Методические указания к изучению дисциплины
МАРКЕТИНГ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
Методические указания к изучению дисциплины
и выполнению контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
Специальность080502(8) - Экономика и управление на предприятии туризма
и гостиничного хозяйства
Специализация «Организация деятельности гостиничного комплекса»
Санкт-Петербург
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Составитель
асс. Н.Ю. Корсакова
Рецензент
д-р экон. наук, проф. В.С. Боголюбов
Подготовлено на кафедре
экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве
Одобрено научно-методическим советом
факультета туризма и гостиничного хозяйства
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителем
© СПбГИЭУ, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ_ 4
1.1. Место дисциплины в системе подготовки специалистов_ 4
1.2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, умениям и навыкам студента_ 4
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ_ 5
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 7
3.1. Цель выполнения контрольных заданий_ 7
3.2. Рекомендации по технологии выполнения контрольного задания 8
4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ_ 8
4.1. Задание 1. Маркетинговый анализ гостиничного предприятия 8
4.2. Задание 2.Ответ на теоретический вопрос_ 11
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ, ОФОРМЛЕНИЮ И СРОКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ_ 11
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_ 13
6.1. Нормативные правовые акты_ 13
6.2. Основная литература_ 13
6.3. Дополнительная литература_ 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ_ 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ_ 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ_ 18
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Место дисциплины в системе подготовки специалистов
Целью дисциплины «Маркетинг гостиничных услуг» является изложение основ маркетинга применительно к сфере туризма, показать богатство и разнообразие теории и практики маркетинга, помочь студентам в освоении и использовании маркетинговых технологий. В ходе изучения дисциплины даются основные понятия маркетинга, этапы и последовательность конкретных действий в его области, особенности применения теории маркетинга к основным видам туристской деятельности. В результате изучения дисциплины студенты должны быть готовы на основе теоретических знаний и умений практически применить их в деятельности туристских и связанных с ними предприятий.
Задачи дисциплины:
· понимание роли маркетинга и его отдельных элементов в деятельности предприятий туризма;
· практика применения маркетингового инструментария на уровне предприятия;
· умение разрабатывать практические действия и мероприятия на разных этапах маркетингового процесса.
Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, умениям и навыкам студента
В методологическом и методическом отношении дисциплина «Маркетинг гостиничных услуг» основывается на знаниях следующих дисциплин: «Психология и педагогика», «Информатика», «Статистика», «Менеджмент» и входит в состав дисциплин специализации «Организация деятельности гостиничного комплекса». Основные знания, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:
· необходимость применения маркетинга во всех формах его проявления в деятельности предприятий туризма;
· основные инструменты и элементы маркетинга в деятельности предприятий туризма;
· основные инструменты и элементы маркетинга в деятельности предприятий туризма;
· основные факторы маркетинговой среды туристских предприятий;
· этапы реализации маркетингового процесса для предприятий индустрии туризма;
· специфика применения маркетинговых инструментов в деятельности различных предприятий индустрии туризма.
Основные навыки, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:
· проведение маркетинговых исследований в сфере туризма;
· осуществление маркетингового планирования деятельности туристских предприятий;
· маркетинговые воздействия на различные сегменты рынка и смежные предприятия туризма;
· организация маркетингового контроля деятельности туристских предприятий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения выполнены в соответствии с рабочим учебным планом подготовки экономистов-менеджеров по специальности 080502(8) - Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства.
Данное методическое указание направлено на закрепление и углубление знаний, полученных при изучении дисциплины посредством решения конкретных задач, изучения рекомендуемой учебной, методической и научной литературы.
Перед выполнением контрольного задания студент должен ознакомиться с основными вопросами изучаемой дисциплины «Маркетинг гостиничных услуг» по информации лекционных и практических занятий, на основании электронных, нормативных, литературных, справочных, рекламных и других материалов.
После ознакомления с этими вопросами студент изучает методические указания к контрольному заданию и приступает к его выполнению.
Темы, предусмотренные для изучения в рамках дисциплины «Маркетинг гостиничных услуг» представлены в Приложении 1 «Содержание дисциплины».
Методика самостоятельной работы над лекционным материалом состоит из следующих этапов:
1. Тема лекции. При более глубокой проработке лекционного материала необходимо учитывать собственный интерес, обеспеченность темы источниками и литературой, их доступность.
2. Составление плана. При подготовке плана необходимо составить очень подробный вопросник по каждому пункту, с тем, чтобы можно было четко проследить обеспеченность всех его частей материалом источников и литературы.
3. Сбор материала. Общее ознакомление с темой по учебникам, хрестоматиям, различным справочникам и энциклопедическим словарям, как общего, так и специального характера, Интернет-ресурсами и другое. Цели первоначального ознакомления с материалом: выявление узловых моментов выбранной темы, места и роли изучаемого вопроса в общем историческом контексте, а также взаимосвязи его с другими дисциплинами; определение круга источников по теме; выявление историографии вопроса; распределение библиографии в хронологии для уточнения происхождения тех или иных идей в исследовательской литературе.
4. Составление выписок из информационных источников. Составление картотеки описаний основных источников и литературы по изучаемой теме, проработка в соответствии с планом источников и литературы.
5. Список литературы. Правильная методика составления выписок из информационных источников (с обязательным указанием имени автора, названия, всех выходных данных и номеров цитируемых страниц).
Для самостоятельной подготовки можно рекомендовать следующие источники информации:
· конспекты лекций и материалы практических занятий;
· учебную литературу соответствующего профиля для ВУЗов;
· специализированную литературу – монографии, статьи в научных и научно-популярных журналах;
· средства массовой информации – газеты, Интернет и др.
Из учебной литературы в первую очередь необходимо рекомендовать учебники для ВУЗов с рассмотрением общетеоретических вопросов, а также расширенными подразделами данной тематики. Необходимые темы, как правило, легко найти, используя оглавление, либо предметный указатель в конце издания.
Рекомендуется пользоваться изданиями не более чем 3-5 лет давности. Самая современная информация доступна для пользователей Интернета, однако, в некоторых случаях она нуждается в перепроверке по литературным источникам.