Основными объектами контроля являются: объем продаж, размер прибыли и убытков
Понятие маркетинга, предпосылки возникновения и этапы развития
Концепции маркетинга
Основные принципы маркетинга
Функции маркетинга
3.Исходя из сущности маркетинга, который определяется формулировкой: «производить то, что находит сбыт и реализацию, а не пытаться навязать покупателю продукцию, не согласованную предварительно с рынком», можно выделить следующие основные принципы маркетинга:
1). Ориентация производственно-сбытовой и реализационной деятельности на удовлетворение, как существующих, т.е. реальных, так и потенциальных (скрытых) потребностей покупателя.
Это означает, что каждая фирма не может приступить к производству того или иного товара, если она не изучила потребности покупателя. Фирма учитывает изменчивость потребностей и рассчитывает также на потенциальные потребности, которые могут возникнуть после того, как товар пущен производство (порошок-автомат для стир. машины-автомат).
2). Гибкое реагирование производителя на изменение потребностей покупателей и приспособление производства товара к ним.
Гибкое реагирование производителя д.б. нацелено на модификацию не только товара или услуги, но и на модификацию элементов комплекса маркетинга (цена, стратегия маркетинга, стимулирование сбыта и реализации продукции, система ФОССТИС)
3). Целенаправленное и активное воздействие производителя на покупательский спрос (через систему ФОССИС, рекламу, выставки и ярмарки)
4). Стимулирование сбыта и реализации продукции, обеспечение эффективных форм и методов, как пред-, так и послепродажного обслуживания; а последнего – на гарантийное и постгарантийное
5). Обеспечение прибыльности предприятия.
Предпринимателю необходимы накопления (для расширения или модернизации производства), что осуществляется за счет прибыли, полученной в результате эффективной работы предприятия. Предприниматель, привлекая клиентов и предлагая им свои товары и услуги, решает свою основную задачу – получение прибыли за счет получения ответов на вопросы: что? Где? Каким образом? Когда? Кому? – реализовать товары и услуги и с прибылью.
6). Обязательный контроль маркетинговой деятельности и постоянная оценка маркетинговых мероприятий.
Это выражается в глубокой аналитической работе, в результате которой администрация предприятия отказывается от неэффективных методов управления и изыскивает новые, отвечающие условиям выживания предприятия в конкурентной борьбе, инструменты и способы воздействия на контролируемые факторы или силы.
Основными объектами контроля являются: объем продаж, размер прибыли и убытков
7). Целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение в один поток как предпринимательской и хозяйственной, так и производственно-сбытовой и реализационной деятельности.
Практика применения маркетинга в ведущих странах мира показывает, что использование только отдельных составляющих (изучение товара или прогнозирование рынка) не дает должного эк. эффекта. И только комплексный подход позволяет эф-но выйти на рынок с товарами и услугами и особенно с новыми товарами и оригинальными услугами.
8). Постоянное отслеживание всех изменений, происходящих в маркетинговой среде (особенно во внешней), их оценка и выработка соответствующих контрмер, и прежде всего, при возникновении неблагоприятных обстоятельств для выживания фирмы.
4. На реализацию принципов маркетинга ориентированы его функции, которые определяют требования, предъявляемые к маркетинговой деятельности.
Характерными для всех предприятий являются следующие общиефункции маркетинга (менеджмент – Генри Файоль):
1). Планирование – составление стратегических, тактических и оперативных планов производственно-сбытовой деятельности предприятия, которые включают прогнозы развития конъюнктуры рынка, цели, стратегию и тактику поведения предприятия на рынке, его товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику стимулирования сбыта и рекламных мероприятий или коммуникационную политику.
Ø Формулирование стратегических целей
Ø Оценка возможных рисков
Ø Определение необходимых ресурсов
Ø Установление сроков
Ø Определение методов оценки результатов
2). Организация маркетинговой деятельности предусматривает создание специальных структур подразделений в системе управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирмы. Строятся по 3 основным принципам: маркетинговые подразделения по функциям маркетинговой деятельности, по товарному принципу (по продукту), по региону, по группам потребителей.
Ø Определение организационной структуры
Ø Определение основных отделов предприятия
Ø Кто конкретно и что делает (должностные обязанности)
Ø Кто несет ответственность, кому подчиняется
Ø Определение каналов коммуникации
Кроме того, маркетинговым службам присуще включение в организационную структуру гибких временных рабочих групп, которые позволяют концентрировать маркетинговые усилия на наиболее важных направлениях и быстро реагировать на изменения макро- и микросреды маркетинга.
3). Координация – предполагает координирование деятельности предприятия по следующим направлениям:
Ø Координация персонала, используя трудовую политику организации
Ø Координация через отчеты о полученных результатах
Ø Координация через инструкции
Ø Координация через обучение управленческого персонала
4). Контроль маркетинговой деятельности осуществляется в процессе реализации маркетинговых программ, т.е. на протяжении всей маркетинговой работы, в виде контроля за выполнением планов фирмы. Эффективность маркетинговой деятельности оценивается поэтапно: на стадии планирования маркетинговой компании – с целью предварительной оценки возможной эффективности маркетинговых мероприятий и на стадии завершения реализации маркетинговой компании – как оценка фактического итога проделанной работы. Функция контроля проводится по следующим этапам:
Ø Оценка результатов
Ø Сравнение результатов со стандартами (планами)
Ø Установление причин отклонений
Ø Корректировка установленных отклонений
К целевым функциям можно отнести: