Глава 13 АКТИВ № 5: РЕПРОДУЦИРУЕМЫЙ И РАСШИРЯЕМЫЙ БИЗНЕС
А вот еще один важный момент сетевого маркетинга, который вас, вероятно, удивит. Этот бизнес не для прирожденных продавцов. Несколько раньше я обещал более подробно поговорить с Джоном на данную тему, и вот это время настало.
Роберт: Джон, вы согласны с тем, что большинство людей, добившихся успехов в сетевом маркетинге, не являются прирожденными продавцами?
Джон: Я не только полностью соглашусь с вами, но и добавлю, что, наоборот, «прирожденные продавцы», чтобы добиться успеха в сетевом маркетинге, должны первым делом забыть все, что они знают о торговле.
Самыми преуспевающими участниками сетевого маркетинга, которых я знаю, обычно оказываются тренеры, домохозяйки, священники, учителя, то есть люди, любящие рассказывать истории и помогать окружающим. Сетевой маркетинг — это прежде всего обмен информацией и личным опытом, а не техника продаж. Кроме того, здесь очень важна забота о тех, кого вы привели в бизнес.
И это, кстати, очень хорошо, поскольку лишь один человек из двадцати имеет врожденные способности к торговле.
Ключом к успеху в продажах является то, что вы умеете делать.
Ключом к успеху в сетевом маркетинге является то, чему вы можете научить других.
Роберт: Когда я порой говорю, что этот бизнес не связан напрямую с торговлей, реакция слушателей бывает весьма скептической: «Да это же чистой воды казуистика! Есть ли существенная разница между торговлей и снабжением покупателя информацией о товаре?»
Джон: Разница есть, и главным фактором, определяющим отличие торговли от сетевого маркетинга, является так называемое репродуцирование.
Я бы ответил сомневающимся следующим образом: «Если вы потрясающий продавец, обладающий уникальными способностями и навыками продаж, то добьетесь больших успехов в торговле, но в сетевом маркетинге вас, скорее всего, ожидает неудача».
Почему? Потому что если вы так сильны в продажах, то большинство людей в вашей сети будут не в состоянии повторить ваши действия.
Как следствие, ваша сеть не будет расти и ее ожидает скорая кончина.
Роберт: Вы задушите ее еще в колыбели.
Джон: Совершенно верно. Я наблюдал это много раз. Мне приходилось видеть, как талантливые и творческие люди уже после первых шагов в сетевом маркетинге упираются лбом в стену, поскольку полагают, что смогут пробить себе путь к успеху благодаря личной изобретательности, таланту и уникальным умениям. Но здесь все зависит не от того, что умеете делать вы сами, а от того, что умеют делать другие участники сети.
Мне также приходилось иметь дело с некоторыми компаниями сетевого маркетинга, которые допускают серьезную ошибку, чрезмерно поощряя личные достижения в продажах и уделяя куда меньше внимания процессу взаимной передачи опыта между участниками. А ведь магическим фактором здесь является именно репродуцирование действий, а не достижения отдельных участников. Если компания этого не усвоит, у нее не будет возможности последовательно развиваться, так как она лишится своего главного потенциала — людей, репродуцирующих чужие результаты.
Роберт: Очень интересное замечание, особенно если учесть, что подобное перетягивание одеяла на себя — это пример мышления обитателя квадранта С, а не квадранта Б. Если вы действуете в квадранте С, вам волей-неволей приходится проявлять себя во всем блеске, демонстрировать свое творчество и уникальность. В секторе Б такие качества губительны.
Генри Форд создал свою промышленную империю и изменил облик планеты, основываясь вовсе не на уникальных способностях и талантах своих рабочих.
Он мог бы нанять самых лучших мастеров для ручной сборки автомобилей и стал бы производить отличные машины. Возможно, ему удалось бы продать несколько сотен экземпляров. Но вместо этого он разработал модель, в которой были задействованы самые обычные люди, вкладывавшие свое рабочее время и усилия в массовое производство миллионов машин.
