Процесс товародвижения
После выбора каналов распределения необходимо организовать их эффективное функционирование, т.е. решить вопросы в области физического распределения (товародвижение).
Товародвижение – это планирование, осуществление и контроль физического перемещения товаров от мест их происхождения к местам использования. Товародвижение включает работу с заказами, обработку грузов, организацию складского хозяйства, управление запасами и транспортировку.
На рис. 3 приводится диаграмма, характеризующая структуру затрат по выполнению отдельных функций товародвижения.
Рис. 3 – Структура затрат по отдельным функциям товародвижения.
Главные цели процесса товародвижения формулируются в области обеспечения требуемого уровня удовлетворения запросов потребителей при минимизации затрат на организацию и осуществление данного процесса.
При проектировании процесса товародвижения согласованно требуется решать производственные и сбытовые вопросы.
Производственные вопросы: где целесообразнее собирать автомобиль: на заводе-изготовителе или по месту продажи? где целесообразнее расфасовывать стиральные порошки, бутилировать напитки: в месте производства или в месте продажи?, где может быть более дешевые рабочая сила и упаковочные материалы? зачем в неполностью заполненных коробках транспортировать воздух?
Сбытовые вопросы Где лучше хранить запасы продукции: на заводе, в системе оптовой или розничной торговли или в определенных пропорциях во всех этих местах? Каковы должны быть эти запасы? Какими видами транспорта и как лучше транспортировать продукцию? Как и где организовать допродажное и послепродажное обслуживание?
Рассмотрим более подробно отдельные операции физического распределения.
Работа с заказами включает: получение заказов, их обработку и выполнение. Заказы поступают по почте, по телефону, через компьютерные сети, в результате личных визитов представителей заказчиков. Обработка заказов заключается в передаче их на склады, где проверяется наличие запрашиваемого продукта. Кроме того, заказ направляется в соответствующие экономические службы, где проверяются цены, условия поставки, кредитоспособность заказчика. После одобрения заказа начинается его выполнение. Если заказанного продукта нет на складе, то дается задание производственникам.
После того как заказ готов к отгрузке, складские и сбытовые службы составляют график использования соответствующих транспортных средств. Они выбираются, помимо всего прочего, с учетом срочности поставки.
Обработка грузов важна как с точки зрения эффективной организации складского хозяйства, так и с точки зрения транспортировки груза с места производства до места его использования. Операции упаковки, погрузки, перемещения и маркировки должны выполняться таким образом, чтобы снизить затраты и принести наибольшую пользу потребителям. На выбор методов обработки грузов существенное влияние оказывает вид продукта: является он скоропортящимся или нет и др.
Организация складского хозяйства включает проектирование и использование складских помещений, средств перемещения, хранящихся в них товаров. Складское хозяйство служит целям согласования производства с заказами. Складирование товаров позволяет также поддерживать уровень цен и удовлетворять сезонный спрос.
Складское хозяйство выполняет следующие функции: получает товары, идентифицирует и регистрирует их, проводит сортировку, направляет товары на хранение и хранит их, отыскивает нужные товары и сортирует их для отгрузки, осуществляет упаковку подобранных групп товаров и направляет их к выбранному транспортному средству. При этом осуществляется оформление соответствующих сопроводительных и бухгалтерских документов.
Управление запасами заключается в создании и поддержании запасов товаров соответствующего ассортимента и в соответствующем количестве, необходимых для удовлетворения запросов потребителей. Кроме того, создание запасов служит целям обеспечения непрерывного в течение года производства продуктов сезонного спроса, например, газонокосилок. Поскольку доля основных фондов, необходимых для управления запасами, составляет 30–50% суммарных основных фондов предприятия, то эффективное управление ими составляет важный резерв повышения всей деятельности в области физического распределения. Когда на складе хранится малый запас товаров, это, с одной стороны, снижает запасы нереализованной продукции, но с другой стороны, потребитель, не получив нужный ему продукт, переключается на покупку продукта конкурента. Когда же запасы чрезмерно велики, то удовлетворение запросов потребителей становится более дорогим, возникает вероятность устаревания продуктов. Отсюда вытекает сложная и важная задача оптимизации запасов.
