Как обеспечить потребителям головную боль
Поговорим о головной боли. Начиная с 1995 г. борьба двух фармацевтических гигантов, выпускающих болеутоляющие препараты — Tylenol, входящего в состав Johnson & Johnson, и Advill, принадлежащего American Home Product, была постоянным источником мигрени для рядовых потребителей. Каким-то образом обе компании совершенно упустили из виду тот факт, что их непрекращающиеся открытые столкновения негативно влияют на реализацию стратегий ИМК.
История их борьбы началась с того дня, когда Johnson & Johnson повела атаку с помощью телевизионной рекламы, после чего обе компании начали обвинять друг друга в искажении информации о побочных эффектах выпускаемых ими препаратов.
Поток взаимных обвинений, распространяемых двумя конкурентами, вынудил ведущие телекомпании «придержать» выпуск в эфир некоторые из их рекламных роликов. Телекомпания АВС зашла в этом настолько далеко, что запретила показ любой рекламы лекарств, которая могла бы даже косвенно повредить имиджу продукции других фармацевтических фирм.
Однако, не устрашенные этими мерами противоборствующие стороны, продолжили сражение на страницах печатных изданий, где Advill атаковала Tylenol с помощью рекламы в «New York Times» и в других газетах. В «New York Times» было приведено открытое письмо Антониса Бенеди, бывшего секретаря Джорджа Буша, обвинявшего препараты Tylenol в побочном воздействии на печень. По его словам, именно они и вызвали необходимость срочной операции в 1993 г. Руководство компании Johnson & Johnson пришло в ярость, однако не только из-за самого письма, но в основном из-за того, что газета не указала, что оно печаталось на правах рекламы. Однако, по мнению руководства Johnson & Johnson, хуже всего было то, что в конце рекламы приводилось обращение службы здравоохранения Уайтхолла-Робина, которое подтверждало, что перепечатка этого письма является «услугой общественного характера».
Последние взаимные атаки противников вызвали у наблюдателей опасение по поводу самоубийственности их действий. «Ситуация выходит из-под контроля», – заявил Пол Келли, президент Silvermine Consulting, выступающей в качестве консультанта компаний, торгующих потребительскими товарами. — Рано или поздно, люди задумаются о целесообразности употребления этих препаратов и просто перестанут их покупать». Уже есть доказательства того, что данный процесс набирает обороты. Например, рыночная доля Tylenol сократилась с 34 % в 1995 г. до 31 % в 1996 г.
Обе компании по-прежнему считаются опытными разработчиками маркетинговых стратегий, прекрасно умеющими синхронизировать использование тех или иных инструментов маркетинговых коммуникаций для достижения их наилучшего совместного звучания. По-видимому, они просто не осознают опасных последствий взятой ими фальшивой ноты.
Источник: John Greenwald, «Bitter Ads to Swallow», April 1,1996,48-49.
Заключительное размышление: все действия и коммуникации должны быть честными
При реализации стратегии ИМК чрезвычайно важно, чтобы каждое маркетинговое обращение, каждые реклама и контакт с потребителем осуществлялись с соблюдением необходимых правовых и этических норм. При этом любая ошибка может оказать самое негативное влияние на остальные элементы стратегии. Ненадежная упаковка, невежливый продавец или вводящая в заблуждение реклама могут отрицательно сказаться на реализации других составляющих программы маркетинговых коммуникаций. Поэтому специалистам по маркетинговым коммуникациям необходимо создавать такой механизм контроля, который позволит им держать под наблюдением всю программу маркетинговых коммуникаций в целом.
Для такого наблюдения производителю, может быть, придется изменить идеологию бизнеса или же использовать дополнительные ресурсы. Во врезке «ИМК в действии» показано, как некоторые компании допустили нарушения в использовании этого интегрированного подхода и как это отразилось на их отношениях с потребителями.
Резюме
1. Назовите основным правовые проблемы, влияющие на маркетинговые коммуникации.