Форд мыслил как истинный представитель квадранта Б.
Джон: Признаться, я не подходил к проблеме с этой стороны, но вы попали в точку. Именно так и следует мыслить, если вы хотите добиться успеха в сетевом маркетинге.
Повторю еще раз: подлинную силу сетевому маркетингу придает не то, что вы способны сделать сами, а то, что можете передать другим. Другими словами, вы должны строить свой бизнес так, чтобы перенять и скопировать его мог любой человек. Почему? Потому что такой подход и является главным принципом сетевого маркетинга, позволяющим добиваться успехов в этом виде бизнеса.
К дискуссии о репродуцировании мы еще вернемся, а пока я хочу немного поговорить о возможностях расширения бизнеса.
Информационные инструменты бесконечного расширения
То, о чем говорит Джон, можно выразить и по-другому: сила бизнеса состоит в его способности к расширению. Вы должны иметь возможность расширить свой бизнес до любого нужного вам размера.
Зачастую это становится камнем преткновения для предпринимателей.
В мире множество начинающих бизнесменов, которые создают чудесные фирмы, но их предприятия успешно функционируют, только пока они достаточно малы и их владельцы в одиночку могут контролировать все аспекты деятельности. Лишь очень немногие предприниматели способны создать такие модели бизнеса, которые могут неограниченно расширяться, не требуя прямого участия владельца во всех делах.
Секрет успеха основателя «McDonald's» Рэя Крока заключается в том, что для управления многочисленными филиалами он не стал набирать элитную команду из талантливых рестораторов с громадным опытом, а создал систему, позволяющую получать необходимый опыт в процессе работы.
Именно так поступают компании сетевого маркетинга. Вместо того чтобы нанимать опытных специалистов, читающих лекции, проводящих презентации и продающих товары, они включили в систему своей деятельности информационные инструменты. Разумеется, это произошло не сразу. Джон объяснит, как строилась данная работа.
Джон: На ранних этапах становления сетевого маркетинга люди столкнулись с непростой задачей. Научиться делать презентации действительно может каждый. Но далеко не каждый способен сделать эффективную презентацию. А это значит, что добиться успеха в данном бизнесе теоретически может любой, но в реальности это не так.
В те дни сетевой маркетинг действительно полагался на людей, обладающих хорошими навыками в организации презентаций, и уделял большое внимание обучению людей этим навыкам. Но, как и в случае с продажами, оказалось, что лишь немногие способны в совершенстве освоить искусство профессионального проведения презентаций, а это серьезно ограничивало возможности расширения бизнеса.
Роберт: И тогда на первый план вышли информационные инструменты?
Джон: Совершенно верно. Когда-то люди использовали в этих целях брошюры и буклеты, что позволяло добиться некоторого успеха. Если обычный человек не обладал способностями К проведению ярких презентаций, он мог вручить потенциальному покупателю брошюру или каталог. Однако буклеты и проспекты не оказывали такого воздействия и не вызывали такого интереса, как живая презентация товара.
Но в последние несколько десятилетий в сфере проведения презентаций произошел технологический прорыв.
Бурное распространение цифровых технологий создало равные условия для всех. Технические инструменты: компакт-диски, БУБ и видеоролики в интернете — дают возможность вплотную приблизиться к качеству живой презентации.
Мне нравится, Роберт, что вы назвали свою книгу «Бизнес XXI века». Хотя эта модель бизнеса существует уже несколько десятилетий, она только сейчас начинает полностью раскрывать свой потенциал по причинам, которые мы с вами обсуждаем.
Если сегодня вы решили начать свой бизнес в сфере сетевого маркетинга, вам уже необязательно обладать ярко выраженными навыками публичных выступлений. Наоборот, это будет работать против вас, поскольку, повторюсь, речь идет о весьма специфическом умении, которое трудно репродуцировать.
Вместо того чтобы тратить время на совершенствование своего ораторского искусства, вы можете использовать рабочие инструменты, предоставляемые компанией, которые проведут презентацию за вас.
Кроме того, эти средства весьма доступны по цене, потому что, во-первых, их распространение выгодно компаниям, а во-вторых, сама технология их изготовления очень проста.
Дешевые и высококачественные носители информации и интернет дают возможность неограниченно расширять деятельность в сфере сетевого маркетинга и создавать модель бизнеса, которая допускает участие в ней миллионов людей и их совершенствование.
Вы понимаете, что это значит? Создавая сетевой бизнес, вы приобретаете актив, обладающий потенциалом роста, то есть можете расширять свой бизнес до любых пределов.
Однако прежде, чем продолжать, хочу еще раз взять на себя роль адвоката дьявола.
Роберт: Джон, я хочу задать вам вопрос, который иногда слышу от скептиков: «Значит, если от меня не требуется навыков продавца и мне не надо уметь выступать перед публикой и проводить презентации, то чем мне тогда заниматься? Зачем я в этом случае нужен компании?»
Джон: Затем, чтобы создавать сеть. Поэтому наш бизнес и называется сетевым маркетингом. Для этого вы и нужны компании, за это она вам и платит.
Ваши «должностные обязанности», если можно так выразиться, состоят в том, чтобы вступать в контакты с людьми, предлагать им на пробу продукты, которыми вы пользуетесь и которые вам нравятся, и снабжать их имеющейся информацией, а затем продолжать общение с ними. Если они решат присоединиться к вашему бизнесу, вы должны поделиться с ними своим энтузиазмом, опытом и помочь усвоить те знания и умения, которыми располагаете сами. В этом вам опять же помогут технические средства, которые снимают с ваших плеч большую нагрузку в плане проведения обучения.
В круг ваших задач входят установление отношений, проведение бесед и разъяснение возможностей, имеющихся в этом направлении бизнеса.
В сетевом маркетинге существуют компоненты, в которых вам необязательно быть экспертами. Это презентации и отчасти обучение новичков — функции, осуществление которых берут на себя технические средства. Но есть и такая часть работы, с которой никто, кроме вас, не сможет справиться, в частности установление и развитие взаимоотношений с людьми.
Поэтому у нас в сетевом маркетинге зачастую говорят, что вы являетесь носителем послания, а не самим посланием.
Ушли в прошлое те дни, когда вам надо было повсюду таскать с собой тяжелую сумку с образцами, устраивать у себя дома целый склад продукции и заучивать на память длинные перечни ее свойств и финансовых параметров. Наступил XXI век, все это делается с помощью технических средств, ваша задача заключается лишь в том, чтобы устанавливать контакты с людьми и предлагать им участие в данном бизнесе.
Кстати, все это не означает, что вам не нужно иметь вообще никаких умений. Вам абсолютно необходимо развивать в себе навыки, которые мы обсуждали, рассматривая актив № 1: уверенность в себе, умение переносить и преодолевать неудачи, общаться с людьми, быть хорошим рассказчиком, заботиться об окружающих и т. д.
Но эти навыки доступны каждому человеку. Если вы когда-либо пытались собрать футбольную команду, входили в школьный родительский комитет, устраивали шахматный турнир, участвовали в политической кампании, были членом церковного комитета, тренировали детскую бейсбольную команду или организовывали ансамбль, то у вас есть все предпосылки для формирования сети.
Вам нужны не опытные продавцы, а люди, готовые обучаться азам бизнеса и навыкам межличностного общения, чтобы расти и развиваться как личности, предприниматели и лидеры.
Лишь очень немногих людей можно отнести к профессионалам в сфере продаж, но зато практически все могут освоить умения, необходимые для формирования сети и обучения новичков. Это значит, что сетевой маркетинг открыт для сотен миллионов людей — таких же, как вы.
Данный бизнес можно считать вполне поддающимся репродуцированию и расширению. Когда ваша сеть вырастет до пяти, а потом и до 50 человек, у вас появятся навыки, которые впоследствии позволят вам расширить ее до 500, 5 тысяч и т. д.
Все это подводит нас к понятию лидерства.