Методические указания к изучению дисциплины

МАРКЕТИНГ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Специальность080502(8) - Экономика и управление на предприятии туризма

и гостиничного хозяйства

Специализация «Организация деятельности гостиничного комплекса»

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

асс. Н.Ю. Корсакова

Рецензент

д-р экон. наук, проф. В.С. Боголюбов

Подготовлено на кафедре

экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве

Одобрено научно-методическим советом

факультета туризма и гостиничного хозяйства

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

© СПбГИЭУ, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ_ 4

1.1. Место дисциплины в системе подготовки специалистов_ 4

1.2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, умениям и навыкам студента_ 4

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ_ 5

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 7

3.1. Цель выполнения контрольных заданий_ 7

3.2. Рекомендации по технологии выполнения контрольного задания 8

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ_ 8

4.1. Задание 1. Маркетинговый анализ гостиничного предприятия 8

4.2. Задание 2.Ответ на теоретический вопрос_ 11

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ, ОФОРМЛЕНИЮ И СРОКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ_ 11

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_ 13

6.1. Нормативные правовые акты_ 13

6.2. Основная литература_ 13

6.3. Дополнительная литература_ 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ_ 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ_ 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ_ 18

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Место дисциплины в системе подготовки специалистов

Целью дисциплины «Маркетинг гостиничных услуг» является изложение основ маркетинга применительно к сфере туризма, показать богатство и разнообразие теории и практики маркетинга, помочь студентам в освоении и использовании маркетинговых технологий. В ходе изучения дисциплины даются основные понятия маркетинга, этапы и последовательность конкретных действий в его области, особенности применения теории маркетинга к основным видам туристской деятельности. В результате изучения дисциплины студенты должны быть готовы на основе теоретических знаний и умений практически применить их в деятельности туристских и связанных с ними предприятий.

Задачи дисциплины:

· понимание роли маркетинга и его отдельных элементов в деятельности предприятий туризма;

· практика применения маркетингового инструментария на уровне предприятия;

· умение разрабатывать практические действия и мероприятия на разных этапах маркетингового процесса.

Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, умениям и навыкам студента

В методологическом и методическом отношении дисциплина «Маркетинг гостиничных услуг» основывается на знаниях следующих дисциплин: «Психология и педагогика», «Информатика», «Статистика», «Менеджмент» и входит в состав дисциплин специализации «Организация деятельности гостиничного комплекса». Основные знания, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

· необходимость применения маркетинга во всех формах его проявления в деятельности предприятий туризма;

· основные инструменты и элементы маркетинга в деятельности предприятий туризма;

· основные инструменты и элементы маркетинга в деятельности предприятий туризма;

· основные факторы маркетинговой среды туристских предприятий;

· этапы реализации маркетингового процесса для предприятий индустрии туризма;

· специфика применения маркетинговых инструментов в деятельности различных предприятий индустрии туризма.

Основные навыки, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

· проведение маркетинговых исследований в сфере туризма;

· осуществление маркетингового планирования деятельности туристских предприятий;

· маркетинговые воздействия на различные сегменты рынка и смежные предприятия туризма;

· организация маркетингового контроля деятельности туристских предприятий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения выполнены в соответствии с рабочим учебным планом подготовки экономистов-менеджеров по специальности 080502(8) - Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства.

Данное методическое указание направлено на закрепление и углубление знаний, полученных при изучении дисциплины посредством решения конкретных задач, изучения рекомендуемой учебной, методической и научной литературы.

Перед выполнением контрольного задания студент должен ознакомиться с основными вопросами изучаемой дисциплины «Маркетинг гостиничных услуг» по информации лекционных и практических занятий, на основании электронных, нормативных, литературных, справочных, рекламных и других материалов.

После ознакомления с этими вопросами студент изучает методические указания к контрольному заданию и приступает к его выполнению.

Темы, предусмотренные для изучения в рамках дисциплины «Маркетинг гостиничных услуг» представлены в Приложении 1 «Содержание дисциплины».

Методика самостоятельной работы над лекционным материалом состоит из следующих этапов:

1. Тема лекции. При более глубокой проработке лекционного материала необходимо учитывать собственный интерес, обеспеченность темы источниками и литературой, их доступность.

2. Составление плана. При подготовке плана необходимо составить очень подробный вопросник по каждому пункту, с тем, чтобы можно было четко проследить обеспеченность всех его частей материалом источников и литературы.

3. Сбор материала. Общее ознакомление с темой по учебникам, хрестоматиям, различным справочникам и энциклопедическим словарям, как общего, так и специального характера, Интернет-ресурсами и другое. Цели первоначального ознакомления с материалом: выявление узловых моментов выбранной темы, места и роли изучаемого вопроса в общем историческом контексте, а также взаимосвязи его с другими дисциплинами; определение круга источников по теме; выявление историографии вопроса; распределение библиографии в хронологии для уточнения происхождения тех или иных идей в исследовательской литературе.

4. Составление выписок из информационных источников. Составление картотеки описаний основных источников и литературы по изучаемой теме, проработка в соответствии с планом источников и литературы.

5. Список литературы. Правильная методика составления выписок из информационных источников (с обязательным указанием имени автора, названия, всех выходных данных и номеров цитируемых страниц).

Для самостоятельной подготовки можно рекомендовать следующие источники информации:

· конспекты лекций и материалы практических занятий;

· учебную литературу соответствующего профиля для ВУЗов;

· специализированную литературу – монографии, статьи в научных и научно-популярных журналах;

· средства массовой информации – газеты, Интернет и др.

Из учебной литературы в первую очередь необходимо рекомендовать учебники для ВУЗов с рассмотрением общетеоретических вопросов, а также расширенными подразделами данной тематики. Необходимые темы, как правило, легко найти, используя оглавление, либо предметный указатель в конце издания.

Рекомендуется пользоваться изданиями не более чем 3-5 лет давности. Самая современная информация доступна для пользователей Интернета, однако, в некоторых случаях она нуждается в перепроверке по литературным источникам.

Наши рекомендации