Правовые проблемы использования рекламы касаются вопросов предотвращения обмана потребителей, который может происходить из-за распространения необоснованных заявлений, проведения некорректных сравнений; демонстраций товара, способных ввести в заблуждение потребителей; использования рекламных приманок, ложных свидетельств и «льготных» продаж. Правовое регулирование затрагивает все виды маркетинговых коммуникаций. Для ПР оно связано с проблемами диффамации, нарушения прав частной жизни, защиты авторских прав и соблюдения правил заключения контрактов. При реализации мер по стимулированию продаж менеджеры должны уделять особое внимание созданию покупательских стимулов, проведению конкурсов и предоставлению гарантий на товар. Продавцы, использующие методы прямого маркетинга, должны иметь представление о законах, регулирующих проведение прямой почтовой рассылки, телефонного маркетинга и использование Интернета. Основные правовые проблемы, возникающие при личных продажах, включают в себя взяточничество, организацию ценового сговора и использование других противозаконных действий.
2. Проанализируйте влияние проблем социальной ответственности на маркетинговые коммуникации.
Основные проблемы социальной ответственности, влияющие на маркетинговые коммуникации, связаны с манипуляцией общественным мнением и использованием обращений, воздействующих на подсознание потребителей «дутой» рекламы; использованием стереотипных рекламных образов и рекламы, ориентированной на детей; нарушением прав неприкосновенности частной жизни; распространением товаров, оскорбляющих чувства покупателей. Решение этих проблем должно быть тщательно увязано с соблюдением прав на свободу слова и осуществление свободного выбора. Специалисты должны выбирать такой способ распространения маркетинговых коммуникаций, который обеспечит их социальную ответственность.
3. Обсудите вопрос о роли саморегулирования при осуществлении маркетинговых коммуникаций.
Специалисты по маркетинговым коммуникациям осуществляют саморегулирование своей деятельности для повышения ее социальной ответственности и исключения возможностей нарушения федеральных и местных законов. Кроме того, саморегулирование позволяет избежать принятия законов, которые могут оказаться более строгими, чем правила, совместно выработанные всеми представителями данной отрасли. Саморегулирование может осуществляться как на уровне отдельной организации, так и всей отрасли в целом. В последнем случае оно проводится специальными наблюдательными советами отрасли, например Национальным советом по наблюдению за рекламной деятельностью, который контролирует распространение всех маркетинговых обращений. Хотя процесс внутреннего контроля может иметь в каждой компании свои особенности, обычно он начинается с проверки деятельности творческой группы и кончается наблюдением за СМИ, распространяющим маркетинговые коммуникации. На каждом этапе этого процесса маркетинговые коммуникации анализируются с точки зрения их соответствия этическим стандартам, хорошему вкусу и требованиям закона.
4. Кратко опишите основные глобальные факторы, влияющие на маркетинговые коммуникации.
На маркетинговые коммуникации влияют несколько факторов всемирного развития. Во-первых, деятельность все большего количества отраслей промышленности приобретает международный характер, поэтому многие фирмы стремятся производить товары и услуги как можно ближе к рынкам, на которых они их реализуют. Маркетологи, работающие в таких отраслях, должны находить разумное соответствие между своими глобальными планами и конкретными действиями в отдельных точках земного шара. Во-вторых, Всемирная торговая организация (WTO) получила возможность решать споры между торговыми партнерами, многие из которых связаны с проблемами использования маркетинговых коммуникаций. Например, конфликт, разрешаемый в рамках WTO, может вызвать негативную реакцию потребителей, на которую маркетологи должны вовремя и умело отреагировать. В-третьих, различные объединения государств, в частности Европейский союз, начинают все активнее влиять на отношения между входящими в них странами. Специалисты по маркетинговым коммуникациям должны представлять, как названные объединения могут повлиять на продвижение товаров в тех или иных регионах. В-четвертых, рынки развивающихся стран становятся все более открытыми, однако работающие на них компании должны представлять реакцию всех участников своей маркетинговой деятельности на возможные проблемы нарушения прав человека и экологической безопасности. Целевые аудитории в промышленно развитых странах обычно отрицательно реагируют на укрепление отношений с развивающимися государствами, допускающими нарушение общепринятых социальных норм. В-пятых, возникновение новых рынков в бывших коммунистических странах Европы вызвало новый всплеск маркетинговой активности западных фирм. Однако, учитывая различие культур и экономических систем стран Западной и Восточной Европы, специалисты по маркетинговым коммуникациям должны с осторожностью использовать маркетинговые обращения, направленные на целевые аудитории новых рынков. Наконец, в-шестых, технический прогресс позволил быстро доставлять маркетинговые обращения в любую точку мира.
Вопросы для самостоятельной работы