Основными объектами контроля являются: объем продаж, размер прибыли и убытков

Понятие маркетинга, предпосылки возникновения и этапы развития

Концепции маркетинга

Основные принципы маркетинга

Функции маркетинга

3.Исходя из сущности маркетинга, который определяется формулировкой: «производить то, что находит сбыт и реализацию, а не пытаться навязать покупателю продукцию, не согласованную предварительно с рынком», можно выделить следующие основные принципы маркетинга:

1). Ориентация производственно-сбытовой и реализационной деятельности на удовлетворение, как существующих, т.е. реальных, так и потенциальных (скрытых) потребностей покупателя.

Это означает, что каждая фирма не может приступить к производству того или иного товара, если она не изучила потребности покупателя. Фирма учитывает изменчивость потребностей и рассчитывает также на потенциальные потребности, которые могут возникнуть после того, как товар пущен производство (порошок-автомат для стир. машины-автомат).

2). Гибкое реагирование производителя на изменение потребностей покупателей и приспособление производства товара к ним.

Гибкое реагирование производителя д.б. нацелено на модификацию не только товара или услуги, но и на модификацию элементов комплекса маркетинга (цена, стратегия маркетинга, стимулирование сбыта и реализации продукции, система ФОССТИС)

3). Целенаправленное и активное воздействие производителя на покупательский спрос (через систему ФОССИС, рекламу, выставки и ярмарки)

4). Стимулирование сбыта и реализации продукции, обеспечение эффективных форм и методов, как пред-, так и послепродажного обслуживания; а последнего – на гарантийное и постгарантийное

5). Обеспечение прибыльности предприятия.

Предпринимателю необходимы накопления (для расширения или модернизации производства), что осуществляется за счет прибыли, полученной в результате эффективной работы предприятия. Предприниматель, привлекая клиентов и предлагая им свои товары и услуги, решает свою основную задачу – получение прибыли за счет получения ответов на вопросы: что? Где? Каким образом? Когда? Кому? – реализовать товары и услуги и с прибылью.

6). Обязательный контроль маркетинговой деятельности и постоянная оценка маркетинговых мероприятий.

Это выражается в глубокой аналитической работе, в результате которой администрация предприятия отказывается от неэффективных методов управления и изыскивает новые, отвечающие условиям выживания предприятия в конкурентной борьбе, инструменты и способы воздействия на контролируемые факторы или силы.

Основными объектами контроля являются: объем продаж, размер прибыли и убытков

7). Целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение в один поток как предпринимательской и хозяйственной, так и производственно-сбытовой и реализационной деятельности.

Практика применения маркетинга в ведущих странах мира показывает, что использование только отдельных составляющих (изучение товара или прогнозирование рынка) не дает должного эк. эффекта. И только комплексный подход позволяет эф-но выйти на рынок с товарами и услугами и особенно с новыми товарами и оригинальными услугами.

8). Постоянное отслеживание всех изменений, происходящих в маркетинговой среде (особенно во внешней), их оценка и выработка соответствующих контрмер, и прежде всего, при возникновении неблагоприятных обстоятельств для выживания фирмы.

4. На реализацию принципов маркетинга ориентированы его функции, которые определяют требования, предъявляемые к маркетинговой деятельности.

Характерными для всех предприятий являются следующие общиефункции маркетинга (менеджмент – Генри Файоль):

1). Планирование – составление стратегических, тактических и оперативных планов производственно-сбытовой деятельности предприятия, которые включают прогнозы развития конъюнктуры рынка, цели, стратегию и тактику поведения предприятия на рынке, его товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику стимулирования сбыта и рекламных мероприятий или коммуникационную политику.

Ø Формулирование стратегических целей

Ø Оценка возможных рисков

Ø Определение необходимых ресурсов

Ø Установление сроков

Ø Определение методов оценки результатов

2). Организация маркетинговой деятельности предусматривает создание специальных структур подразделений в системе управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирмы. Строятся по 3 основным принципам: маркетинговые подразделения по функциям маркетинговой деятельности, по товарному принципу (по продукту), по региону, по группам потребителей.

Ø Определение организационной структуры

Ø Определение основных отделов предприятия

Ø Кто конкретно и что делает (должностные обязанности)

Ø Кто несет ответственность, кому подчиняется

Ø Определение каналов коммуникации

Кроме того, маркетинговым службам присуще включение в организационную структуру гибких временных рабочих групп, которые позволяют концентрировать маркетинговые усилия на наиболее важных направлениях и быстро реагировать на изменения макро- и микросреды маркетинга.

3). Координация – предполагает координирование деятельности предприятия по следующим направлениям:

Ø Координация персонала, используя трудовую политику организации

Ø Координация через отчеты о полученных результатах

Ø Координация через инструкции

Ø Координация через обучение управленческого персонала

4). Контроль маркетинговой деятельности осуществляется в процессе реализации маркетинговых программ, т.е. на протяжении всей маркетинговой работы, в виде контроля за выполнением планов фирмы. Эффективность маркетинговой деятельности оценивается поэтапно: на стадии планирования маркетинговой компании – с целью предварительной оценки возможной эффективности маркетинговых мероприятий и на стадии завершения реализации маркетинговой компании – как оценка фактического итога проделанной работы. Функция контроля проводится по следующим этапам:

Ø Оценка результатов

Ø Сравнение результатов со стандартами (планами)

Ø Установление причин отклонений

Ø Корректировка установленных отклонений

К целевым функциям можно отнести:

Наши рекомендации