Проверка концепций и экономический анализ
Фирма должна иметь обратную связь с потребителями по поводу своих идей и продукций. Проверить концепцию – это означает представить потребителю предлагаемый товар и оценить его отношение к нему и намерение приобрести этот товар. Потребителю предоставляется письменная или устная информация и его просят ответить на ряд вопросов.
Экономический анализ должен включать:
1. Прогнозы спроса (соотношение объёма сбыта и цен, сезонность, интенсивность каналов сбыта, показатели заменяющих покупок)
2. Прогнозы издержек (оценки расходов на сырьё, экономия на масштабе производства, издержки в каналах сбыта, уровень достижения окупаемости)
3. Оценку конкуренции (вероятность стратегии конкурентов в ответ на новую продукцию фирмы)
4. Оценку требуемых инвестиций (в НЕОКР испытания их продвижения, подготовку производства, распределение и сбыт)
5. Оценку прибыльности (контроль над ценами, скорость возврата инвестиций и дохода от них, период покрытия первоначальных расходов, краткая и долгосрочная общая и относительная прибыль, риск)
Маркетинг инноваций
Вопросы:
1. Маркетинг проекта для прикладных исследований (поиск идей).
2. Маркетинг результата прикладных исследований, нацеленных на оценку рыночных перспектив и перспектив промышленного применения результатов исследований.
3. Маркетинг инноваций
Вопрос 1.
Исторически сложилось 2 подхода, характеризующих место маркетинга в инновационной деятельности, которые могут быть определены как:
1. Инженерный (маркетинг осуществляется задним числом, после завершения разработки продукта)
2. Маркетинговый (предварительное формирование облика и рабочее проектирование нового продукта, осуществляется после проведения маркетинговых исследований)
Инженерный подход имеет место, когда сначала организуется производство товара/услуги, а затем ищется потенциальный потребитель, при этом разработка проводится согласно техническим требованиям, то есть определяется нормативным.
При маркетинговом подходе разработка продукта производится в соответствии с бизнес-планом, а технические условия могут играть лишь характер ограничений.
Переход от инженерного к маркетинговому подходу в инновационной деятельности заметно изменил последовательность и саму технологию проектирования. Прикладное исследование часто начинается после получения технического задания на нововведения, основанного на итогах маркетинга и фундаментального исследования. Этот этап включает в себя обычно сбор и обработку информации о результатах фундаментального исследования, изучения запросов заказчиков, прогнозирование перспектив решения поставленной задачи, выбор и сопоставление возможных вариантов этого решения, проведение экспериментов, анализ их результатов, формулировку рекомендации для разработки нововведения.
Вопрос 2
Маркетинг результатов исследования – мероприятие значительно менее сложное, чем маркетинг идей для исследования, однако его осуществление осложняется, прежде всего, что прежде, чем получить какие-либо результаты, необходимо затратить некоторую сумму денег и времени.
Для финансирования проведения маркетинговых исследований и результатов прикладных разработок возможно привлечение средств сторонней организацией, заинтересованной в приобретении данной разработки. Результатом исследований обычно являются цифры, заявки на изобретения, прототипы и обоснования, приборы для измерения каких либо параметров, улучшение качеств лабораторных процессов, но законченный продукт как результат исследования является чрезвычайно редко.
Важной задачей является проведение прикладных исследований – это техническое обоснование проекта, которая позволит убедить потенциального партнёра (покупателя или руководства этой фирмы), что результат исследования будут работать на практике и в реальной промышленной ситуации. Это особенно важно для отраслей, таких как химической промышленности или энергетики.