Менеджеры по запасам имеют дело с двумя чрезвычайно важными проблемами. Они должны знать, когда необходимо пополнять запасы и сколько нужно заказать товаров. Точка перезаказа характеризует уровень запасов, при котором необходимо сделать новый заказ. Выбор точки перезаказа определяют три фактора: время запаздывания поступления товаров после того, как они были заказаны; скорость продажи товаров и запас безопасности, дающий возможность всегда удовлетворять запросы потребителей. Оптимальный уровень запаса безопасности зависит от спроса и стандарта по предоставлению услуг потребителям. Большие запасы безопасности гарантируют наличие требуемого товара на складе, они также снижают стоимость реализации заказов, поскольку последние осуществляются относительно редко. Малые запасы безопасности, с другой стороны, требуют частого перезаказывания и приводят к высокой стоимости реализации заказа. Вместе с тем такой подход уменьшает общую стоимость обслуживания запасов. На рис. 4 предоставлены две системы возобновления запасов, характеризующихся разными размерами возобновления запасов при одном и том же запасе безопасности. Вариант (а) характеризует при определенной величине спроса редкое поступление заказов. Вариант (б) при той же величине спроса – частое поступление заказов.
Рис. 4 – Влияние размера заказа на систему возобновления запасов
На рис. 5 даются рекомендации по выбору экономически оправданной величины заказа исходя из требования минимизации суммарных затрат на создание и поддержание запасов. Данный подход положен в основу многих систем контроля уровня запасов. Однако всегда следует помнить: минимизация суммарных затрат должна быть сбалансирована с уровнем услуг, предоставляемых потребителям. Поэтому вследствие увеличенных затрат на обслуживание запасов, что обычно коррелирует с увеличением уровня обслуживания потребителей, заказываемое количество часто лежит правее оптимальной точки, что приводит к более высоким суммарным затратам.
В настоящее время используются различные методы, направленные на улучшение управления запасами, например, система «точно в положенное время».
Рис. 5 – Выбор экономически оправданной величины заказа
Транспортировка обеспечивает перемещение товара с места производства к месту его продажи и использования. Практика выработала ряд рекомендаций по предпочтительному использованию разных видов транспорта для транспортировки различных грузов (табл. 3).
Таблица 3 Использование разных видов транспорта для транспортировки различных грузов
Железнодорожный | Авто | Водный | Трубопроводный | Воздушный |
Уголь | Одежда | Бензин | Нефть | Цветы |
Зерно | Бумажные товары | Химикаты | Природный газ | Скоропортящиеся продукты |
Химикаты | Компьютеры | Руда | Угольная пульпа | Инструменты |
Лес | Книги | Бокситы | Вода | Срочные запасные части |
Автомобили | Свежие фрукты | Зерно | Срочная почта | |
Руда | Живой скот |
В табл. 4 приводятся данные, характеризующие сравнительную эффективность различных видов транспорта по шести показателям.
Оценки по приведенным в таблице показателям кладутся в основу выбора транспортных средств.
Для того чтобы использовать выгоды различных транспортных средств, часто используют комбинацию из нескольких видов транспорта. Контейнеризация облегчает комбинированное использование нескольких видов транспорта.
Таблица 4 Сравнительная характеристика различных видов транспорта*
Вид | Стоимость на км. | Скорость поставки | Частота поставок | Стабильность графика поставок | Гибкость обработки груза | Месторасположение |
Водный | ||||||
Железнодорожный | ||||||
Автотранспорт | ||||||
Трубопроводный | ||||||
Воздушный |
*Обозначения:
1 – очень низкая эффективность;
2 – низкая эффективность;
3 – средняя эффективность;
4 – хорошая эффективность;
5 – очень хорошая эффективность.
Рассмотренные затраты на реализацию функций физического распределения – работа с заказами, обработка грузов, организация складского хозяйства, управление запасами и транспортировка – составляют около трети всех затрат на маркетинг. Оказывая сильное влияние на уровень удовлетворенности потребителей, эти функции для маркетолога представляют большое значение.