в нужное место, в заданное время и в необходимом количестве. Чтобы обеспечить это, товаропроизводителю следует принять и реализовать соответствующие управленческие решения, совокупность которых определяет так называемое распределение товаров (рис. 1).
Таким образом, под распределениемимеется в виду установление определенной совокупности мероприятий, в результате выполнения которых обеспечивается перемещение необходимых товаров в пространстве и времени от производителя к месту продажи и потребления.
Канал распределения – это совокупность фирм, принимающих право собственности или способствующих его передачи другим по пути движения товара от производителя к потребителю.
Перемещение товаров не всегда может осуществлять сам товаропроизводитель. Да и не всегда следует ему это делать.
Во-первых, для обеспечения товародвижения необходимы соответствующие - финансовые ресурсы, которые могут и отсутствовать у производителя
Во-вторых, если соответствующие финансовые ресурсы и имеются, то их более целесообразно вложить в производство, а не в обращение.
В-третьих, очень важно то, что производитель может специализироваться лишь на изготовлении определенной продукции, постоянно учитывая конкретные запросы покупателей и обеспечивая более полное их удовлетворение, в то время как реализация отдельных функций политики распределения передается другим предпринимательским структурам, так называемым посредникам.
Сколько и каких каналов распределения необходимо выбрать конкретному производителю – это одно из основных решений принимаемых в процессе реализации политики распределения.
Рис. 1 – Распределение товаров
Каналы распределения могут быть трех видов: прямые, косвенные и смешанные.
Прямые каналы организуются для перемещения товаров и услуг без участия посреднических организаций. Выделяют три типа прямых каналов распределения:
1) когда реализация товаров изготовителями осуществляется на основе только прямых контактов;
2) когда в распределении участвуют оптовые и розничные филиалы производителя;
3) когда в распределении принимают участие и независимые посредники, к которым право собственности на товар не переходит
Разновидностями прямых каналов распределения являются:
- распределение по прямым заказам потребителей;
- продажа по телефону;
- посылочная торговля (торговля по каталогам);
- торговля через принадлежащие производителю магазины;
- продажа по объявлениям.
В качестве самостоятельного элемента канала распределения могут быть представлены организации рыночной инфраструктуры, помогающие активизировать процесс распределения продукции.
Это:
o товарные биржи;
- ярмарки;
- выставки.
Косвенные каналы распределения чаще всего используются при реализации потребительских товаров. Они могут так же использоваться и при реализации продукции производственного назначения, если ее потребителями является значительное число небольших фирм с небольшим объемом потребления данной продукции.
Косвенные каналы обычно используются предприятиями, которые с целью расширения своих рынков и увеличения объемов сбыта, готовы отказаться от многих сбытовых функций и расходов, и соответственно, от определенной доли контроля над сбытом, а также несколько ослабить контакты с потребителями, передав функции перемещения товаров посреднику.
К косвенным каналам распределения относятся многоуровневые каналы распределения, включающие одного и более посредников, которые участвуют в продвижении товара от изготовителя к конечному потребителю, приобретая при этом право собственности на распределяемые товары и указанные услуги.
Смешанные каналы распределения представляют собой различные комбинации прямых и косвенных каналов. Главной их отличительной чертой является то, что их представителями выступают как сбытовые подразделения, принадлежащие изготовителю, так и независимые оптовые и розничные торговые фирмы.
Смешанные каналы распределения могут использоваться в равной степени при реализации, как потребительских товаров, так и продукции производственного назначения.